Содержание бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации)
и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных
средств для обеспечения функций органов государства и местного самоуправления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Файлы: 1 файл

14.БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ..doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

1. Содержание бюджета, принципы  построения и развития бюджетной системы.

1.1. Понятие бюджета, его экономическое  значение. 

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации)  
и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных  
средств для обеспечения функций органов государства и местного самоуправления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.  
        Через бюджет производятся мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.

 Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных  участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).

Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

Государственный бюджет, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.

Бюджетная система призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя следует учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок на основе спроса и предложения. Вполне естественно, что в этих условиях роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему, систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать своевременное и в полном объеме выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.).  
            Меняются приоритеты бюджетной политики. Бюджетное финансирование концентрируется на решении стратегических задач экономического развития страны, таких, например, как структурная перестройка экономики.  
            В условиях рыночной экономики важное значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными.

Правовое регулирование бюджетных проблем осуществляется на основе Бюджетного кодекса Российской Федерация, который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации и правовые основы функционирования бюджетной системы.

1.2. Принципы построения бюджетной  системы РФ.

 Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организация и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.  
            Бюджетная система российской Федерации включает в себя три звена.  
1. Федеральный бюджет Российской Федерации.  
2. Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.  
3. Местные бюджеты.

Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ (схема 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации.

 

СХЕМА 1. Консолидированный  бюджет Российской Федерации.

 

На схеме 2 приведена  структура консолидированного бюджета  области.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию  объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации. 

 

СХЕМА 2. Консолидированный  бюджет области.

Федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.  
            Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.  
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:  
• единства бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;  
• самостоятельности бюджетов;  
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов;  
• сбалансированности бюджетов;  
• эффективности и экономности использования бюджетных средств;  
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

 

Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной  классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.

Принцип полноты требует  отражения в бюджете всех доходов  и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т. д.

В соответствии с законодательством  принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.

  Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время 
состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетное устройство и  бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты представительных местных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

В ст. 1 Закона «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

 

1.3. Бюджетная классификация

 

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.  
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.  
Бюджетная классификация Российской федерации включает:  
1. Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источникам и их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.  
2. Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.  
Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи  расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям.

Расходы федерального бюджета  по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам  расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

 

 

Бюджетная классификация

 

Классификация доходов бюджета

Классификация расходов бюджета

  • Функциональная классификация расходов бюджета
  • Экономическая классификация расходов бюджета
  • Ведомственная классификация расходов бюджета

Информация о работе Содержание бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы