Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление социально-экономической сущности и функций финансов, проведение анализа статистических данных по налогообложению.
Мною были поставлены задачи:
1. Изучение и систематизация экономической литературы, статистических данных по вопросам финансов и налогообложения;
2. Дать определение финансам, показать их экономическое содержание, охарактеризовать функции выполняемые финансами
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 5
1.1 Краткая история финансов 5
1.1.1 Общее понятие финансовой науки 5
1.1.2 История развития финансовых отношений 5
1.2 Сущность и функции финансов 7
1.2.1 Сущность финансов 7
1.2.2 Функции финансов 8
1.3 Управление финансами 10
2 НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
2.1 Виды налогов в современной России 12
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней 12
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 16
3.1 Финансовая политика 16
3.2 Значение финансовой политики 18
3.3 Задачи финансовой политики 19
3.4 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. [8; с. 10-12]
1.2.2 Функции финансов
Функция финансов – это проявление их сущности в действии. Финансы выполняют распределительную и контрольную функции в органическом единстве.
Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, а финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование распределение и – на стадии обмена – использование доходов и накоплений. Общественный продукт в процессе его движения из производства в потребление подразделяются на две части: одна поглощается в процессе производственного потребления, другая – расходуется на непроизводственное потребление:
· На содержание органов государственной власти и управления, покрытие расходов на оборону и др.;
· На удовлетворение общественных потребностей – развитие и содержание учреждений Образования, науки, культуры, здравоохранения и других отраслей непроизводственного назначения;
· На содержание нетрудоспособных членов общества;
· На удовлетворение индивидуальных потребностей населения.
Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.
Контрольная функция финансов определяется
их свойством служить средством
контроля за процессом стоимостного
распределения и
1) Финансовыми подразделениями
предприятий в целях выявления
резервов рационального
2) Финансовыми и налоговыми органами в отношении:
· Предприятий
в части полноты и
· Учреждений
бюджетной сферы в части
3)
Банками при кредитовании
Контрольная функция финансов неотделимо от распределительной функции и обслуживает не только распределительные отношения, но также и смену форм стоимости в кругообороте средств предприятий.
1.3 Управление финансами
Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную поддержку, предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности в реально экономике.
Сущность финансового контроля сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками и законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и иной нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.
Финансовый контроль в современной экономике Российской Федерации имеет следующие виды:
· контроль за хозяйствующими субъектами со стороны государственной налоговой инспекции;
· принятие превентивных мер по выявлению финансовых, налоговых нарушений государственной налоговой полицией;
· государственный
контроль за правильностью использования
бюджетных средств в
· контроль Центрального банка России за деятельностью коммерческих банков;
· контроль коммерческих банков за деятельностью предприятий, счета которых находятся в банке, а также контроль за возвращением полученных ими кредитов и правильным их использованием в соответствии с договором.
Финансовый контроль имеет различные формы:
внутрифирменный финансовый контроль,
который выполняется
независимый финансовый контроль, который выполняется специально уполномоченными на это аудиторскими фирмами согласно заключенному договору за определенное вознаграждение. Заключение аудиторской фирмы включает финансовую отчетность, оценку достоверности информации, характеристику финансово-хозяйственной деятельности и публикуется в открытой печати;
государственный финансовый контроль, который осуществляется уполномоченными на то государственным органами.
Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами а отношении подведомственных предприятий и организаций.
Государственный
финансовый контроль осуществляется Счетной
палатой Федерального собрания, Главным
контрольным управлением
Управление
финансами на современном этапе
немыслимо без
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Виды налогов в современной России
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный перечень налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ представлен в приложении 2. Как видим, перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ количество налогов сокращается с 23 до 15. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы – сокращение налогового бремени.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии и НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
2.2 Роль
налогов в формировании
Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета РФ и их исполнение – сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране в текущем и следующем финансовом году, на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
При рассмотрении
роли налогов в формировании доходов
бюджетов различных уровней
·
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
· другие неналоговые доходы;
К безвозмездным и безвозвратным
перечислениям относятся
· финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;
· субвенций из Федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций;
· субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
· безвозмездных
и безвозвратных перечислений из
бюджетов государственных и /или
территориальных государственны
· безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований;
Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе.
Исходя из вышеизложенного проведем поэтапный анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. В приложении 3 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2000-2004 гг. Прежде всего обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2000 г. Составляла 84,7% структуры доходов, а в 2004 г. – 75,5%. По значимости в доходах федерального бюджета в 2004 г. можно выделить: НДС – 36,03%; таможенные пошлины, и иные таможенные сборы и платежи – 19,42; платежи за пользование природными ресурсами – 10,19%. Наибольший прирост по сравнению с 2003г. дали таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи (+5,53%). Таким образом, как видно из приложения 2, имеет место изменение структуры доходов федерального бюджета, связанное со снижением налогового бремени, продолжением налоговой реформы, изменением распределения некоторых налогов по уровням бюджетов, а также возрастанием ряда неналоговых поступлений, в частности налогов от экспорта.
В приложении 4 приведены данные поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет с 2004 по 2007 г. В 2004 г. на общую сумму 3299,6 млрд. руб. с каждым годом эта сумма увеличивается это говорит о том, что Правительство стремится повысить доходную часть в консолидированном бюджете РФ проводя унификацию налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения [2]. К 2007 г. сумма поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей составила 6955,2 млрд. руб.
По налогу на прибыль организаций установлено 5 видов ставок:
1. общая ставка налога (установлена в размере 24%, из них 6,5% - в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджет субъекта РФ);
2. налоговые ставки на доходы
иностранных организаций, не
3. по доходам, полученным в виде дивидендов (10% - по доходам, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, и наоборот);
4. по доходам, полученным по операциям с отдельными видами долговых обязательств (15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам; 9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам);
5. по прибыли ЦБ РФ (установлена в размере 24%).[6, с.132-133]
В 2007 г. поступление налога на прибыль
организаций в
В 2005 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 706,6 млрд. руб. налога на доходы физических лиц (налоговая ставка – 24%), что на 23% больше, чем за 2004 г. В 2007 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 1266,1 млрд.рублей, что на 36% больше, чем в предыдущем году. Это говорит о том, что каждый год доходы граждан Российской Федерации растут, в связи с этим повышается и сумма налогов поступаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции финансов