Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:51, реферат
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации)
и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных
средств для обеспечения функций органов государства и местного самоуправления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
1. Содержание бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы.
1.1.
Понятие бюджета, его
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые отношения
государства на федеральном, региональном
(субъектов Федерации)
и местном уровнях с государственными,
акционерными и иными предприятиями и
организациями, а также с населением по поводу формирования и
использования централизованного фонда
денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования
денежных
средств для обеспечения функций органов
государства и местного самоуправления. Сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджете необходимо для успешной
реализации финансовой политики государства.
Через бюджет
производятся мобилизация централизуемых
финансовых ресурсов государства и их
расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих
органов государственной власти. Это значит,
что в бюджете концентрируется часть национального
дохода, которая затем перераспределяется.
Тем самым реализуется распределительная
функция этого звена финансовой системы.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).
Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
Государственный бюджет, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.
Бюджетная система призвана играть важнейшую роль
в реализации финансовой политики государства,
цели которой обуславливаются его экономической
политикой. Значение государственного
финансового регулирования через бюджетную
систему трудно переоценить, хотя следует
учитывать происходящие в настоящее время
изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение
все в большей степени осуществляется
через финансовый рынок на основе спроса
и предложения. Вполне естественно, что
в этих условиях роль государственного
финансового регулирования рыночных отношений
должна усиливаться через налоговую систему,
систему финансовых санкций и льгот. Особенно
важно обеспечивать своевременное и в
полном объеме выполнение финансовых
обязательств перед бюджетом и внебюджетными
фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования и др.).
Меняются
приоритеты бюджетной политики. Бюджетное
финансирование концентрируется на решении
стратегических задач экономического
развития страны, таких, например, как
структурная перестройка экономики.
В
условиях рыночной экономики важное значение
бюджета сохраняется, но методы его воздействия
на развитие экономики и социальной сферы
становятся несколько иными.
Правовое регулирование бюджетных проблем осуществляется на основе Бюджетного кодекса Российской Федерация, который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации и правовые основы функционирования бюджетной системы.
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями,
организация и принципы построения бюджетной
системы принято называть бюджетным устройством.
Бюджетная
система российской Федерации включает
в себя три звена.
1. Федеральный бюджет Российской Федерации.
2. Бюджеты национально-государственных
и административно-
3. Местные бюджеты.
Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ (схема 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации.
СХЕМА 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
На схеме 2 приведена структура консолидированного бюджета области.
Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.
СХЕМА 2. Консолидированный бюджет области.
Федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный
бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные
бюджеты муниципальных образований, находящихся
на его территории, составляют консолидированный
бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального
образования и бюджеты муниципальных
образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет
муниципального образования. В составе
бюджета образуются целевые бюджетные
фонды.
Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств,
создаваемый за счет доходов, используемых
по целевому назначению, или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов
доходов или других поступлений и используемый
по отдельной смете.
Средства целевого бюджетного фонда не
могут быть использованы на цели, не соответствующие
назначению целевого бюджетного фонда.
В соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации (ст. 28)
бюджетная система России основана на принципах:
• единства бюджетной системы Российской
Федерации;
• разграничения доходов
и расходов между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов
бюджетов;
• сбалансированности бюджетов;
• эффективности и экономности использования
бюджетных средств;
• общего (совокупного) покрытия расходов
бюджетов;
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.
Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т. д.
В соответствии с законодательством принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.
Бюджетная система Российской Федерации
в настоящее время
состоит из федерального бюджета, 21 республиканского
бюджета республик в составе Российской
Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая
одну автономную область, городских бюджетов
Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных
бюджетов автономных округов и около 29
тысяч местных бюджетов, к которым относятся
городские, районные, поселковые и сельские
бюджеты. Единство бюджетной системы в
новых условиях реализуется через единую
социально-экономическую политику и правовую
базу, использование единых бюджетных
классификаций и форм бюджетной документации,
взаимодействие бюджетов всех уровней
и согласование принципов бюджетного
процесса.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты представительных местных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
1.3. Бюджетная классификация
В системе государственных финансов бюджетная классификация
обеспечивает учет и систематизацию информации
о состоянии бюджета.
Бюджетная классификация
представляет собой группировку доходов
и расходов бюджетов, источников финансирования
дефицитов бюджетов и используется для
составления и исполнения бюджетов, обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов
всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация Российской федерации
включает:
1. Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы в соответствии
с источникам и их формирования, установленными
соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят
из статей доходов, объединяющих
конкретные виды доходов по источникам
и способам их получения.
2. Функциональная классификация
расходов бюджетов представляет собой
группировку расходов бюджетов всех уровней
и отражает направление бюджетных средств
на выполнение основных функций государства.
Первый уровень функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие
направление бюджетных средств на выполнение
функций государства в пределах разделов,
третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие
финансирование расходов по конкретным
направлениям деятельности главных распорядителей
средств в пределах подразделов функциональной
классификации расходов бюджетов, четвертый
уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие
направление финансирования расходов
по целевым статьям.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.
Бюджетная классификация
Классификация доходов бюджета
Классификация расходов бюджета
Информация о работе Содержание бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы