Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:04, контрольная работа
Государственный финансовый контроль - феномен, который имеет глубокие исторические корни. Ни одно государство в мире не может отказаться от рычагов управления, т.е. от целенаправленного механизмов воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно системы финансового контроля.
От своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенства правовой и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований зависит успех организации и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом [6].
Совершенствование финансового контроля по мере выполнения мероприятий предполагает в будущем усиление контроля, из-за того что меняются результаты проверок и реализаций. По результатам финансовых проверок наблюдается низкий возврат бюджетных средств у нас в стране. Происходит это из-за того что к руководителям предприятий и организаций государство не предпринимает каких либо ответственных мер, которые в бюджет средства не возвращают [11].
Основываясь на теоретических позициях государственного финансового контроля, наиболее существенными факторами повышения его эффективности являются:
1. Совершенствование кадрового обеспечения контроля посредством повышения квалификация и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольно-экономическую работу, создания контрольно-счетной палаты на местах, подготовки аудиторов по аудиту бюджетных показателей местных бюджетов.
2. Информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям контроля, гарантирующее полноту и достоверность исходных данных об объекте контроля, широкую гласность принятия решений и исполнения бюджетов различных уровней, посредством регулярного освещения в официальной периодической печати текущего исполнения бюджета и отчетов контрольно-счетной палаты на местах.
3. Нормативно-правовое
4. Совершенствование научно-
В целях расширения нормативной базы по осуществлению финансового контроля 4 августа 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании государственного финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Закон предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и КоАП (Кодекс об административных правонарушениях). В нормативном акте вводится понятие двух видов государственного контроля – внешнего и внутреннего. Первый из них для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП). Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства и Росфиннадзора. Подписанный документ наделяет СП и контрольно-счетные органы полномочиями по аудиту.
Согласно опубликованному закону, с 1 января 2014 года изменяются размеры отчислений НДФЛ. В бюджеты регионов России будет идти 85% (ранее – 80%), в бюджеты муниципальных районов 5% (вместо 10%) от суммы НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях, – 15% (а ранее поступления шли в размере 20%), в бюджеты городских округов также 15% (вместо 20%).
Объектами контроля по закону оказались финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета), госкорпорации и госкомпании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.
В документе предусмотрена и ответственность за нарушение бюджетного законодательства должностными лицами. Так, возможно наложение штрафа до 50 тыс. рублей и дисквалификация чиновников на 3 года. Для юридических лиц – нарушителей закона административные штрафы установлены в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства (до 25% от суммы нецелевого использования) [14].
В следующем параграфе рассмотрим пример по реализации финансово-бюджетного контроля в Алтайском крае в I полугодии 2013 года.
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае в ходе проведения бюджетного контроля за январь-июнь 2013 году проведено 267 ревизий и проверок. Общее количество ревизий и проверок, которыми выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере – 121.
Общая сумма проверенных средств составила 73 302 405,3 тыс. рублей. Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 19 980 359,3 тыс. рублей.
Сумма выявленного нецелевого использования бюджетных средств составила 866,7 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета – 235,6 тыс. рублей.
В результате применения всех форм устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, устранено нарушений на сумму 8 519 139,5 тыс. рублей.
В добровольном порядке возмещено 8 518 797,4 тыс. рублей, в том числе по средствам федерального бюджета – 8 435 967,7 тыс. рублей.
Общая сумма средств, поступивших непосредственно в доход федерального бюджета, составила 228,1 тыс. рублей.
Правоохранительным органам передано 122 материала проверок. По переданным материалам возбуждено 1 уголовное дело.
Сотрудниками управления составлено 32 протокола об административных правонарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств наложены штрафы в размере 116,0 тыс. рублей.
Отделом валютного контроля Межрегионального территориального управления финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае за период с 01 января по 30 июня 2013 года проведено 145 контрольных мероприятия, по результатам которых, возбуждено 154 дела об административных правонарушений и вынесено 149 постановлений о назначении наказания. Основная масса дел возбуждена по части 4 и частям 6.1-6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, а также нарушение порядка и сроков предоставления форм отчетности по валютным операциям).
За первое полугодие текущего года привлечено к административной ответственности 12 физических и 94 юридических лиц, предъявлено штрафных санкций на общую сумму 82 205,1 тыс. рублей, из которых взыскано 1 963,2 тыс. рублей [5].
Финансовый контроль в Российской Федерации – это государственный контроль:
- за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- за организацией денежного обращения;
- за использованием кредитных ресурсов;
- за состоянием
- за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Функционирование эффективной системы финансового контроля – это непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играет значительную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Необходимо и в дальнейшем совершенствовать законодательство, которое призвано способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным аспектом является устранение неоднозначных вопросов в правовой базе государственного финансового контроля.
На сегодняшний день система финансового контроля функционирует со слабым взаимодействием ее звеньев. Нередки случаи, когда один и тот же экономический субъект последовательно проверяется со стороны нескольких контролирующих органов. В результате чего наблюдается непрерывный контрольный процесс, который чаще всего не имеет практического смысла.
Вследствие этого принципиальное значение приобретает вопрос о исключении обособленности, замкнутости финансового контроля в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации. Лишь решив необходимые для этого задачи можно будет в полной мере говорить об успешном процессе формировании целостной системы финансового контроля в России.
Серьезным шагом к формированию единой системы финансового контроля является принятие президентом Российской Федерации Владимиром Путиным закона о совершенствовании государственного финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства, который в свою очередь предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и КоАП (Кодекс об административных правонарушениях). Благодаря данному закону будет официально введено понятие внешнего и внутреннего государственного контроля, и определены органы ответственные за них.
Вводится исчерпывающий перечень нарушений бюджетного законодательства и ответственность должностных лиц, конкретизируются объекты контроля.
Данный закон будет способствовать совершенствованию финансового контроля, будет препятствовать нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, поможет в обнаружении и раскрытии противоправных деяний, выявлении и устранении причин и условий, способствующих такого рода действиям.
1. Барулин С.В. Финансы: учебник / С.В. Барулин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 640 с.
2. Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском союзе: монография / Г.Н. Василенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 87 с. – (Серия «Научные издания для юристов»).
3. Деева А.И. Финансы и кредит: учебное пособие / А.И. Деева. — М.: КНОРУС, 2012. — 536 с.
4. Кривов В.Д., Мамедова Н.А. Государственные и муниципальные финансы: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009. – 392 с.
5. Межрегиональное Территориальное
управление Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора в Алтайском крае[Электронный
ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа:http://r22.
6. Молодой ученый [Электронный
ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.moluch.ru/conf/
7. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. С. Нешитой. — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 336 с.
8. Нешитой А. С. Финансы: Учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. — 10-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 528 с.
9. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 752 с.
10. Финансы и кредит: учебник / коллектив авторов; под ред. Н.Г. Кузнецова, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифановой. — М.: КНОРУС, 2013. — 432 с. — (Бакалавриат).
11. Финансы и финансовая система
[Электронный ресурс] – Электрон. дан.
– Режим доступа: http://nasta.nnov.ru/41-
12. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
13. Шуляк П.Н. Финансы: Учебник для бакалавров / П.Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж.С. Белотелова; под ред. проф. П.Н. Шуляка. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 384 с.
14. BANKIR.RU [Электронный ресурс]
– Электрон. дан. – Режим доступа:http://bankir.ru/
Информация о работе Содержание и задачи финансового контроля