Социально-экономическая сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление социально-экономической сущности и функций финансов, проведение анализа статистических данных по налогообложению.
Мною были поставлены задачи:
1. Изучение и систематизация экономической литературы, статистических данных по вопросам финансов и налогообложения;
2. Дать определение финансам, показать их экономическое содержание, охарактеризовать функции выполняемые финансами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 5

1.1 Краткая история финансов 5

1.1.1 Общее понятие финансовой науки 5

1.1.2 История развития финансовых отношений 5

1.2 Сущность и функции финансов 7

1.2.1 Сущность финансов 7

1.2.2 Функции финансов 8

1.3 Управление финансами 10

2 НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12

2.1 Виды налогов в современной России 12

2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней 12

3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 16

3.1 Финансовая политика 16

3.2 Значение финансовой политики 18

3.3 Задачи финансовой политики 19

3.4 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

В 2007 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 289,9 млрд.руб., что на 14,4% больше по сравнению с 2006 г. Основную часть поступлений обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом в 2006 г. доля поступлений по акцизам на дизельное топливо снизилась по сравнению с предыдущем годом на 3%, по акцизам на табачную продукцию - увеличилась на 23%.

 

В 2005 г. поступление налога за пользование природными ресурсами составило 928,6  млрд.руб., увеличившись по сравнению с 2004г. на 57%. При этом доля поступлений налога на добычу полезных ископаемых составила 908,7 млрд. руб. и увеличилась по сравнению с 2004 г. на 44%.  Не смотря на то, что объем поступлений налогов и сборов в бюджет РФ большой существует задолжность с которой правительство активно борется (приложение 5).

 

По федеральным налогам задолжность  с каждым годом становится все  меньше и меньше, если в 2005 г. она составила 799,9 млрд. руб., то в 2008 г. она уменьшилась до 481,9 млрд. руб. По региональным налогам в 2005 г. задолжность составила 51 млрд. руб., а в 2006 г. она увеличилась и составила 54,5 млрд. руб. По местным налогам задолжность имеет динамику к понижению, в 2005 г. – 35,5млрд. руб., в 2008 г. – 28,4 млрд. руб. [6; с.102-107]

 

 

 

3  ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

3.1 Финансовая политика 

 

Любое государство для осуществления  своих функций и достижения определенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

 

Финансовая политика – это разработка и обоснование субъектами власти и субъектами хозяйствования совокупности мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения этими субъектами своих функций и задач.

 

Содержание финансовой политики состоит  в том, чтобы на основе теории финансов определить как формировать и использовать финансовые ресурсы.

 

Разработка и реализация финансовой политики предполагают:

 

·        определение  концептуальных основ финансовой политики;

 

·        разработку системы мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов с целью достижения целей и задач деятельности органов власти и субъектов хозяйствования;

 

·        организационно-правовое обеспечение реализации разработанной  системы мероприятий.

 

В условиях рыночной экономики к субъектам финансовой политики относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, индивидуальные предприниматели. Объектами финансовой политики выступают финансовые отношения и финансовые ресурсы органов власти и местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования.

 

Можно выделить следующие аспекты  финансовой политики:

 

1.      функциональный

 

2.      целевой

 

3.      территориальный 

 

4.      субъектный

 

5.      содержательный

 

6.      временной

 

Функционально финансовая политика включает в себя политику мобилизации и использования финансовых ресурсов субъектами власти и субъектами хозяйствования. В рамках политики мобилизации финансовых ресурсов, проводимой органами государственной власти и органами местного самоуправления, можно выделить налоговую политику, политику в области неналоговых доходов и привлечение безвозмездных и безвозвратных перечислений. Политика использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов предполагает определение целей, условий, направлений и форм их расходования, оценку социально-экономического эффекта этих расходов.

 

Субъекты хозяйствования в лице организаций и индивидуальных предпринимателей формируют учетную политику для  целей налогообложения, инвестиционную политику, политику распределения чистой прибыли и т.д. Акционерные общества разрабатывают дивидендную политику.

