Социальное страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В результате проведенных за истекшее десятилетие рыночных преобразований в России изменились отношения собственности, системы управления экономикой, структуры власти. Этот процесс сопровождался резким снижением уровня жизни большинства населения. Возникли неоправданно высокая социальная и материальная дифференциация населения, зоны “сверхбогатства” и хронической бедности, охватившей практически треть населения страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
I. Теоретические основы социального страхования в РФ………………..
1.1. Понятие соцстрахования…………………………………………...
1.2. Разновидности страхования………………………………………..
1.3. Формы социального страхования………………………………….
1.4. Финансовые аспекты деятельности социального страхования:…
1.4.1. Страховые взносы и страховой тариф……………………...
1.4.2. Расходы соцстрахования……………………………………
II. Основные тенденции развития российского соцстрахования………..
2.1. Показатели деятельности страховых компаний………………..
2.2. Показатели деятельности Фонда социального страхования…..
2.3. Анализ социально-страхового рынка России…………………….
2.4. Рекомендации по повышению эффективности социального страхования…………………………………………………………
Заключение………………

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Продолжение табл. 9

 

1

2

3

4

Средний размер пенсии, руб.

1380

1585

1884

В том числе по старости, руб.

1483

1634,7

1935

Прожиточный минимум пенсио-нера, руб.

1372

1558

1900

Расходы на выплату государст-венных пенсий, млрд. руб.

642,7

769,1

886,6

В том числе на выплату трудовых пенсий, млрд. руб.

597,6

718

824,3


 

Как свидетельствуют данные таблицы, тенденция состоящих на учете в органах социальной защиты населения (за 2002 – 2003 гг. – 38,5 млн. чел.) сменилась на тенденцию увеличения численности пенсионеров в 2004 г. – 38,6 млн. чел. Одновременно с увеличением общей численности пенсионеров увеличились расходы на выплату государственных пенсий – на 243,9 млрд. руб.

Кроме того, объем текущих поступлений страховых взносов на 2004 г. в сумме 380,37 млрд. руб. не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии (824,3 млрд. руб.).

Рассмотрим число получателей трудовой пенсии (табл. 10) на 2002 год.

 

Таблица 10

Сведения о численности пенсионеров, получающих

трудовые пенсии на 2002 г.1

Наименование показателей

Численность пенсионеров, человек

Всего

В том числе работающих

Трудовые пенсии:

по старости

 

29541894

 

5465959

по инвалидности

4471078

798542

по случаю потери кормильца

2514853

75711


 

Итак, данные о тенденциях развития российского социального страхования позволяют сделать вывод, что действующее в России социальное страхование имеет ряд проблем:

- по сравнению с добровольным соцстрахованием происходит уменьшение доли обязательного страхования;

- объем страховых взносов не  покрывает расходов, т.е. несбалансированность  доходов и расходов.

 

2.4. Рекомендации по повышению  эффективности социального страхования

 

Рассмотрев вышеперечисленные проблемы социального страхования, представляется целесообразным разработать рекомендации по повышению эффективности социального страхования.

Во-первых, правительству РФ необходимо повысить долю обязательного соцстрахования путем следующих мер:

1. Глубоко проанализировать ситуацию  с потребностями различных категорий  и групп населения в социальных  услугах и степень их удовлетворения  в области обязательного страхования.

2. На основе полученных результатов  разработать региональные и муниципальные программы комплексного развития обязательного соцстрахования.

Что касается страховых компаний, то можно привлечь больше количества граждан путем различных рекламных приемов (реклама в прессе, по радио, телевидению, рекламные буклеты).

Во-вторых, сбалансировать доходы и расходы путем следующих мер:

1. Сократить расходы социального  страхования за счет переноса нестраховых выплат на бюджеты разных уровней. К расходам нестрахового характера можно отнести финансирование оздоровления детей работающих граждан, оплату путевок, на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, непосредственно после стационарного лечения, пособия при рождении ребенка, выплаты пособий на погребение. Необходимо принять решение о переносе этих расходов на федеральный и региональный бюджеты.

2. Для сокращения расходов ФСС  на пособия по временной нетрудоспособности, по обязательному социальному  страхованию предлагается освободить  выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц и одновременно установить пониженные размеры пособий по временной нетрудоспособности (стаж до 5 лет – 45%; от 5 – 8 лет – 65%; свыше 8 лет – 85% средней заработной платы).

3. Создать механизм, предотвращающий выплаты по больничным листам, начисляемые без соответствующего основания. Для этого можно ограничить размер возмещения по временной нетрудоспособности определенным фондом.

4. Возложить на работодателей  обязанности частичной оплаты  пособий, помимо его взносов на  социальное страхование.

5. Сократить расходы на доставку пенсий. Оплату услуг по доставке пенсий и пособий за счет бюджета страховщика производить только для инвалидов I и II групп и лиц старше 80 лет.

6. Лицам, ставшим инвалидами вследствие  несчастного случая на производстве, по их выбору выплачивать либо ежемесячную страховую выплату за счет средств ФСС, либо пенсию по инвалидности за счет средств страховщика. В соответствии с действующим законодательством, указанные лица имеют право на обе выплаты одновременно.

Итак, мы перечислили меры, направленные на повышение эффективности социального страхования. Если социальное страхование будет реализовываться эффективнее, то это будет способствовать превращению соцстрахования в один из важнейших макроэкономических механизмов развития и регулирования социальных процессов.

 

Заключение

 

В первом разделе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы социального страхования в РФ. Соцстрахование является неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере и является базовым институтом социальной защиты населения от социальных рисков: временная или постоянная нетрудоспособность, утрата работы.

Мы уяснили, что по формам проведения социальное страхование делится на:

1) обязательное – обеспечивает  всем гражданам равные возможности  в получении социальных гарантий (пенсий, пособий);

2) добровольное соцстрахование не носит принудительного характера и предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке;

3) частное страхование подразумевает  что застрахованное лицо индивидуально  оценивает социальный риск.

Рассмотрев эти 3 формы соцстрахования мы пришли к выводу, что обязательное страхование выгодно отличается от других форм:

- более надежно и стабильно  функционирует по причине всесторонней  поддержки государством;

- более дешево.

Соцстрахование осуществляется за счет социально-страховых взносов (осуществляют работники, работодатели, субсидии государства) и выплачиваются они в виде пособий, (по временной нетрудоспособности при рождении ребенка и др.) и пенсий (по старости и инвалидности).

Во втором разделе мы познакомились с основными тенденциями развития российского социального страхования. Следует отметить, что происходит: уменьшение числа страховых организаций  (2003 г. – 1436, 2004 г. – 1397); увеличиваются поступления (в 2001 г. - по сравнению с 2000 г. – на 3620 млн. руб.) и расходования средств (на 9819 млн. руб.) Фонда социального страхования; преобладает такой вид соцстрахования, как страхование жизни. Но в целом, автор работы пришел к выводу, что действующее в России социальное страхование имеет ряд проблем:

- по  сравнению с добровольным соцстрахованием (взносы  - 81,3% и выплаты – 71,8% в 2003 г.) происходит уменьшение доли обязательного соцстрахования (взносы  - 18,7% м выплаты 28,2%);

- несбалансированность доходов  и расходов.

Поэтому мы разработали рекомендации по повышению эффективности социального страхования. Правительству РФ необходимо проводить следующие меры:

1) по увеличению доли обязательного  соцстрахования – разработать  программу комплексного развития  ОСС за счет анализа объема  и качества предоставления обязательного социального страхования;

2) сбалансировать доходы и расходы  путем сокращения расходов социального  страхования.

Если социальное страхование будет реализовываться эффективнее, то это будет способствовать превращению соцстрахования в один из важнейших макроэкономических механизмов развития и регулирования социальных процессов.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные задачи были реализованы.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. – М.: ТЕИС, 1998. – С.189.
  2. Березин С.М. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. – 2003. – №5. – С.8 – 13.
  3. Говашелишвили Т.А. Соцстрахование: возможности роста и развития // Вестник государственного социального страхования. – 2003. – №2, февраль. – С.28 – 33.
  4. Гурьянов Л.П. Социальная защита работников и профсоюзы. – М.: Профиздат, 2001. – С.86 – 136.
  5. Желтоносов В.М. Инфраструктурные изменения в Российском страховом рынке // Финансы и кредит. – 2004. – №2. - с.21-30.
  6. Кучма М.И. Социальное страхование // Справочник кадровика. – 2000. – №6. – С.75 – 81.
  7. Лукиянова О.В. Обобщение государственной статистической отчетности в области пенсионного обеспечения за 2002 год // Пенсия. – 2003. - №11, ноябрь. – с.65.
  8. Малышева Е.М. Страховые тарифы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Справочник кадровика. – 2000. – №3. – С.93 – 98.
  9. Малышева Е.М. Страховка от беды // Домашний адвокат. – 2000. – №6, март. – С.8 – 9.
  10. Михеева Ю. Роль и функции социального страхования в организации новой модели защиты интересов населения // Экономист. – 2003. –  №8. – С.68 – 73.
  11. Роик В. Социальный налог и социальное страхование // Российский экономический журнал. – 2000. – №5 – 6. – С.96 – 104.
  12. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов на Дону: Феникс, 2000. – С.373 – 386.
  13. Федорова М.Ю. Понятие социального страхования // Журнал российского права. – 2001. – №1. – С.35 – 43.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С.300 – 327.
  15. Шахов В.В. Страхование: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С.311.
  16. Шишкин В.С. Рационализация системы социального страхования // Проблемы прогнозирования. – 2000. – №1. – С.142 – 151.
  17. Шишкин В.С. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С.270 – 291.

 

Приложение

 

Порядок отнесения к классам профессионального риска и установления тарифов

 

Класс профессиональ-ного риска

Отрасли (подотрасли) экономики

Размер страхового тарифа

1

2

3

I

Наука

Культура и искусство

Народное образование

Здравоохранение, физическая культура

Управление

0,2

II

Электроника

Торговля

Связь

Ремонт разного непроизводственного оборудования

Животноводство

Проектные организации

Редакции и издательства

Жилищно-коммунальное хозяйство

Финансы, кредит

Страхование, пенсионное обеспечение

0,3

III

Газовая промышленность

Трамвайный и троллейбусный транспорт

0,5

IV

Промышленность драгоценных металлов и алмазов

Легкая промышленность

Медицинская промышленность

Железнодорожный транспорт

Авиационный транспорт

1,4

V

Нефтедобывающая промышленность

Промышленность перерабатывающая

Микробиологическая промышленность

Растениеводство

Лесное хозяйство

Охота, пушной промысел, разведение дичи

1,7


 

Продолжение приложения

1

2

3

VI

Нефтехимическая промышленность

Ремонт машин и оборудования

Пищевая промышленность

Мясная и молочная промышленность

Рыбная промышленность

Строительство

Машиностроение

1,8

VII

Добыча драгоценных металлов

Морской транспорт

Внутренний водный транспорт

1,9

VIII

Химическая промышленность

3,1

IX

Торфяная промышленность

Производство строительных метал-лоизделий

Промышленность строительных мате-риалов

3,7

X

Деревообрабатывающая промышленность

Стекольная промышленность

Текстильная промышленность

3,8

XI

Черная металлургия

4,3

XII

Цветная металлургия

Лесосплав

Лесозаготовительная промышленность

Подземная добыча руд черных металлов

5,9

XIII

Сланцевая промышленность

Специальные организации, осуществля-ющие строительство шахт

6,8

XIV

Добыча угля подземным способом

10,7

Информация о работе Социальное страхование в РФ