Содержание и задачи финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Государственный финансовый контроль - феномен, который имеет глубокие исторические корни. Ни одно государство в мире не может отказаться от рычагов управления, т.е. от целенаправленного механизмов воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно системы финансового контроля.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_finansam (1).doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный финансовый контроль - феномен, который имеет глубокие исторические корни. Ни одно государство в мире не может отказаться от рычагов управления, т.е. от целенаправленного механизмов воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно системы финансового контроля.

Одним из самых важных элементов управленческой деятельности является финансовый контроль, который определяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля проводится анализ деятельности субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Необходимость существования эффективной системы управления государственными финансами, рациональности и результативности бюджетных расходов делает вопрос о финансовом контроле актуальным для России на современном этапе развития.

Бюджетный контроль является способом организации «обратной связи», благодаря которой государственные или муниципальные органы отслеживают выполнение принятых ими нормативных правовых актов.

Актуальность исследования финансового контроля обусловлена наличием большого количества проблем, например, отсутствие четкого разграничения полномочий государственного финансового контроля и правоохранительных органов, отсутствие цельного представления о финансовых нарушениях и др.

Целью курсовой работы является изучение особенностей организации и механизма функционирования финансового контроля в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие финансовой системе;

- выявить сущность финансового контроля в Российской Федерации;

- дать классификацию финансового  контроля РФ;

- определить принципы  организации финансового контроля;

- проанализировать систему  органов государственного финансового контроля и определить их функции;

- рассмотреть итоги работы системы управления в Алтайском крае за I полугодие 2013 года;

- определить проблемы государственного финансового контроля;

- выявить перспективные  направления развития системы финансового контроля в Российской Федерации.

Объектом исследования курсовой работы являются финансовые отношения в сфере финансового контроля.

Предметом исследования являются правовые основы деятельности финансового контроля в России, состояние и перспективы его развития. 

 Структура курсовой  работы обусловлена структурой  рассматриваемого предмета и  состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание  и задачи финансового контроля

 

1.1. Понятие финансовой системы

 

С точки зрения теории финансов общепризнанным является мнение о  том, что  понятие «финансовая система» является развитием общего понятия «финансы». А  отсюда вытекает, что  непременным условием функционирования финансовой системы следует считать наличие относительно обособленных сфер и  звеньев финансовых отношений, носящих объективный характер и  выражающих денежные отношения по поводу образования и использования фондов финансовых ресурсов. Многообразие и подвижность финансовых отношений объективно предполагают их разграничение на сферы, звенья, элементы.

Все финансовые отношения разграничиваются на сферы, включающие: финансы хозяйствующих субъектов, государственные и муниципальные финансы, страхование и фондовый рынок. Внутри каждой сферы можно выделить звенья, которым присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных накоплений, доходов и фондов финансовых ресурсов.

При  переходе к  рыночным отношениям качественные изменения в результате широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации претерпели финансы предприятий и принципы их организации. Это предопределило преодоление монополии государственной собственности практически во  всех сферах народного хозяйства; превращение частной собственности в одну из основных форм собственности; многообразие форм собственности; становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности (акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные предприятия и  др.); формирование рыночных механизмов, обслуживающих новые формы собственности, и др. Оставаясь важнейшей сферой финансовой системы страны, финансы предприятий различных форм собственности занимают исходное, ключевое положение, охватывают существенную часть денежных отношений, функционирующих в реальном секторе экономики, где создается валовой общественный продукт и национальный доход.

В  настоящее время содержание финансов предприятий расширяется и дополняется анализом не только финансов предприятий, функционирующих на коммерческой основе, но и финансов некоммерческих организаций и учреждений, оказывающих разнообразные услуги социального характера, управленческие, по  охране общественного порядка, обороне страны и др., а также финансов общественных организаций, таких, как благотворительные фонды, ассоциации, объединения, религиозные организации и др.

Отсюда следует, что на сегодняшний день важнейшей сферой финансовой системы становятся финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности, включающие финансы коммерческих предприятий и финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность [10, с. 16-17].

Существенно расширилось содержание государственных и  муниципальных финансов. В советский период государственные финансы практически отождествлялись с  государственным бюджетом, а  бюджетной системе была свойственна строгая централизация финансовых ресурсов на уровне центрального правительства. В условиях же становления российской модели бюджетного федерализма качественные изменения в сфере государственных финансов связаны с законодательным закреплением в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее — БК РФ) трехуровневой бюджетной системы, отдельного выделения категорий государственного долга, государственных заимствований, а также государственных внебюджетных социально-страховых фондов.

