Содержание и значение финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ...18
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Содержание и значение финансового контроля.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Основные формы финансового  контроля

Признак классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведения контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала 

Сплошной, выборочный

Характер источников контроля

Документальный, фактический

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Полнота охвата проверяемых  вопросов

Комплексный, тематический, встречный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный, дополнительный


В зависимости от времени  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль —  контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о бюджете  и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое  значение для предупреждения нарушений  финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению  к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов  государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской  организацией).

Под внутренним финансовым контролем понимают:

    • по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль);
    • по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

При проведении финансового  контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят  обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование - это сбор и  общий анализ информации по конкретному  вопросу в целях определения  целесообразности дальнейшей детальной  проверки.

Проверка представляет собой  единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных  операций субъектов хозяйствования.

Ревизия - это система  обязательных контрольных действий по документальной и фактической  проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных  в проверяемом периоде финансово-хозяйственных  операций, а также законности и  правильности действий должностных  лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную  информацию о положении дел в  проверяемой организации, так как  предполагает сплошной охват проверяемых  документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому  в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых  вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному  кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты  финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и  документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой  систему периодических контрольных  действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью  субъектов хозяйствования с целью  соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие  от надзора представляет собой систему  постоянно совершаемых контрольных  действий и операций по наблюдению с целью определения текущих  изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

 

3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Деятельность органов  финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками  которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные  законы и законы субъектов РФ, законодательные  акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и др.)- В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный  финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает  их право на создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные  палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная  палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной  палаты РФ является контроль за исполнением  федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным  исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности  и целесообразности расходования государственных  средств и использования федеральной  собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный  контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии  и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и  отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской  Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе  органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими  функциями функцию контроля и  надзора в финансово-бюджетной  сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка  организации контроля в финансово-бюджетной  сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  и реализации мер принуждения, применяемых  к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства  РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении федеральных  служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также  осуществляет контроль за исполнением  Федеральной таможенной службой  правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями  и иными организациями. В своей  деятельности они руководствуются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об  утверждении положения о Федеральной  службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной  службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой  деятельности (страхового дела): за соблюдением  объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе  путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками  их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых  резервов, состава и структуры  активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с  получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой  предложений по совершенствованию  законодательства, регулирующего осуществление  страхового надзора.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об  утверждении положения о Федеральной  службе по финансовому мониторингу» основными функциями Федеральной  службы по финансовому мониторингу  являются контроль и надзор за выполнением  юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с  денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков  операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с  легализацией доходов, полученных преступным путем.

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное  казначейство взаимодействует с  другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158—160) предусмотрено, что главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных  средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании  бюджетных средств. Главные распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных  и муниципальных унитарных предприятий  и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями  осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств  органами государственного финансового  контроля.

Информация о работе Содержание и значение финансового контроля