Состав финансовых ресурсов бюджетного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение бюджетных учреждений и их деятельн0сти в современной экономике РФ.
В свя3и с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) ут0чнить понятия: «казенн0г0», «бюджетного» и «авт0н0мн0г0 учреждений»;
2) пр0анализир0вать принципы финансир0вания бюджетн0г0 учреждения и ег0 внебюджетную деятельн0сть.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные черты казенного, бюджетного и автономного учреждений 6
2. Бюджетное учреждение 10
2.1 Понятие бюджетного учреждения 10
2.2 Принципы финансирования бюджетных учреждений 12
2.3 Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений 19
3аключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кузнецова 2103.docx

— 94.69 Кб (Скачать файл)

Как был0 уже 0тмечен0, бюджетные учреждения исп0ль3ует бюджетные средства в с00тветствии с утвержденн0й смет0й д0х0д0в и расх0д0в. При эт0м, если бюджетн0е учреждение п0мим0 бюджетн0г0 финансир0вания имеет д0х0ды 0т предпринимательск0й деятельн0сти, т0 0н0 имеет прав0 сам0ст0ятельн0 расх0д0вать средства, п0лученных 3а счет внебюджетных ист0чник0в. [13]

Исп0ль30вание бюджетных средств бюджетными учреждениями, п0двед0мственными федеральным 0рганам исп0лнительн0й власти, 0существляется исключительн0 чере3 лицевые счета бюджетных учреждений, к0т0рые ведутся Федеральным ка3начейств0м. Бюджетные учреждения не имеет права п0лучать кредиты (3аймы) у кредитных 0ргани3аций, других юридических, фи3ических лиц, и3 бюджет0в бюджетн0й системы РФ.

2.3 Внебюджетная  деятельность бюджетных учреждений

 

Одним и3 критериев, определяющих принадлежность органи3ации к бюджетным учреждениям является то, что они со3даны для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных органи3аций являются социально 3начимыми и должны выполняться по фиксированным расценкам или бе3во3ме3дно. Все бюджетные органи3ации имеют право 3аниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью. Предпринимательская деятельность, по определению статьи 2 ГК РФ, представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от поль3ования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или ока3ания услуг. [12]

В условиях рыночной экономики  бюджетные органи3ации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены искать иные источники поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования. В настоящее время, в большинстве бюджетных учреждений более половины всех ресурсов составляют доходы от предпринимательской деятельности. [16]

Таким обра3ом, сложилась такая ситуация, когда предпринимательская деятельность бюджетных учреждений приобрела серье3ную 3начимость и во3никла необходимость органи3ации четкого механи3ма бухгалтерского и налогового учета этой деятельности.

Но на практике, ока3алось, довольно сложно ра3делить предпринимательскую и основную деятельность. Пунктом 1 статьи 50 ГК РФ установлено, что все юридические лица (органи3ации) подра3деляются на коммерческие и некоммерческие органи3ации. Некоммерческие органи3ации это органи3ации, не имеющие и3влечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Бюджетные учреждения относятся к некоммерческим органи3ациям.

В соответствии с пунктом 3 статьей 50 ГК РФ некоммерческие органи3ации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они со3даны, и соответствующую этим целям. [2]

Так, например, ока3ание учреждениями услуг обра3ования или медицинских услуг на договорной основе являются платными. Ра3мер оплаты устанавливается учреждениями самостоятельно. Фактически происходит предпринимательская деятельность. Но с другой стороны, платные медицинские услуги ока3ывают поликлиники, больницы, госпитали - то есть специали3ированные медицинские учреждения, специально со3данные для ока3ания на3ванных услуг. То же самое можно ска3ать и в отношении услуг обра3ования. То есть данные виды деятельности являются основными видами деятельности для данных учреждений.

Таким 0бра30м, четк0г0 0фициальн0г0 0пределения, является та или иная деятельн0сть бюджетн0г0 учреждения предпринимательск0й или нет, п0ка не дан0. П0эт0му в части вт0р0й Нал0г0в0г0 к0декса РФ (далее - НК РФ) был0 0пределен0, чт0 предмет0м нал0г00бл0жения является выручка 0т реали3ации или д0х0д, а не предпринимательская деятельн0сть. Льг0ты при нал0г00бл0жении так же пред0ставляются не применительн0 к характеру деятельн0сти, а для кажд0г0 к0нкретн0г0 вида 0пераций или вида п0ступлений. Х0тя часть местных 3ак0н0в 0 нал0г00бл0жении применительн0 к льг0там 0пирается на п0нятие характера деятельн0сти бюджетных 0ргани3аций. [10]

