Социальное страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В результате проведенных за истекшее десятилетие рыночных преобразований в России изменились отношения собственности, системы управления экономикой, структуры власти. Этот процесс сопровождался резким снижением уровня жизни большинства населения. Возникли неоправданно высокая социальная и материальная дифференциация населения, зоны “сверхбогатства” и хронической бедности, охватившей практически треть населения страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
I. Теоретические основы социального страхования в РФ………………..
1.1. Понятие соцстрахования…………………………………………...
1.2. Разновидности страхования………………………………………..
1.3. Формы социального страхования………………………………….
1.4. Финансовые аспекты деятельности социального страхования:…
1.4.1. Страховые взносы и страховой тариф……………………...
1.4.2. Расходы соцстрахования……………………………………
II. Основные тенденции развития российского соцстрахования………..
2.1. Показатели деятельности страховых компаний………………..
2.2. Показатели деятельности Фонда социального страхования…..
2.3. Анализ социально-страхового рынка России…………………….
2.4. Рекомендации по повышению эффективности социального страхования…………………………………………………………
Заключение………………

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

ДСС реализуется за счет средств, полученных в виде взносов либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли фирмы.

Размеры страховых взносов по ДСС устанавливаются страховыми общественными институтами самостоятельно и зависят от качества страхуемых рисков, правил страхования, стоимости социальных услуг, числа застрахованных и т.п. [1, С. 16].

3) Частное страхование (ЧС).

Государственные страховые компании представляют большие гарантии возмещения возможного личного или имущественного ущерба, чем частные страховые компании. Последние могут предложить меньшую величину страхового тарифа, но не всегда такое страхование становится для клиента более выгодным. В нашей стране зарегистрированные и лицензированные частные страховые компании не имеют каких-либо государственных гарантий.

В рыночной экономике существуют разнообразные формы ЧС от социальных рисков, осуществляющие за счет добровольных страховых взносов физических и юридических лиц в частные страховые компании. Здесь действуют принципы индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица, тесной взаимосвязи программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.

Заключая договор с частными страховыми компаниями, страхователю важно учитывать ряд обстоятельств:

- нужно знать, что чем выше  страховой (резервный) и уставной  фонды компании, тем выше ее  устойчивость;

- следует внимательно изучить  страховой договор;

- необходимо понимать, что является страховым случаем;

- если, судя по страховому договору, отказ компании выполнить свои  страховые обязательства необоснован, то страхователю целесообразно  обратиться с иском в суд. За  просрочку в выплате возмещения  компания вынуждена будет по  суду уплатить еще и дополнительную штрафную неустойку в размере 1% от суммы возмещения за каждый день просрочки [12, С. 38].

В качестве недостатков ЧС отмечают:

- высокие административные расходы  и низкую норму получаемой  прибыли;

- производят отбор, отсеивая клиентов, чье здоровье по тем или иным причинам их не устраивает [2, С. 13].

Из вышеизложенного мы пришли к выводу, что обязательное социальное страхование выгодно отличается от других форм соцстрахования:

- более надежно и стабильно  функционирует по причине всесторонней поддержки государством;

- более дешево;

- обеспечивает широкий круг  профилактических и медицинских  услуг.

 

1.4. Финансовые аспекты деятельности  социального страхования

 

1.4.1. Страховые взносы и страховой  тариф

 

Социальное страхование осуществляется за счет социально-страховых взносов.

Страховые взносы – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с условиями договора [14, С. 261].

Взносы в систему социального страхования платят:

- работники, взносы которых представляют собой вычет из их дохода;

- работодатели (часть заработной  платы, выдаваемой гражданам). Предприятия, экономическое положение которых  относительно более благоприятно, отчисляют на социальное страхование  в абсолютном выражении в расчете  на одного работника больше, чем предприятия, испытывающие трудности с выплатой заработной платы. Первые, имея большие доходы, имеют возможность направить на оздоровление своих работников больше средств в абсолютном и относительном выражении;

- субсидии государства, включающие в себя взносы в фонды обязательного соцстрахования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы [2, С. 12].

Именно из данных взносов формируются фонды социального страхования, которое аккумулирует средства для реализации важнейших социальных гарантий – поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санитарно-курортного обслуживания и т.д. Фонд управляет средствами государственного соцстрахования РФ.

Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении фонда являются федеральной собственностью. На федеральном уровне этот фонд централизует 26% общих поступлений. Основные же средства в размере 74% поступлений расходуются непосредственно предприятиями, организациями, учреждениями - страховиками [12, C. 375]. 

При передаче дел лиц, имеющих право на возмещение вреда, фонду социального страхования работодатель снимает с себя обязанность возмещать причиненный ущерб, а пострадавший или лица, имеющие право на получение возмещения, с этого момента должны обращать свои требования к фонду социального страхования. Причем размер взносов устанавливается государством [9, С. 8].

Страховой тариф – ставка страхового взноса клиента в размере определенной части страховой суммы [14, С. 317]. Размер страховых тарифов для соответствующей отрасли (подотрасли) экономически зависит не только от класса профессионального риска (см. Приложение), но и может дифференцироваться (возможна система скидок и надбавок) в зависимости от показателей производственного травматизма или случаев профессиональных заболеваний на конкретном предприятии.

Размер скидок и надбавок устанавливается страхователю с учетом понесенных им расходов на обеспечение по страхованию, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики [8, С. 98].

 

1.4.2. Расходы соцстрахования

 

Страховые взносы выплачиваются в виде пособий, пенсий. Сложившиеся направления использования средств социального страхования являются функционально неоднородными.

Одну группу составляют расходы на выплату, куда входят пособия, которые выплачиваются гражданам вместо утраченного заработка в период, когда они в силу объективных причин не имеют возможность заработать себе средства на жизнь:

1. Пособий по временной нетрудоспособности, размер которого зависит от  длительности непрерывного трудового  стажа застрахованного и его  заработка.

По общему правилу, пособия выплачиваются в следующих размерах:

- 100% заработка – при непрерывном стаже 8 и более лет;

- 80% - при непрерывном стаже от 5 до 8 лет;

- 60% - до 5 лет.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональные заболевания.

Работодатель, заплатив взносы на социальное страхование, далее уже не участвует в финансировании расходов на оплату пособий.

Для того, чтобы получить соответствующее пособие, заболевший должен обратиться к лечащему врачу для признания факта нетрудоспособности и получения соответствующего документа.

2. Пособия по беременности и  родам выдаются всем работающим  женщинам на основании больничного  листа. Отпуск до родов предоставляется  на 72 календарных дня [12, С. 380]. Определенное распространение получила практика резкого повышения зарплаты женщинам накануне ухода в декретный отпуск. Зарплату повышают в десятки, в сто и более раз, так как размер пособия исчисляется на основе зарплаты, получаемой непосредственно перед уходом в декретный отпуск.

3. Пособия по безработице.

Во вторую группу входят пособия, которые можно расценить как помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести в течение длительного периода повышенные по сравнению с обычными расходами:

1. Пособия при рождении ребенка. Послеродовой отпуск составляет 72 дня.

2. За время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет работающим матерям, имеющим трудовой стаж не менее одного года, а также матерям, обучающимся с отрывом от производства в учебных заведениях, выдается пособие по уходу за ребенком.

3. В случае смерти работника или члена его семьи за счет средств социального страхования выдается пособие на погребение.

В третью группу расходов входят пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный здоровью вред:

- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (полная или частичная оплата путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха и проезда к месту лечения и отдыха и обратно);

- содержание санаториев-профилакториев;

- содержание санаторных и оздоровительных  лагерей для детей и юношества;

- оплату лечебного (диетического) питания;

- финансирование мероприятий по  внешкольному обслуживанию детей.