В сфере государственных и муниципальных финансов основная роль принадлежит бюджету (как  экономической категории, централизованному фонду финансовых ресурсов государства и  как  основному финансовому плану) и трехуровневой бюджетной системе Российской Федерации (федеральному, региональному и местным бюджетам). Несмотря на  то  что, согласно БК  РФ, государственные внебюджетные фонды социального назначения (Пенсионный фонд Российской Федерации (далее  — ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее  — ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС), территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) включены в бюджетную систему страны, их следует выделять в самостоятельное звено финансовой системы, поскольку их обособление вызвано социально-экономическими причинами. Одной из этих причин является независимость их от бюджетного фонда, другой причиной является необходимость создания строго целевых фондов социального и другого назначения.

Третьим звеном государственных и муниципальных финансов является государственный кредит и  государственный долг. Государственный долг становится особым объектом управления государственными финансами. Являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, государственный кредит выступает значительным фактором ускорения социально-экономического развития страны. В  рыночной экономике государственный кредит  — неотъемлемый элемент финансовых потоков. В современных условиях получает развитие и  другая сторона финансово-кредитных отношений  — предоставление бюджетных кредитов бюджетам других уровней. Страхование выделяется в  самостоятельную сферу финансовой системы, включающую имущественное и  личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков [10, с. 18].

Ликвидация государственной монополии на  страхование в  соответствии с требованиями рыночной экономики существенно расширила роль страхования в  решении проблем страховой защиты общественного производства и жизненного уровня населения.

Переход к  рыночным отношениям предопределил объективную необходимость формирования финансового рынка как  важнейшей сферы финансовой системы, обеспечивающей эффективное инвестирование и  целенаправленное использование финансовых ресурсов. Благодаря финансовому рынку, представленному рынком ссудного капитала и  рынком ценных бумаг, сбережения и  накопления трансформируются в финансовый капитал, потребителями которого являются все субъекты экономических отношений: и  государство, и  хозяйствующие субъекты, и  физические лица. С точки зрения функционирования финансовой системы особая роль отведется рынку ценных бумаг (фондовому рынку).

Рынок ценных бумаг является не только средством распределения финансовых ресурсов в экономике страны, но и важнейшим индикатором состояния финансовой системы. При этом крайне существенна направленность перераспределения финансовых ресурсов с целью быстрейшего перелива капитала в эффективные сферы деятельности и отрасли хозяйства, а также усиления инвестиционной активности [10, с. 19].

Таким образом, финансовая система России может быть рассмотрена с двух позиций. Во-первых, как совокупность денежных распределительных отношений, имеющих специфическое назначение и проявляющихся в  формировании и  использовании централизованных и  децентрализованных фондов финансовых ресурсов, направляемых на  удовлетворение различного рода потребностей и  интересов. Развитие финансовой системы в  динамике предполагает качественные изменения ее сфер и звеньев в условиях перехода к рыночным отношениям. Во-вторых, финансовую систему следует рассматривать с институциональной точки зрения, отражающей функционально-управленческий подход, который связан с принятием решений органов власти и управления в каждой сфере и звене финансовой системы в зависимости от отведенных им полномочий и целей реализации финансовой политики [10, с. 20].

В любой системе существует определенный порядок и у каждого звена есть свои обязанности и полномочия, то же самое есть и в финансовой системе, следовательно, возникает необходимость контроля за неукоснительным выполнением правил и задач.

 

1.2. Сущность финансового контроля в Российской Федерации

 

Современный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастают значение и роль финансового контроля в стране [7, с. 314].

Финансовый контроль является важной составной частью финансовой деятельности государства. Объективной предпосылкой для этого является то, что формирование, распределение и использование денежных ресурсов страны не может производиться бесконтрольно.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в свою очередь, выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на данном этапе.

Осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения таких негативных проявлений, как нестабильность материального положения граждан, значительный разрыв в уровнях дохода, угроза безработицы и т.д.

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны [2, с. 7].

      Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

      Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности [7, с. 314].

Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства [8, с. 123].

Информация о работе Содержание и задачи финансового контроля