Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель работы - роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения муниципального образования на примере города Архангельска. Задачами работы являются:
Муниципальные финансы и правовая база их функционирования.
Финансовые ресурсы муниципалитетов и их состав.
Основные направления использования муниципальных финансовых ресурсов.
Роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения
Как следствие, одни бюджеты муниципальных внебюджетных фондов были упразднены, а другие консолидированы в местных бюджетах.
Современное федеральное законодательство не допускает формирования в Российской Федерации бюджетов муниципальных внебюджетных фондов. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.
1.4 Роль муниципальных
финансов в развитии местного
хозяйства и улучшении
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют
местные бюджеты в
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
Формирование бюджетов
муниципальных образований, сосредоточение
в них денежных ресурсов дает возможность
муниципалитетам в полной мере проявлять
финансово-хозяйственную
Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат ,стимулирование эффектного использования материальных и трудовых ресурсов ,создание новых местных производств и промыслов
2 Анализ структуры доходов и расходов муниципального бюджета
Бюджет включает в себя доходы и расходы, а также при необходимости источники финансирования дефицита городского бюджета. Структура доходов и расходов является основным содержанием бюджета, она определяет источники и направления расходования финансовых ресурсов государства.
[см. приложение А]
Доходы бюджета - поступающие
в бюджет денежные средства, за исключением
средств, являющихся источниками финансирования
дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России являются налоговые доходы.
Налогообложение - один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Существуют государства без собственной армии, но нет государств без налогов. Налоги регулируются специальными законами, в России таким законом является Налоговый кодекс Российской Федерации.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. При этом к местным налогам относятся только земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Вопрос о налогах затрагивает интересы всех слоев общества и потому является предметом неутихающих дискуссий. Споры идут об общем уровне налогообложения, о соотношении разных видов налогов, о способах их сбора. В итоге система налогов является компромиссом между интересами различных групп общества.
В связи с чем, в
течение последних лет доходные
базы бюджетов формируется в условиях
постоянного изменения
В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 25.12.2012) в бюджеты городских округов зачисляются:
налоговые доходы от устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога - по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов; местных налогов, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;
единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов;
государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу
[см. приложение Б]
алкогольной продукции, выдаваемых по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции; за выдачу органом местного самоуправления специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов.
Кроме того в соответствии
с областным законом от 22.10.2009
№78-6-03 «О реализации полномочий Архангельской
области в сфере регулирования
Архангельской области подлежит зачислению также налог на доходы физических лиц по нормативу 20 процентов.
Сравнение налоговых и неналоговых доходов городского бюджета органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов:
Вторая составляющая доходов бюджета - неналоговые поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
доходы от продажи
имущества (кроме акций и иных
форм участия в капитале, государственных
запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней), находящегося
в государственной или муниципа
Третья составляющая доходов бюджета - безвозмездные перечисления, к которым относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
[см. приложение В]
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Основные расходы бюджета можно разделить на следующие группы.
[см. приложение Г ]
расходы общего характера, включающие в себя в том числе, и расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
[см., приложение Д]
Расходы федерального, областного и городского бюджетов на 2013 год в разрезе разделов бюджетной классификации Российской Федерации характеризуются следующими данными:
Как именно формируются расходы бюджета? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомится с понятием расходного обязательства.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 86) установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами
вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных
правовых актов при осуществлении
органами местного самоуправления переданных
им отдельных государственных полн
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий, устанавливаются в соответствии с федеральными
законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах предоставленных субвенций.
В Архангельской области
общий порядок и условия
При этом органы местного
самоуправления не вправе устанавливать
и исполнять расходные
Расходы бюджетов всех уровней, предназначенные для исполнения расходных обязательств соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут осуществляться только в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.