Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:56, курсовая работа
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ...18
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..32
Таблица 2
Основные формы финансового контроля
Признак классификации |
Формы финансового контроля |
Время проведения контроля |
Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля |
Внешний, внутренний |
Место проведения контроля |
Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала |
Сплошной, выборочный |
Характер источников контроля |
Документальный, фактический |
Периодичность проведения контроля |
Систематический, периодический, единовременный |
Полнота охвата проверяемых вопросов |
Комплексный, тематический, встречный |
Повторяемость изучения источников контроля |
Первичный, повторный, дополнительный |
В зависимости от времени
проведения выделяют предварительный,
текущий и последующий
Предварительный контроль —
контроль, осуществляемый до совершения
финансово-хозяйственных
Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.
Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.
Исходя из направления
воздействия субъекта контроля на объект,
выделяют внешний и внутренний финансовый
контроль. Под внешним финансовым
контролем понимают: по отношению
к органам государственной
Под внутренним финансовым контролем понимают:
При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.
Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.
Проверка представляет собой
единичное контрольное действие
или систему контрольных
Ревизия - это система
обязательных контрольных действий
по документальной и фактической
проверке законности, целесообразности
и эффективности совершенных
в проверяемом периоде
По полноте охвата проверяемых
вопросов проверки и ревизии бывают:
тематические (проводятся по определенному
кругу вопросов) и комплексные (т.
е. охватывают практически все аспекты
финансово-хозяйственной
Надзор представляет собой
систему периодических
Мониторинг в отличие
от надзора представляет собой систему
постоянно совершаемых
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ
Деятельность органов
финансового контроля в РФ осуществляется
в соответствии с установленными
нормами права, основными источниками
которого являются: Конституция РФ,
Гражданский кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные
законы и законы субъектов РФ, законодательные
акты органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.
Основной задачей Счетной
палаты РФ является контроль за исполнением
федерального бюджета, который включает
в себя: контроль за своевременным
исполнением доходов и расходов
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов, оценку
их обоснованности; оценку эффективности
и целесообразности расходования государственных
средств и использования
На уровне субъектов РФ
внешний государственный
Важнейшим органом государственного
финансового контроля в системе
органов исполнительной власти является
Министерство финансов РФ. Постановлением
Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы
Министерства финансов Российской Федерации»
определено, что Министерство финансов
РФ осуществляет наряду с другими
функциями функцию контроля и
надзора в финансово-бюджетной
сфере, реализация которой предполагает
разработку и утверждение: порядка
организации контроля в финансово-бюджетной
сфере; порядка осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
и реализации мер принуждения, применяемых
к участникам бюджетного процесса за
нарушение бюджетного законодательства;
методологии противодействия
Министерство финансов РФ
в соответствии с Указом Президента
РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре
федеральных органов
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об
утверждении положения о
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Согласно постановлению
Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об
утверждении положения о
В соответствии со ст. 267 Бюджетного
кодекса РФ Федеральное казначейство
(федеральная служба) осуществляет
предварительный и текущий
Государственный финансовый
контроль осуществляют также главные
распорядители и распорядители
бюджетных средств. Бюджетным кодексом
РФ (ст. 158—160) предусмотрено, что главные
распорядители и распорядители
бюджетных средств осуществляют
финансовый контроль получателей бюджетных
средств за их целевым использованием,
своевременным возвратом, представлением
ими отчетности об использовании
бюджетных средств. Главные распорядители
бюджетных средств проводят проверки
подведомственных государственных
и муниципальных унитарных
Информация о работе Содержание и значение финансового контроля