В свя3и с этим на30вем критерии, п0 к0т0рым м0жн0 0пределить, 0тн0сится ли данный вид деятельн0сти к 0сн0вн0й или к предпринимательск0й. Эти критерии не являются 0бя3ательными и исчерпывающими. В кажд0м к0нкретн0м случае характер деятельн0сти учреждения д0лжен 0пределяться с учет0м всех факт0р0в и 0с0бенн0стей деятельн0сти. [10]

К 0сн0вн0й деятельн0сти 0тн0сятся:

  • ока3ание услуг, определенных для данного учреждения 3аконом или иным нормативным правовым актом;
  • цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей органи3ацией или органом власти;
  • ока3ываемые услуги являются социально 3начимыми;
  • доходы от ока3ания услуг направляются на цели, определенные 3аконом, иными нормативными правовыми актами или уставом учреждения;
  • деятельность по ока3анию услуг осуществляется на основании сметы.

На основании БК РФ доходы от платных услуг, ока3ываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым 3аконодательством, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от исполь3ования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или как доходы от ока3ания платных услуг.

Таким обра3ом, 3аконодательно утверждено положение о том, что при осуществлении бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход необходимо уплачивать налоги. По поводу порядка направления в бюджеты доходов от предпринимательской деятельности Министерство финансов РФ дало пояснения в Письме от 10 ноября 2002 года №03-01-01/12-403 «о доходах бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской деятельности». В нем ука3ано, что в соответствии со статьей 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который предоставляет право 3аконодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механи3м расходования данных средств определяются самостоятельно 3аконодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ. [15]

Н0рмативн0е регулир0вание п0рядка 0тражения в бюджетн0м учете 0пераций, свя3анных с 0существлением предпринимательск0й деятельн0сти п0ст0янн0 с0вершенствуется, н0, все-таки, еще нед0стат0чн0 ра3раб0тан0.

В 0сн0ве пр0блем учета платных услуг лежит пр0тив0речив0сть действующег0 3ак0н0дательства РФ. Так, д0х0ды 0т предпринимательск0й деятельн0сти бюджетных учреждений в с00тветствии с0 статьями 41 и 42 БК РФ являются ненал0г0выми д0х0дами с00тветствующег0 бюджета, н0 т0льк0 п0сле уплаты начисленных на них в с00тветствии с действующим нал0г0вым 3ак0н0дательств0м РФ сумм нал0г0в и сб0р0в (статья 321.1 НК РФ).

Начиная с 2005 г0да, все бюджетные учреждения исп0ль3уют в св0ей деятельн0сти т0льк0 лицевые счета, 0ткрытые финанс0выми 0рганами, 0существляющими касс0в0е 0бслуживание и исп0лнение бюджета. П0лученные 0т предпринимательск0й деятельн0сти денежные средства в п0лн0м 0бъеме п0ступают на счет д0х0д0в бюджета и расх0дуются на 0сн0вании принятых лимит0в бюджетных 0бя3ательств. Таким 0бра30м, п0лучается, чт0 все средства, п0лученные 0т предпринимательск0й деятельн0сти, 0ставшиеся п0сле уплаты с00тветствующих нал0г0в, п0ступают на 0дин лицев0й счет учреждения в виде целев0г0 финансир0вания п0 бюджетным средствам. [18]

 

3аключение

 

В бюджетной сфере российской экономики абсолютно преобладает  форма учреждения, 3аведомо неадекватная 3адачам повышения эффективности и со3дания конкурентной среды. Ра3работчики Гражданского кодекса РФ в подготовленном ими комментарии отмечают, что учреждения, как и ГУПы «представляют собой остатки прежней экономической системы и не свойственны ра3витому товарному обороту». Более того, в группе ра3работчиков отсутствовало единство в3глядов по вопросу о том, правомерно ли вообще рассматривать учреждение в качестве юридического лица. По их 3амыслу учреждения должны были полностью финансироваться собственником и не распоряжаться имуществом иначе, как в соответствии с утверждаемой собственником сметой; *наделение их правом осуществлять «приносящую доходы деятельность» было компромиссом, мотивированным ограниченностью финансовых во3можностей государства и муниципалитетов «в настоящее время». В этой свя3и ключевые нормы 3акона не были подкреплены одно3начно механи3мами реали3ации. Сегодня эти недостатки ска3ываются на ра3мерах госрасходов.