Пособие при санаторно-курортном лечении выдается в тех случаях, когда ежегодного отпуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью, либо частично, за счет средств социального страхования. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение имеют работающие инвалиды, лица, пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы; ветераны Великой Отечественной войны. Для других категорий работающих граждан и их детей условия получения льготных путевок в санатории, профилактории и оздоровительные лагеря определены нечетко. Они прежде всего зависят от финансовых возможностей предприятий, а там, где такие возможности имеются, - от решений, принимаемых профсоюзными комитетами.

Четвертую группу расходов составляют выплаты пенсий по старости и инвалидности [16, С. 143].

Таким образом, соцстрахование – это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере.

 

II. Основные тенденции развития российского социального страхования.

 

2.1. Показатели деятельности страховых компаний

 

После резкого уменьшения числа страховых организаций в 2000 году, в 2001 году наметился их рост (табл. 1). Охват рынка страховыми услугами характеризуется не просто общим числом страховых компаний, но и численностью их филиалов. Количество филиалов показывает не только величину организации, но и то, насколько широко охватывает данная организация общую территорию страны, ее населенные пункты, а следовательно, и насколько широко охвачен ее общий национальный страховой рынок.

Таблица 1

Показатели деятельности страховых компаний в РФ1

Данные о страховых компаниях

2000 г.

2001 г.

Всего

В том числе

Всего

В том числе

государст

венные

негосударст

венные

государственные

негосударст

венные

Число учтенных страховых орга-низаций

1139

73

1066

1164

66

1096

Число филиалов

4507

2011

2496

4633

1931

2702


 

На 1 января 2002г. в стране было зарегистрировано 1366 страховые организации, на 1 октября 2003г. – уже 1436, на 1 января 2004г. – 1397. Причины уменьшения числа страховых организаций связаны в основном с отзывом органами государственного страхового надзора лицензий у компаний, не отвечающих требованиям к минимальным размерам уставного капитала и финансовой устойчивости, а также со снижением интенсивности образования новых страховых компаний.

В 2000 г. уставный капитал всех страховых компаний составлял всего 10809 млн. руб. Из всех страховых организаций 800 компаний имели величину уставного капитала 10 млн. руб. Иными словами, половина российских страховых компаний не имела достаточных средств для активной и стабильной работы на страховом рынке. Однако в 2002 г. во время активного роста уставных капиталов, совокупный уставный капитал страховых компаний увеличился на 74% (с 27,3 млрд. руб. до 47,6 млрд. руб.), на начало 2004 г. – 76 млрд. руб. (табл. 2).

 

Таблица 2

Финансовые показатели ведущих страховщиков (на 2004 г.)1, тыс. руб.

Компания

Уставный капитал

“Госгосстрах”

“Ингосстрах”

“РЕСО-Гарантия”

“СОГАЗ”

“РОСНО”

“Согласие”

“Природа”

“Надежда Ре”

Страховой дом ВСК

“Лидер”

Группа “Альфа Страхование”

“Спасские ворота”

Группа “НАСТА”

2942267

500000

3100000

935117

432000

801204

924000

1200000

700000

210000

1900000

393725

646999


 

Рассмотрим компании, занимающиеся различными видами страхования (табл.3)

Таблица 3

 

Компании-лидеры по видам страхования, 2002 г.

Вид страхования

Компании

1

2

Компании, входящие в число лиде-ров на всех сегментах страхового рынка

Ингосстрах, РОСНО, Страховой дом ВСК, Группа “Ренессанс страхова-ние”, Промышленно-страховая ком-пания, РЕСО-Гарантия

Страхование имущества физических лиц

Росгосстрах, Спасские ворота, РЕСО-Гарантия, Согласие, РОСНО, Ингосстрах, Россия

Страхование ответственности

Ингосстрах, Согласие, Страховой

дом ВСК, РОСНО

Добровольное медицинское страхова-

ние

РОСНО, РЕСО-Гарантия, Ингос-

страх, Прогресс-Гарант, Медведь ЛК, Группа РАСО

Информация о работе Социальное страхование в РФ