Содержание и задачи финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Государственный финансовый контроль - феномен, который имеет глубокие исторические корни. Ни одно государство в мире не может отказаться от рычагов управления, т.е. от целенаправленного механизмов воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно системы финансового контроля.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_finansam (1).doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

От своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенства правовой и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований зависит успех организации и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом [6].

 

3.2. Перспективы  развития системы финансового  контроля в Российской Федерации

 

Совершенствование финансового контроля по мере выполнения мероприятий предполагает в будущем усиление контроля, из-за того что меняются результаты проверок и реализаций. По результатам финансовых проверок наблюдается низкий возврат бюджетных средств у нас в стране. Происходит это из-за того что к руководителям предприятий и организаций государство не предпринимает каких либо ответственных мер, которые в бюджет средства не возвращают [11].

Основываясь на теоретических позициях государственного финансового контроля, наиболее существенными факторами повышения его эффективности являются:

1. Совершенствование кадрового  обеспечения контроля посредством повышения квалификация и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольно-экономическую работу, создания контрольно-счетной палаты на местах, подготовки аудиторов по аудиту бюджетных показателей местных бюджетов.

2. Информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям контроля, гарантирующее полноту и достоверность исходных данных об объекте контроля, широкую гласность принятия решений и исполнения бюджетов различных уровней, посредством регулярного освещения в официальной периодической печати текущего исполнения бюджета и отчетов контрольно-счетной палаты на местах.

3. Нормативно-правовое обеспечение  контроля, включающее правовую гарантию выполнения контрольных функций, обязательное добавление в Бюджетный кодекс РФ такой формы финансового контроля, как независимый контроль, а также закрепление обязательности проведения аудита территориальных бюджетов в законодательных актах регионов и Уставах муниципальных образований.

4. Совершенствование научно-методического обеспечения контроля в целях повышения объективности, качества, оперативности и комплексности контроля путем использования различных методов контроля: анализа, экспертизы, оценки. Это разработка стандартов по аудиту бюджетных показателей [4, с. 331].

В целях расширения нормативной базы по осуществлению финансового контроля 4 августа 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании государственного финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Закон предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и КоАП (Кодекс об административных правонарушениях). В нормативном акте вводится понятие двух видов государственного контроля – внешнего и внутреннего. Первый из них для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП). Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства и Росфиннадзора. Подписанный документ наделяет СП и контрольно-счетные органы полномочиями по аудиту.

Согласно опубликованному закону, с 1 января 2014 года изменяются размеры отчислений НДФЛ. В бюджеты регионов России будет идти 85% (ранее – 80%), в бюджеты муниципальных районов 5% (вместо 10%) от суммы НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях, – 15% (а ранее поступления шли в размере 20%), в бюджеты городских округов также 15% (вместо 20%).

Объектами контроля по закону оказались финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета), госкорпорации и госкомпании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.

В документе предусмотрена и ответственность за нарушение бюджетного законодательства должностными лицами. Так, возможно наложение штрафа до 50 тыс. рублей и дисквалификация чиновников на 3 года. Для юридических лиц – нарушителей закона административные штрафы установлены в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства (до 25% от суммы нецелевого использования) [14].

В следующем параграфе рассмотрим пример по реализации финансово-бюджетного контроля в Алтайском крае в I полугодии 2013 года.

 

3.3. Итоги работы управления в Алтайском крае за I полугодие 2013 года

 

Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае в ходе проведения бюджетного контроля за январь-июнь 2013 году проведено 267 ревизий и проверок. Общее количество ревизий и проверок, которыми выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере – 121.

Общая сумма проверенных средств составила 73 302 405,3 тыс. рублей. Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 19 980 359,3 тыс. рублей.

Сумма выявленного нецелевого использования бюджетных средств составила 866,7 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета – 235,6 тыс. рублей.

В результате применения всех форм устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, устранено нарушений на сумму 8 519 139,5 тыс. рублей.

В добровольном порядке возмещено 8 518 797,4 тыс. рублей, в том числе по средствам федерального бюджета – 8 435 967,7 тыс. рублей.

Общая сумма средств, поступивших непосредственно в доход федерального бюджета, составила 228,1 тыс. рублей.

Правоохранительным органам передано 122 материала проверок. По переданным материалам возбуждено 1 уголовное дело.

