Социально-экономическая сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление социально-экономической сущности и функций финансов, проведение анализа статистических данных по налогообложению.
Мною были поставлены задачи:
1. Изучение и систематизация экономической литературы, статистических данных по вопросам финансов и налогообложения;
2. Дать определение финансам, показать их экономическое содержание, охарактеризовать функции выполняемые финансами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 5

1.1 Краткая история финансов 5

1.1.1 Общее понятие финансовой науки 5

1.1.2 История развития финансовых отношений 5

1.2 Сущность и функции финансов 7

1.2.1 Сущность финансов 7

1.2.2 Функции финансов 8

1.3 Управление финансами 10

2 НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12

2.1 Виды налогов в современной России 12

2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней 12

3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 16

3.1 Финансовая политика 16

3.2 Значение финансовой политики 18

3.3 Задачи финансовой политики 19

3.4 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, финансы – это  всегда денежные отношения, но не любые  денежные отношения. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определение  финансов.

 

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. [8; с. 10-12]

 

1.2.2 Функции финансов

 

Функция финансов – это проявление их сущности в действии. Финансы выполняют распределительную и контрольную функции в органическом единстве.

 

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости  произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, а финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование распределение и – на стадии обмена – использование доходов и накоплений. Общественный продукт в процессе его движения из производства в потребление подразделяются на две части: одна поглощается  в процессе производственного потребления, другая – расходуется на непроизводственное потребление:

 

·               На содержание органов государственной  власти и управления, покрытие расходов на оборону и др.;

 

·               На удовлетворение общественных потребностей – развитие и содержание учреждений Образования, науки, культуры, здравоохранения и других отраслей непроизводственного назначения;

 

·               На содержание нетрудоспособных членов общества;

 

·               На удовлетворение индивидуальных потребностей населения.

 

Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.

 

Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством  контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения  общественного продукта, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется:

 

1)      Финансовыми подразделениями  предприятий в целях выявления  резервов рационального использования  ресурсов предприятия – финансовых, материальных трудовых;

 

2)      Финансовыми и  налоговыми органами в отношении:

 

·        Предприятий  в части полноты и своевременности  налоговых платежей и неналоговых  отчислений, правильность отражения  затрат на производство и реализацию продукции и т.д.;

 

·        Учреждений бюджетной сферы в части исполнения сметы доходов, а также – при условии предпринимательской – в части формирования, распределения и использования доходов от нее;

 

3)                      Банками при кредитовании предприятий,  когда проверяется финансовая  устойчивость заимополучателя, обеспеченность и гарантии погашения выдаваемого кредита.

 

Контрольная функция финансов неотделимо от распределительной функции и  обслуживает не только распределительные  отношения, но также и смену форм стоимости в кругообороте средств  предприятий.

 

1.3 Управление финансами

 

Финансовый контроль в экономике  современной России приобретает  чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые  получают государственную поддержку, предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности в  реально экономике.

 

Сущность финансового контроля сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и  их финансовыми посредниками и законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим  законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и иной нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.

 

Финансовый контроль в современной экономике Российской Федерации имеет следующие виды:

 

·      контроль за хозяйствующими субъектами со стороны государственной  налоговой инспекции;

 

·      принятие превентивных мер по выявлению финансовых, налоговых  нарушений государственной налоговой полицией;

 

·      государственный  контроль за правильностью использования  бюджетных средств в соответствии с принятым законом РФ или субъекта Федерации, а также постановлением представительного органа местного управления;

 

·      контроль Центрального банка России за деятельностью коммерческих банков;

 

·      контроль коммерческих банков за деятельностью предприятий, счета которых находятся в  банке, а также контроль за возвращением полученных ими кредитов и правильным их использованием в соответствии с договором.

 

Финансовый контроль имеет различные  формы:

 

внутрифирменный финансовый контроль, который выполняется финансовыми  службами соответственно головных и  дочерних предприятий. В акционерных  обществах, кооперативных организациях он осуществляется ревизионными комиссиями;

 

независимый финансовый контроль, который  выполняется специально уполномоченными  на это аудиторскими фирмами согласно заключенному договору за определенное вознаграждение. Заключение аудиторской  фирмы включает финансовую отчетность, оценку достоверности информации, характеристику финансово-хозяйственной деятельности и публикуется в открытой печати;

 

государственный финансовый контроль, который осуществляется уполномоченными  на то государственным  органами.

 

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными  государственными  органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами а отношении подведомственных предприятий и организаций.