 

Целевой аспект финансовой политики связан с целями, которые ставятся субъектами власти и субъектами хозяйствования при её разработке. Государственная финансовая политика может быть нацелена на обеспечение макроэкономической устойчивости, финансовой стабильности и высоких темпов экономического роста. Муниципальная финансовая политика ориентирована на создание благоприятных условий жизни граждан, решение конкретных социально-экономических задач развития муниципального образования. Финансовая политика субъектов хозяйствования направлена на достижение двух целей: рост прибыли и обеспечение устойчивости бизнеса.

 

Территориальный акцепт финансовой политики связан с тем, что оно разрабатывается и реализуется на разных уровнях управления. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции формируют цели и задачи финансовой политики, определяют мероприятия и механизмы её реализации. Аналогично определяются основы финансовой политики в любой организации, имеющей территориально обоснованные подразделения или функционирующей как совокупность юридических лиц (например, финансово-промышленная группа, холдинг и т.д.).

 

Субъективный акцепт финансовой политики в условиях рыночной экономики предполагает, что она разрабатывается как  на микро-, так и на макроэкономическом уровне, т.е. финансовая политика формируется и реализуется не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и организациями, индивидуальными предпринимателями. Субъекты хозяйствования самостоятельны в принятии и реализации решений в области производства товаров, определении направлений и пропорций использования финансовых ресурсов, выборе источников финансирования капитальных вложений и т.д.

 

Содержательный аспект финансовой политики включает финансовые стратегии  и финансовую тактику. Финансовая стратегия  охватывает вопросы теории и практики разработке и реализации финансовой политики, исследует закономерности функционирования финансов и их использования для решения конкретных социально-экономических задач, разрабатывает способы и формы подготовки финансовой политики, достижение её целей, распределяет финансовые ресурсы по направлениям использования. Финансовая стратегия тесно связана с социально-экономической политикой государства, субъекта хозяйствования и вытекает из требований научной концепции финансов. Финансовая тактика конкретизирует цели и задачи финансовой политики для отдельных исполнительных органов власти, структурных подразделений организаций, определяет их задачи в области мобилизации и использования финансовых ресурсов.

 

Временной акцепт анализа финансовой политики позволяет выделить долгосрочную и краткосрочную финансовую политику. Долгосрочная финансовая политика разрабатывается на перспективу и нацелена на решение крупномасштабных социально-экономических задач. Краткосрочная финансовая политика определяет текущие задачи финансовой деятельности органов власти и субъектов хозяйствования.

 

Финансовая политика государства  может быть двух типов: дискреционная  и автоматическая. Дискреционная  финансовая политика основана на изменении  структуры налогов, их элементов, а  также направлений и объемов бюджетных расходов с целью воздействия на экономический рост, инфляцию, безработицу, доходы граждан, инвестиционную активность. Автоматическая финансовая политика основана на использовании ими встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъектуры.[9; с. 64-66]

 

3.2  Значение финансовой политики 

 

Финансовая политика определяется результатами её реализации. Результаты реализации финансовой политики могут  быть как положительные, так и отрицательные. Эти результаты выявляются в рамках оценки эффективности финансовой политики.

 

Оценка эффективности финансовой политики может проводиться только в рамках тех целей и задач, которые  она решает. Если финансовая политика государства направлена на обеспечение макроэкономического роста, то для оценки её эффективности могут использоваться показатели отражающие темпы роста ВВП, промышленного производства, денежных доходов населения, инвестиций, уровень инфляции и др. В случае нацеленности финансовой политики на решение социальных задач оценка её результативности должна производиться на основе анализа параметров, характеризующих уровень жизни граждан, темпы инфляции и темпы роста потребительских цен.

 

В этой связи к основным факторам, обеспечивающим результативность финансовой политики, можно отнести:

 

¾    научный подход к разработке финансовой политики;

 

¾    обоснованность и непротиворечивость целей, задач финансовой политики и  методов их достижения;

 

¾    последовательность в  разработке и реализации финансовой политики;

 

¾    оценка последствий реализации целей и задач финансовой политики.

 

При разработке финансовой  политики необходима не только оценка существующей экономической ситуации, но и прогноз  результатов её реализации.[4; с.68]

 

3.3 Задачи финансовой политики

 

Цели и задачи государственной  и муниципальной финансовой политики любой страны формируется в зависимости  от формы государственного устройства и правления либо в бюджетном  послании Президента, либо в программе  деятельности правительства, либо в программном заявлении главы парламента страны на очередной финансовый год.

 

В России в качестве целей государственной  финансовой политики в соответствии с ежегодными посланиями Президента РФ выделены: повышение качества жизни  населения, поддержание высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития.[4; с.70]

 

Основными задачами государственной  финансовой политики в Российской Федерации  на 2009 год и среднесрочную перспективу  являются:

 

ü                      Обеспечение сбалансированности бюджета, бюджетной системы страны в долгосрочном периоде.

 

ü                      Повышение результативности бюджетных  расходов.

 

ü                      Развитие среднесрочного финансового  планирования.

 

ü                      Совершение управления государственной собственностью.

 

ü                      Совершенствование механизма государственных  финансов, поддержка инвестиционной деятельности.[1]

 

Задачами финансовой политики коммерческих и некоммерческих организаций определяются исходя из приоритетов их развития. Финансовая политика коммерческих организаций нацелена на рост прибыльности ее деятельности при соблюдении требований устойчивости и ликвидности. В современных условиях акценты в финансовой политики коммерческих организаций смещаются в сторону обеспечения увеличения объема собственных средств как метода одновременного достижения целей в области прибыльности и ликвидности.

 

Большое внимание уделяется политике в области дивидендов, которая  позволяет повысить рыночную цену акций коммерческих организаций, функционирующих в организационно правовой форме акционерных обществ, и реализовать акции последующих выпусков по более высоким ценам. Эта политика часто оказывается предпочтительней, чем удержание части прибыли для пополнения собственного капитала.

 

Финансовая политика некоммерческих организаций ориентирована на создание благоприятных условий для обеспечения  процесса предоставления услуг, в т.ч. социальных, а также выполнения работ, производства товаров.

 

3.4 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

 

Финансовая политика реализуется  через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой совокупность форм организации финансовых отношений, с помощью которых обеспечивается формирование и использование финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами финансовой политики. Соответственно в составе финансового механизма можно выделить две составные части: механизм формирования финансовых ресурсов и механизм использования финансовых ресурсов (приложение 6).

 

Механизм формирования финансовых ресурсов включает следующие элементы: определение источников и форм финансовых ресурсов, пропорции их мобилизации. Например, на макроэкономическом уровне в качестве источника финансовых ресурсов могут выступать доходы граждан и организаций, средства могут изыматься в бюджет в виде налогов или неналоговых платежей, при этом нормативно-правовыми актами устанавливаются пропорции изъятия средств в бюджеты бюджетной системы страны. Организации в зависимости от специфики деятельности определяют состав и структуру источников и видов финансовых ресурсов, при установлении цены на товары формируют пропорции формирования прибыли.

 

В составе механизма использования  финансовых ресурсов можно выделить следующие элементы: определение направлений, форм и пропорций использования финансовых ресурсов. Направления использования финансовых ресурсов выбираются в соответствии с приоритетами финансовой политики, формы и пропорции при этом должны обеспечить максимальный эффект при расходовании средств.

 

Финансовый механизм на каждом уровне характеризуется спецификой, обусловленной  совокупностью прав и полномочий, закрепленных за объектами власти и  субъектами хозяйствования в действующем  законодательстве страны. При изменении  социально-экономических задач законодательства происходит изменение финансового механизма. Соответственно выбор форм и методов реализации финансовой политики предопределяет направления развития финансового механизма в каждый конкретный период времени. При этом должен обеспечиваться компромисс экономических интересов государства, граждан и организаций.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции финансов