Содержание консолидированного бюджета в РФ и методика его составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета

Содержание работы

Введение 3
1 Консолидированный бюджет РФ 4
2 Структура доходов и расходов консолидированного бюджета РФ 11
Заключение 21
Список информационных источников 23

Файлы: 1 файл

Содержание консолидированного бюджета в РФ и методика его составления.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

В приводимых ниже показателях в скобках будет отмечаться доля расходов, приходящихся на бюджеты субъектов.

  • Общегосударственные вопросы - 16% (7,5%);
  • Образование -14,5% (11,6%);
  • Межбюджетные трансферты - 11,6% (0%);
  • Национальная оборона- 10,1 (0%);
  • Социальная политика- 10,1 (6,8%).

Так выглядит пятерка самых затратных статей консолидированного бюджета РФ. Однако, необходимо отметить, что такие затраты, как «Национальная безопасность» и «Национальная экономика», тоже «вкладывают» в общие расходы по 9 - 10%. (рис 4.)

 

Рис.4. Структура расходов консолидированного бюджета РФ в процентах (по данным МИНФИНА за 2006 г.)

 

Кратко резюмируя, можно сказать, что основную тяжесть расходов государство возлагает на бюджеты субъектов РФ, при этом все основные доходные статьи достаются федеральному бюджету. Естественно, что при такой структуре бюджетам субъектов РФ всегда не достает средств для выполнения заложенных в бюджеты расходов.

В случае, когда возникает несоответствие между доходными полномочиями и расходными обязательствами уровней государственной власти и управления, а также неравномерность бюджетной обеспеченности различных регионов одной страны, говорят о наличии горизонтальных и вертикальных дисбалансов.

Вертикальный дисбаланс означает несоответствие расходных обязательств доходным полномочиям того или иного уровня государственной власти и управления.

Горизонтальный дисбаланс выражается в неравномерности размещения по территории страны расходных и доходных факторов, а, следовательно, в неравномерности бюджетной обеспеченности регионов страны.

В Российской Федерации в 2000 г. по ВРП на душу населения регионы различались в более чем в 19 раз. Прогноз разницы в бюджетной обеспеченности регионов составлял более чем 23 раза. Существование вертикальных и горизонтальных дисбалансов вызывает необходимость применения органами государственного управления механизмов финансового выравнивания, выделения финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Финансовая помощь нижестоящим бюджетам может осуществляться в виде: дотаций, субсидий, субвенций.

В мировой практике все виды финансовой помощи, передаваемые от вышестоящих бюджетов нижестоящим, называют грантами. Гранты могут быть целевыми и нецелевыми. Целевые гранты представляют собой вид финансовой помощи со строго определенной грантодателем целью расходования средств в рамках гранта. Нецелевые гранты могут использоваться получателем по своему усмотрению в рамках реализуемых им функций. Целевые гранты делятся на блочные и долевые. Блочные гранты представляют собой фиксированные суммы денег, которые должны быть потрачены на определенные цели, а долевые гранты - это возмещение лишь части расходов на заданные цели.

В Российской Федерации финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется 5 фондов:

  • Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
  • Фонд компенсаций;
  • Фонд со-финансирования социальных расходов;
  • Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Таблица 3

Структура безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней в доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2003-2002 гг. (в % от общей суммы безвозмездных перечисленийот бюджетов других уровней)

 

2003

2004

2005|

Дотации

9,58

19,27

15,03

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

 

40,91

44,43

Субвенции

2,77

27,71

18,58

Средства, полученныепо взаимным расчетам

13,01

1,97

4,76

Трансферты

62,94

-

-

Субсидии

 

9,99

17,12

Прочие

11,69

0,15

0,08


 

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности перечисляются в субфедеральные бюджеты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). До 2001 года эти средства включались в статью "трансферты". Прочие дотации включают в себя дотации закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО), дотации городу-курорту Сочи и другие.

Таким образом, видно, что политика государства в сфере управления доходами/расходами страны в целом направлена на концентрацию всех денежных потоков в руках федерального центра.

Хорошо это или плохо?

На мой взгляд, главные минусы такой структуры - необходимость больших затрат при проведении межбюджетных платежей и не гибкость всей системы в целом (долгая реакция на возникающие проблемы).

Основной плюс - это централизация всех денежных потоков и как следствие - экономия на расходах. Т.е. изменив ранее существовавшую систему, когда в федеральный бюджет из бюджетов субъектов РФ поступали доходы за вычетом расходов, на систему самостоятельного сбора федеральным центром основных доходов, Государство финансово ограничило власти субъектов РФ в их расходах.

Вопрос о не целевом использовании средств из бюджетов всех уровней остается открытым.

Заключение

 

        Изучив тему «консолидированный бюджет РФ», можно сделать выводы, что это совокупность бюджетов всех уровней. Включает в себя консолидированный бюджет Субъектов РФ и Федеральный бюджет РФ, а также государственные целевые фонды.

        Консолидированный бюджет Российской Федерации и e ё субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета — это, прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.

        В бюджетных  доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%), тогда как неналоговые доходы составили чуть меньше 8% от всех доходов консолидированного бюджета РФ. Остальные доходы, формирующие бюджет составляют незначительные суммы, к ним относят: безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, и единый социальный налог.

        В расходах 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

        Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

        Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

        Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  информационных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. №145-ФЗ от 31.07.98 (с изменениями).
  2. Вахрин П. Бюджетная система Российской федерации. Учебник. Дашков и К. 2005.-586 с.
  3. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 568 с.
  4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 303 с.
  5. Финансы и кредит: учеб. пособие/С.В. Загородников. – 2-е изд. Стер. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. – 288 с.

 


Информация о работе Содержание консолидированного бюджета в РФ и методика его составления