 

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной  палатой Федерального собрания, Главным  контрольным управлением Президента РФ, Государственной налоговой службой  РФ, Федеральной службой налоговой  полиции РФ, Главным управлением казначейства и Контрольно-ревизионным управлением (КРУ), Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ, Государственным таможенным комитетом РФ. Ведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.

 

Управление  финансами на современном этапе  немыслимо без автоматизированной системы управления (АСУ – финансы). АСУ – финансы обеспечивают автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой  для анализа и финансового  программирования. Наличие компьютерной техники и современных средств связи позволяет более оперативно обрабатывать и передавать информацию адресату для анализа и принятия, если это необходимо, управленческого решения. [10; с. 45-47]

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   2.1 Виды налогов в современной России

 

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и  сборы в Российской Федерации  подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный перечень налогов по Закону РФ «Об основах  налоговой системы РФ» и по НК РФ представлен в приложении 2. Как видим, перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ количество налогов сокращается с 23 до 15. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы – сокращение налогового бремени.

 

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ как обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии и НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

 

2.2 Роль  налогов в формировании доходов  бюджетов различных уровней 

 

Формирование  параметров бюджетов всех уровней в  составе консолидированного бюджета  РФ и их исполнение – сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране в текущем и следующем финансовом году, на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

 

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов  бюджетов различных уровней целесообразно  классифицировать доходы по их видам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги. К неналоговым относятся:

 

·          доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

 

·          доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями;

 

·          средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

 

·          другие неналоговые доходы;

 

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

 

·          финансовой помощи из бюджетов других уровней  в форме дотаций и субвенций;

 

·          субвенций из Федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций;

 

·          субвенций  из местных бюджетов бюджетам других уровней;

 

·          безвозмездных  и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и /или  территориальных государственных внебюджетных фондов;

 

·          безвозмездных  и безвозвратных перечислений от физических лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований;

 

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе.

 

Исходя из вышеизложенного проведем поэтапный анализ значимости налоговых  поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ,  а также местных бюджетов. В приложении 3  представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2000-2004 гг. Прежде всего обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2000 г. Составляла 84,7% структуры доходов, а в 2004 г. – 75,5%. По значимости в доходах федерального бюджета в 2004 г. можно выделить: НДС – 36,03%; таможенные пошлины, и иные таможенные сборы и платежи – 19,42; платежи за пользование природными ресурсами – 10,19%. Наибольший прирост по сравнению с 2003г. дали таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи (+5,53%). Таким образом, как видно из приложения 2, имеет место изменение структуры доходов федерального бюджета, связанное со снижением налогового бремени, продолжением налоговой реформы, изменением распределения некоторых налогов по уровням бюджетов, а также возрастанием ряда неналоговых поступлений, в частности налогов от экспорта.

 

В приложении 4 приведены данные поступления  налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет с 2004 по 2007 г. В 2004 г. на общую сумму 3299,6 млрд. руб. с каждым годом эта сумма увеличивается это говорит о том, что Правительство стремится повысить доходную часть в консолидированном бюджете РФ проводя унификацию налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения [2]. К 2007 г. сумма поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей составила 6955,2 млрд. руб.

 

По налогу на прибыль организаций  установлено 5 видов ставок:

 

1. общая ставка налога (установлена  в размере 24%, из них 6,5% - в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджет субъекта РФ);

 

2. налоговые ставки на доходы  иностранных организаций, не связанных  с деятельностью в РФ через  постоянное представительство (10% - по доходам, полученным от  использования, содержания или  сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок; 20% - от остальных доходов, кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств);

 

3. по доходам, полученным в виде дивидендов (10% - по доходам, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, и наоборот);

 

4. по доходам, полученным по операциям с отдельными видами долговых обязательств (15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам; 9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам);

 

5. по прибыли ЦБ РФ (установлена в размере 24%).[6, с.132-133]

 

В 2007 г. поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации составило 2172,2 млрд.руб. и увеличилось по сравнению  с 2006 г. на 30%. В общей сумме поступлений  по данному налогу в 2007 г.  доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет РФ по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с 2006 г. на 25% и составила 3342,6 млрд. руб.

 

В 2005 г.  в консолидированный  бюджет Российской Федерации  поступило 706,6 млрд. руб. налога на доходы физических лиц (налоговая ставка – 24%), что на 23% больше, чем за 2004 г. В 2007 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 1266,1 млрд.рублей, что на 36% больше, чем в предыдущем году. Это говорит о том, что каждый год доходы граждан Российской Федерации растут, в связи с этим повышается и сумма налогов поступаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции финансов