Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:04, контрольная работа
Государственный финансовый контроль - феномен, который имеет глубокие исторические корни. Ни одно государство в мире не может отказаться от рычагов управления, т.е. от целенаправленного механизмов воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно системы финансового контроля.
Целью финансового контроля являются своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.
К задачам финансового контроля относятся:
- обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
- обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
- создание условий и контроль за соблюдением субъектами публичной власти и хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;
- контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;
- повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
- оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.
Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система. Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий [1, с. 135].
Существует обширная классификация финансового контроля.
Так, в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности (объекта, направления) можно выделить следующие виды контроля: бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный.
С учетом особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль подразделяется (в зависимости от сферы действия) на надведомственный (или вневедомственный) и внутриведомственный (похожую структуру имеет и муниципальный финансовый контроль). В этой классификации в свою очередь (в зависимости от видов органов, осуществляющих контрольную деятельность), можно выделить финансовый контроль:
1) представительных (законодательных) органов власти;
2) Президента РФ;
3) исполнительных органов власти общей компетенции;
4) финансово-кредитных органов;
5) ведомственный (внутриведомственный), включающий внутренний финансовый аудит (ст. 270 БК РФ);
6) внутрихозяйственный (внутренний).
Аудиторский контроль, проводимый, в отличие от названных видов, на основе предпринимательской деятельности, может быть обязательным и инициативным (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ)) [9, с. 135-136].
Основными методами финансового контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы их проведения зависят от конкретных задач, которые ставят перед контролерами направившие их органы государственной власти. Если комплексная ревизия предполагает контроль за законностью и правильностью проведения финансовых операций и достоверностью финансовой информации, то тематические проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности финансовых операций.
Результативность финансового контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.
Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает в себя пять поэтапных действий контрольных органов:
1) инвентаризация наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
2) визуальная проверка правильности оформления документов (полнота и достоверность заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов);
3) проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов), проверяется правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, раздаточных таблицах, журналах ордерах, Главной книге и т.д.;
4) проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных отчислений, резервов, процент за пользование кредитами и т.п.);
5) проверка правильности составления бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной законодательством страны отчетности [3, с. 482-483].
Существуют и другие формы контроля, например документальные тематические проверки, которые основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).
Результативность финансового контроля зависит от санкций, применяемых к финансовым нарушениям. Формы и методы проведения финансового контроля многообразны.
Формы финансового контроля классифицируют по двум признакам:
1) регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
2) время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Обязательный контроль финансовой деятельности физических и юридических лиц осуществляется на основе закона, к которому относятся, например, налоговые проверки, целевое использование бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.
Инициативный (внутренний) финансовый контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей предприятия.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. В процессе его проведения происходит оценка финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне он осуществляется в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес планов, прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Он предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.п [3, с. 483-484].
У финансового контроля, как и у любой системы управления есть свои основополагающие принципы, на которых держится вся система организации контроля.
Как любая система, финансовый контроль строится на определенных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организации финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.
Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично правовой и частноправовой основе. В качестве публично правовой основы выступает законодательная и нормативная база, регламентирующая контрольную деятельность в рамках проведения государственного контроля и аудита, а в качестве частноправовой основы — внутренние документы (устав, положения, приказы и т.д.) хозяйствующего субъекта и его уполномоченных лиц, регламентирующие организацию внутрихозяйственного (внутреннего) финансового контроля. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной литературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми. С другой стороны, можно говорить об относительной организационной и функциональной независимости контрольных органов. Финансовый контроль может быть результативным только при условии независимости уполномоченных органов и лиц от контролируемых субъекта или объекта, самостоятельности в выборе программы и способов реализации контрольных действий, в использовании предоставляемых контролирующим субъектам прав в области проведения контроля [1, с. 138-139].
Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понимаются публичность его результатов с учетом соблюдения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы по защите информации.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
Структурная характеристика системы финансового контроля была бы неполной без включения в ее состав процедур проведения контрольных действий — установленного порядка осуществления контрольного процесса (контрольной деятельности). Контрольный процесс представляет собой целенаправленную деятельность контролирующих субъектов с использованием специальных методов непосредственного осуществления контрольных действий и операций.
Обычно выделяют следующие этапы процесса финансового контроля:
1) планирование (определение объекта, цели, задач, форм, видов и методов контроля, а также показателей, по которым будет осуществляться оценка деятельности контролируемого субъекта и его решений);
2) проведение контроля (сбор оперативных данных и накопление иной информации, характеризующих состояние объектов контролируемого субъекта, и их предварительная оценка);
3) оценка и систематизация результатов контроля и принятие по ним решений (обобщение и упорядочение собранной информации по установленным критериям, окончательная оценка результатов контроля, принятие решений и оформление отчетного документа);
4) исполнение результатов контроля и решений (доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных сторон и лиц, разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных нарушений и слабых мест, применение мер ответственности к виновным лицам) [1, с. 139-140].
Информация о работе Содержание и задачи финансового контроля