Сотрудниками управления составлено 32 протокола об административных правонарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств наложены штрафы в размере 116,0 тыс. рублей.

Отделом валютного контроля Межрегионального территориального управления финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае за период с 01 января по 30 июня 2013 года проведено 145 контрольных мероприятия, по результатам которых, возбуждено 154 дела об административных правонарушений и вынесено 149 постановлений о назначении наказания. Основная масса дел возбуждена по части 4 и частям 6.1-6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, а также нарушение порядка и сроков предоставления форм отчетности по валютным операциям).

За первое полугодие текущего года привлечено к административной ответственности 12 физических и 94 юридических лиц, предъявлено штрафных санкций на общую сумму 82 205,1 тыс. рублей, из которых взыскано 1 963,2 тыс. рублей [5].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый контроль в Российской Федерации – это государственный контроль:

- за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- за организацией денежного  обращения;

- за использованием кредитных  ресурсов;

- за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

- за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Функционирование эффективной системы финансового контроля – это непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играет значительную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Необходимо и в дальнейшем совершенствовать законодательство, которое призвано способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным аспектом является устранение неоднозначных  вопросов в правовой базе государственного финансового контроля.

На сегодняшний день система финансового контроля функционирует со слабым взаимодействием ее звеньев.  Нередки случаи, когда один и тот же экономический субъект последовательно проверяется со стороны нескольких контролирующих органов. В результате чего наблюдается непрерывный контрольный процесс, который чаще всего не имеет практического смысла.

 

Вследствие этого принципиальное значение приобретает вопрос о исключении обособленности, замкнутости финансового контроля в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации. Лишь решив необходимые для этого задачи можно будет в полной мере говорить об успешном процессе формировании целостной системы финансового контроля в России.

Серьезным шагом к формированию единой системы финансового контроля является принятие президентом Российской Федерации Владимиром Путиным  закона о совершенствовании государственного финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства, который в свою очередь предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и КоАП (Кодекс об административных правонарушениях). Благодаря данному закону будет официально введено понятие внешнего и внутреннего государственного контроля, и определены органы ответственные за них.

Вводится исчерпывающий перечень нарушений бюджетного законодательства и ответственность должностных лиц, конкретизируются объекты контроля.

Данный закон будет способствовать совершенствованию финансового контроля, будет препятствовать нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, поможет в обнаружении и раскрытии противоправных деяний, выявлении и устранении причин и условий, способствующих такого рода действиям.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Барулин С.В. Финансы: учебник / С.В. Барулин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 640 с.

2. Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском союзе: монография / Г.Н. Василенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 87 с. – (Серия «Научные издания для юристов»).

3. Деева А.И. Финансы и кредит: учебное пособие / А.И. Деева. — М.: КНОРУС, 2012. — 536 с.

4. Кривов В.Д., Мамедова Н.А. Государственные и муниципальные финансы: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009. – 392 с.

5. Межрегиональное Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае[Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа:http://r22.rosfinnadzor.ru/work/budget_kontrol/rezultat_budget/3997759/, свободный. – Загл. с экрана. –  (Дата обращения: 2.11.2013).

6. Молодой ученый [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/9/357/, свободный. – Загл. с экрана. –  (Дата обращения: 29.10.2013).

7. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. С. Нешитой. — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 336 с.

8. Нешитой А. С. Финансы: Учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. — 10-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 528 с.

9. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 752 с.

10. Финансы и кредит: учебник / коллектив авторов; под ред. Н.Г. Кузнецова, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифановой. — М.: КНОРУС, 2013. — 432 с. — (Бакалавриат).

11. Финансы и финансовая система [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://nasta.nnov.ru/41-sovershenstvovanie-finansovogo-kontrolya.html, свободный. – Загл. с экрана. –  (Дата обращения: 29.10.2013).

12. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

13. Шуляк П.Н. Финансы: Учебник для бакалавров / П.Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж.С. Белотелова; под ред. проф. П.Н. Шуляка. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 384 с.

14. BANKIR.RU [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа:http://bankir.ru/novosti/s/podpisan-zakon-o-gosudarstvennom-finansovom-kontrole-10051672/#ixzz2jrWv2Bry, свободный. – Загл. с экрана. –  (Дата обращения: 27.10.2013).

 


Информация о работе Содержание и задачи финансового контроля