Содержание бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации)
и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных
средств для обеспечения функций органов государства и местного самоуправления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Файлы: 1 файл

14.БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ..doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Проблемы  управления бюджетами административно-территориальных образований затрагивают интересы всего населения страны. В последнее время, когда почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, нагрузка на территориальные бюджеты резко возросла. Темпы роста бюджетных расходов существенно опережают темпы роста доходов. Уменьшается бюджетная обеспеченность социальной сферы и населения.

Доля местных  финансов в консолидированном бюджете  регионов уменьшается, а зависимость муниципалитетов от региональных властей усиливается. Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что положения Конституции РФ не были развиты и поддержаны другими системными решениями. Важным фактором здесь выступает конструкция налоговой системы России, при которой большинство налогов относится к федеральным, федеральный центр принимает решения о введении или отмене местных и региональных налогов, а местные власти лишены прав на налоговое администрирование.

 

3.2. Проблемы изменения структуры  доходов и расходов местных бюджетов в современной экономике.

Финансовые  проблемы местного самоуправления не исчерпываются общим недостатком финансовых ресурсов, обусловленным отчасти вертикальной несбалансированностью бюджетной системы, продолжающейся практикой принятия законов, влекущих за собой снижение доходов, увеличение расходов региональных и местных бюджетов, отчасти слабой активностью местных властей. Не менее серьезной проблемой является структурное несоответствие доходов и расходов.

Так, шесть  основных затрат местного самоуправления - транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение, социальная защита - составляют 94% всех расходов муниципальных бюджетов. Данные статьи определяют только текущее содержание муниципального образования, соответственно, на развитие муниципалитетов средства практически не выделяются. Расходы, связанные с развитием, так же, как и текущие расходы, финансируются в основном за счет текущих доходов - налоговых поступлений и трансфертов из вышестоящих бюджетов. При недостаточности бюджетных доходов это приводит как к неоправданному сокращению текущих, так и к неполному финансированию капитальных расходов.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В местных бюджетах могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходной и  расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Доходная  часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Федерации доходных источников. Если этого нельзя обеспечить за счет данных источников, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Федерации передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.

В структуре  бюджетных доходов проявляются различия между областными центрами и другими муниципальными образованиями. Большую долю доходов областных центров составляют налоговые поступления, тогда как доходы прочих муниципальных образований формируются в основном за счет трансфертов из областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджете субъекта РФ. Источником средств фонда являются отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ. Распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом численности населения, доли детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения, доли лиц пенсионного возраста в общей численности населения, площади территории, уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами. Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта РФ в бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ.

 

3.3. Межбюджетные отношения

 

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношения между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджета и бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.  
Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

 • распределение  и закрепление расходов и доходов бюджета по уровням бюджетной системы;  
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;  
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований:  
• равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во  
взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.  
            Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.  
            Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового  года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.  
Финансовая помощь аз федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:  
• дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

• субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составление и исполнение бюджетов основано на приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов  РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:  
• расходов по федеральным целевым Программам капитальных расходов;  
• расходов, передаваемых из бюджетов других Уровней бюджетной системы;  
• других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.




Информация о работе Содержание бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы