Содержание и значение финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ...18
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Содержание и значение финансового контроля.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления  контроля создают свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП «Об утверждении Положения о  Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы»  контроль за деятельностью органов  исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий  и учреждений города Москвы; расходованием  средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации  работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном  управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных  полномочий Президента РФ в сфере  государственных финансов имеет  Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями  федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная  налоговая служба.

Министерство РФ по налогам  и сборам, являясь правопреемником  Государственной налоговой службы РФ, преобразовано в Федеральную  налоговую службу.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов  и других обязательных платежей, несет  ответственность за выработку и  проведение налоговой политики с  целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней  и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов  и других обязательных платежей. Налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности  налоговых органов и их должностных  лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса  РФ. Кодексом также предусмотрено, что  реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в  том числе с органами таможенного  контроля.

Таможенный контроль в  РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении  Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению  своих функций как в сфере  таможенного дела, так и в связанных  с ней областях — налогового и  валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют  обязанности налоговых органов  по взиманию налогов и сборов при  перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым  кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также  иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного  контроля, которыми являются Центральный  банк РФ (Банк России) и Правительство  РФ (система федеральных органов  исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже  иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской  деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными  федеральными законами, регулирующими  отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности, могут  регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области  аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки  развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации  следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских  организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью  аудиторских организаций и др.

Аудиторская деятельность в  РФ осуществляется на основании федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые  действуют в профессиональных аудиторских  объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими  свою деятельность без образования  юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая  сопоставимость деятельности аудиторских  фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного  аудита. Федеральным законом «Об  аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской  проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации  являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого  типа), вид деятельности (банки, страховые  организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях орган  государственной власти может выступать  заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные  средства.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация  внутреннего контроля обязательна  для коммерческих банков. Внутрихозяйственный  контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными  службами (внутреннего аудита, внутреннего  контроля) или работниками, в чьи  должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных  случаях законодательство предусматривает  обязательное избрание ревизионной  комиссии (ревизора), например для акционерных  обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как  самостоятельно, так и на основании  договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана  организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень  надежности, соответствующий характеру  и масштабам проводимых операций.

Общественный контроль в  РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования  и пенсионного обеспечения.

Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением  Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено  расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование  дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное  использование и общественный контроль.

Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного  страхования» предусмотрено, что одним  из основных принципов осуществления  обязательного социального страхования  является обеспечение надзора и  общественного контроля.

В системе обязательного  пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет  по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов  отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных  правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

 

4. Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового  контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам  хозяйствования получить четкие ориентиры  в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а  также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового  контроля и т.п. Следует также  законодательно определить: виды финансового  контроля, субъекты и объекты финансового  контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации  финансового контроля, единой терминологии в части определения таких  ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в  разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения. Необходимо также  завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной  палаты РФ.

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение  органа, обладающего статусом высшего  контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов  государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии  финансового контроля. До сих пор  не решен вопрос о необходимости  разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный  закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных  органов.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем  объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового  контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым  использование бюджетных средств  может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств.

Информация о работе Содержание и значение финансового контроля