Содержание консолидированного бюджета в РФ и методика его составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета

Содержание работы

Введение 3
1 Консолидированный бюджет РФ 4
2 Структура доходов и расходов консолидированного бюджета РФ 11
Заключение 21
Список информационных источников 23

Файлы: 1 файл

Содержание консолидированного бюджета в РФ и методика его составления.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

 

Принципы построения бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

      Принцип единства бюджетной системы состоит в необходимости обеспечения единства правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней.

      Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в том, что соответствующие виды доходов и полномочий по осуществлению расходов должны быть закреплены за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности всех бюджетов означает закрепление при помощи законодательных актов самостоятельности бюджетов всех уровней.

      Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.

      Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов государственные органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов.

      Принцип общего покрытия расходов заключается в том, что все расходы любого бюджета должны покрываться общей суммой доходов из соответствующих источников финансирования его дефицита.

      Принцип гласности требует обязательного опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

      Принцип достоверности бюджета означает требуемую надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжении конкретных получателей с обозначением направления этих средств на финансирование конкретных целей.

Все эти принципы нужны нам для представления полной картины того, чем и как должны руководствоваться органы власти при формирования бюджетной политики государства.

Дальше мы будем рассматривать только консолидированный бюджет РФ и начнем с рассмотрения структуры его доходов и расходов.

 

 

 

Глава 2. Структура доходов и расходов консолидированного

бюджета РФ

 

В целом можно сказать, что доходы бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных перечислений. Расходы делятся в зависимости от их экономического содержания на текущие и капитальные расходы.

Теперь рассмотрим раздельно структуры доходной и расходной частей бюджета детально.

В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные:

Налоговые доходы.

  • налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на имущество;
  • налоги на внешнюю торговлю;
  • внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Неналоговые доходы.

Неналоговые доходы, ровно, как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

  • доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества;
  • средства бюджетных целевых фондов;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.);
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов);
  • иные неналоговые доходы.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ "О бюджетной классификации"от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Структура неналоговых поступлений представлена в следующей таблице.

Таблица 1

Структура неналоговых поступлений в федеральный и консолидированный бюджет субъектов РФ на 2006 г. (тыс. рублей)

 

2006

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы от имущества, находящегосяв государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

9 778 047

16 847 040

Доходы от продажи нематериальныхактивов

36

2669

Административные платежи и сборы

167 509

679 322

Штрафные санкции, возмещение ущерба

263 177

1 450 319

Доходы от внешнеэкономическойдеятельности

5 305 945

0

Прочие неналоговые доходы

1 403 014

4 020 010


 

Безвозмездные перечисления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

  • нерезидентов;
  • других бюджетов бюджетной системы;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • государственных организаций;
  • наднациональных организаций;
  • прочее.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам и др.

Доходы целевых бюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ доходы целевых бюджетных фондов включают доходы:

  • территориальных дорожных фондов;
  • территориальных экологических фондов;
  • целевых бюджетных фондов субъектов РФ, создаваемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

На первых местах в консолидированном бюджете по доходности стоят:

  • налог на добычу полезных ископаемых – 41% от всех поступлений;
  • налог на прибыль – 24,5 %;
  • налог на добавленную стоимость (НДС) – 22,5 %;
  • налог на доходы физических лиц – 5,8%.

 

Рис.2. Источники поступлений в консолидированный бюджет РФ, %

 

На все остальные поступления в консолидированный бюджет в совокупности приходится не более 6,4 % от общей суммы доходов (рис. 2).

Также важно отметить, что федеральный бюджет «забирает» практически все самые доходные статьи, кроме «налога на прибыль», оставляя бюджетам территорий все малодоходные статьи.

Что касается бюджетов субъектов РФ, то также как и на федеральном уровне, основная статья доходов - налоговые поступления, однако в отличие от федерального бюджета существенную роль играют безвозмездные перечисления (особенно безвозмездные перечисления от бюджетов федерального уровня).

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Структура доходов консолидированного бюджета РФ в процентах (по данным МИНФИНА за 2006 г.)

 

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:

  • затраты на государственные инвестиции,
  • расходы на социально-культурные мероприятия,
  • финансируемые за счет бюджета,
  • государственные дотации,
  • расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
  • расходы на науку из бюджета,
  • расходы на оборону,
  • расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,
  • расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:

  • макроэкономическая эффективность. Данный принцип означает распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания. Все расходы, носящие перераспределительный характер, в рамках данного критерия должны передаваться на максимально высокий уровень государственного управления с целью недопущения социальных конфликтов.
  • критерий зоноиспользования. Подразумевает максимальное приближение расходов к потребителям соответствующих благ.
  • принцип равномерности осуществления расходов по территории. Означает необходимость расходование средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.

В соответствии с данными принципами расходы между уровнями бюджетной системы должны быть распределены следующим образом:

 

Таблица 2

Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы

Статья расходов, функция

Политика, стандарти контроль

Осуществление управления

Комментарии

1

2

3

4

Оборона

Ф

Ф

Выгоды и издержки общенационального масштаба

Международные отношения

Ф

Ф

-//-

Природные ресурсы

Ф

Ф, Р, М

Способствует развитию внутреннего рынка

Окружающая среда

Ф, Р, М

Р, М

Возможны выгодыи издержки общенационального, региональногоили местного масштаба

Промышленность и сельское хозяйство

Ф, Р, М

Р, М

Значительные межрегиональные внешние эффекты

Образование

Ф, Р, М

Р, М

Трансфертыв «натуральной» форме

Здравоохранение

Ф, Р, М

Р, М

-//-

Социальное обеспечение

Ф, Р, М

Р, М

-//-


 

Основной проблемой, характерной для Российской Федерации в области расходных полномочий, является их нечеткое разграничение в законодательстве и отнесение значительной части расходов к сфере совместного ведения, что приводит к размыванию ответственности между различными уровнями государственного управления и местного самоуправления. Нечеткое разграничение полномочий и наличие большого объема обязательств, возлагаемых вышестоящими уровнями власти на субфедеральные бюджеты, влечет за собой незаинтересованность региональных властей в проведении собственной экономической политики, направленной на экономическое и социальное развитие.

Возлагаемые вышестоящими уровнями власти на субфедеральные бюджеты обязательства, необеспеченные источниками финансирования называют нефинансируемыми федеральными мандатами. Примером нефинансируемого федерального мандата является решение федерального центра о повышении зарплат работникам бюджетной сферы, ответственность за реализацию которого несут субфедеральные власти. Так, например, в результате решения Правительства РФ о повышении зарплат работникам бюджетной сферы с 1 декабря 2001 года в 1,89 раза к 1 мая 2002 года в 59 субъектах РФ имелась просроченная задолженность по заработной плате работникам здравоохранения.

Информация о работе Содержание консолидированного бюджета в РФ и методика его составления