Содержание и значение финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ...18
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Содержание и значение финансового контроля.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

Для определения видов  финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект  и объект контроля. В зависимости  от определенных признаков классификации  выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1).

Таблица 1

Основные виды финансового  контроля

Признак классификации

Виды финансового контроля

Субъект контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Объект контроля

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.


В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а  также специально созданными ими  органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности  образования, распределения и использования  финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные  с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных  странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

  1. По отношению к ветвям государственной власти:
  • контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля;
  • контроль, осуществляемый Президентом;
  • контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др.

Например, в Индии —  это парламентские комитеты (государственной  отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса  и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим  вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового  управления как главного органа, контролирующего  исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость  от обеих ветвей власти.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают  Счетные палаты. В Российской Федерации  парламентский контроль, в том  числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет  Федерации и Государственная  Дума, которые образуют комитеты и  комиссии (например, комитет по бюджету  и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов  РФ.

В большинстве стран параллельно  с органами парламентского контроля действуют также правительственные  контрольно-ревизионные органы. В  США таким органом является административно-бюджетное  управление при Президенте, инспекторские  службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии — это Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

Система контрольных органов  в рамках исполнительной власти в  Российской Федерации формируется  Правительством РФ в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная  служба), финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в  Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных  финансов, осуществляется органами, уполномоченными  Президентом РФ в соответствии с  законодательством (например, Контрольное  управление Президента РФ).

  1. По отношению к уровню государственной власти выделяют:
  • федеральные органы государственного финансового контроля;
  • региональные органы государственного финансового контроля.

К федеральным органам  относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его  федеральные службы и др.; в Германии (ФРГ) — Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно  отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная  палата Москвы, контрольно-счетные  палаты краев и областей РФ), контрольные  органы администрации субъектов  РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ — счетные палаты федеральных  земель; во Франции — региональные счетные палаты.

  1. По характеру компетенции выделяют:
  • органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.);
  • органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский  контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет  ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит  не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным  итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено  для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся  члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие  формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов  хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью  обязательного аудита является получение  информации о финансовом положении  организации, пользователями которой  являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также  органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом  образования, распределения и использования  государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии ее взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет  свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой  проверку функционирования отдельных  частей хозяйственного механизма организации  в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных  актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который  проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также  отдельные специалисты.

Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически;  отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).

 Внутрихозяйственный  контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях. Его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации, предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации, получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями  и объединениями, т. е. без участия  специальных государственных органов.

В зависимости от объекта  контроля выделяют такие виды финансового  контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового  контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов  и расходов бюджета в разрезе  показателей, установленных законом  о бюджете на соответствующий  год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления  бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут  осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных  действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей  от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие  формы финансового контроля (табл. 2).

Информация о работе Содержание и значение финансового контроля