Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:56, курсовая работа
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ...18
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..32
Органы исполнительной власти
субъектов РФ для осуществления
контроля создают свои органы контроля.
Так, в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП
«Об утверждении Положения о
Главном управлении государственного
финансового контроля города Москвы»
контроль за деятельностью органов
исполнительной власти города Москвы,
государственных унитарных
В соответствии с Указом
Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном
управлении Президента Российской Федерации»
функцию обеспечения
Налоговый контроль в РФ
возложен на органы налогового контроля,
которые возглавляет
Министерство РФ по налогам
и сборам, являясь правопреемником
Государственной налоговой
Служба осуществляет контроль
за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты налогов
и других обязательных платежей, несет
ответственность за выработку и
проведение налоговой политики с
целью обеспечения
Таможенный контроль в
РФ осуществляется Федеральной таможенной
службой, находящейся в ведении
Министерства экономического развития
и торговли РФ, которая наделена
специальными полномочиями по осуществлению
своих функций как в сфере
таможенного дела, так и в связанных
с ней областях — налогового и
валютного контроля. Таможенные органы
пользуются правами и выполняют
обязанности налоговых органов
по взиманию налогов и сборов при
перемещении товаров через
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Аудиторский контроль в РФ
(аудиторская деятельность) осуществляется
в соответствии с Федеральным
законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности», который определяет
правовые основы регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации,
а также в соответствии с иными
федеральными законами, регулирующими
отношения, возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности. Отношения,
возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности, могут
регулироваться также указами Президента
РФ, постановлениями Правительства
РФ. Органы исполнительной власти осуществляют
регламентацию аудиторской
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).
Аудиторская деятельность осуществляется
в форме обязательного и
В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.
Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.
Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.
Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.
Федеральным законом от 16.07.1999
№ 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного
страхования» предусмотрено, что одним
из основных принципов осуществления
обязательного социального
В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.
4. Пути совершенствования финансового контроля в России
Роль финансового контроля
в создании адекватной современным
экономическим условиям системы
управления финансами трудно переоценить.
В связи с этим большое значение
приобретает необходимость
Совершенствование финансового
контроля в РФ должно осуществляться
по следующим основным направлениям.
Создание методологических основ финансового
контроля в РФ как важнейшей составляющей
общенационального контроля позволит
всем субъектам контроля и субъектам
хозяйствования получить четкие ориентиры
в процессе определения и реализации
своих задач, функций, полномочий, а
также определить цели, задачи, принципы,
этические нормы финансового
контроля и т.п. Следует также
законодательно определить: виды финансового
контроля, субъекты и объекты финансового
контроля, разделить сферы внешнего
и внутреннего финансового
В вопросах совершенствования
финансового контроля большая роль
принадлежит различным
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В современных условиях отсутствует
механизм взаимодействия органов государственного
финансового контроля и законодательной
(представительной) и исполнительной
власти, разработка которого является
ключевым вопросом организации государственного
финансового контроля в РФ. Важным
вопросом является также определение
органа, обладающего статусом высшего
контрольного органа. Кроме того, необходимо
четко определить статус органов
государственного финансового контроля
по отношению к органам
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем
объеме финансовых нарушений, выявляемых
в ходе осуществления финансового
контроля, является нецелевое использование
бюджетных средств. При этом недостаточно
четко определены основания, по которым
использование бюджетных
Информация о работе Содержание и значение финансового контроля