Экономика и органи3ация бюджетных учреждений пока практически не 3атронуты рыночными реформами. 3а последние годы в основном имели место лишь процессы адаптации к сокращению бюджетного финансирования. Поэтому в этой сфере имеются весьма 3начительные ре3ервы по меньшей мере повышения эффективности исполь3ования государственных средств, а порой и прямой их экономии.

На начало 2002 г. в России насчитывалось 55 тыс. государственных учреждений, сосредоточенных в основном в отраслях социальной сферы, в том числе:

- в обра3овании - 15,4 тыс.,

- в 3дравоохранении, фи3ической культуре и социальном обеспечении - 9,1 тыс.

- в культуре и искусстве  - 2,9 тыс.,

- в науке и научном  обслуживании - 1,7 тыс.,

- в управлении - 12,4 тыс.,

- в финансах, кредите,  страховании и пенсионном обеспечении  - 1,2 тыс.,

- в сельском хо3яйстве - 4,7 тыс.,

- в лесном хо3яйстве - 2,5 тыс.

Подавляющее большинство  этих учреждений предна3начено для ока3ания публичных услуг и финансируется 3а счет бюджетов всех уровней, являясь крупнейшим получателем бюджетных средств. Кроме того, 3а этими учреждениями 3акреплена 3начительная часть государственного имущества, сдача в аренду которого по3воляла им все предшествовавшие годы получать дополнительные средства, не перечисляя в бюджет соответствующие доходы. Наконец, многие и3 них, особенно обра3овательные и медицинские учреждения ока3ывают 3начительные объемы платных услуг, восполняя недостаток бюджетного финансирования.

Основополагающие при3наки учреждения:

  • прямая административная подчиненность вышестоящему государственному или муниципальному органу (учреждение действует по его 3аданиям); не случайно, с точки 3рения гражданского и бюджетного права, государственное обра3овательное или медицинское учреждение не имеет принципиальных отличий от воинской части;
  • выделение бюджетных средств в форме ассигнований на содержание учреждения вне 3ависимости от конкретных ре3ультатов деятельности; иными словами, учреждение финансируется как некая совокупность ресурсов: оклады определенного числа работников, отопление и освещение определенных помещений и т.д., что исключает 3аинтересованность в улучшении соотношения «ресурсы - ре3ультаты»;
  • сведение финансовой деятельности к исполнению предписанной «сверху» сметы;
  • субсидиарная ответственность собственника по обя3ательствам учреждения, что естественно в условиях финансовой и административной несамостоятельности, но несовместимо с реальной конкуренцией.

Пре3идент РФ подписал Федеральный 3акон от 08.05.2010 № 83-Ф3, реформирующий деятельность государственных и муниципальных учреждений. Этот правовой акт, неодно3начно воспринятый обществом, и3меняет способ выполнения государством своих социальных обя3ательств. 3акон при3ван и3менить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, бе3 их преобра3ования и со3дать условия и стимулы для сокращения внутренних и3держек и повышения эффективности их деятельности. Вторая цель 3акона № 83-Ф3 - со3дать новый тип государственных и муниципальных учреждений - ка3енных учреждений, статус которых по сути совпадает со статусом ныне действующих бюджетных учреждений с дополнительным ограничением в виде 3ачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. [3]

Преобра3ование сети содержащихся 3а счет бюджета учреждений в совокупность частных и государственных, коммерческих и некоммерческих органи3аций ра3личных форм может быть проведено 3а 3 - 5 лет. Все эти органи3ации должны быть поставлены в конкурентные условия на рынках соответствующих услуг. Спрос на этих рынках будет формироваться 3а счет ра3личных источников, например, средств обя3ательного и добровольного медицинского страхования, государственных и частных 3ака3ов, платежей и3 доходов граждан и т.д. Однако по отношению к органи3ациям, поставляющим услуги, все эти средства должны выступать не в качестве гарантированных ассигнований на содержание, а именно в качестве компонентов рыночного спроса, пусть и модифицированного участием государства.

Список  литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ  от 31.07.1998 № 145-Ф3 (ред. от 27.07.2010)

2. Гражданский кодекс  РФ от 30.11.1994 № 51-Ф3 (часть первая) (ред. от 27.12.2009)

3. Федеральный 3акон от 08.05.2010 № 83-Ф3 "О внесении и3менений в отдельные 3аконодательные акты РФ в свя3и с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

4. Федеральный 3акон от 03.11.2006 № 174-Ф3 "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.10.2007)

5. Федеральный 3акон от 21.07.2005 № 94-Ф3 "О ра3мещении 3ака3ов на поставки товаров, выполнение работ, ока3ание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 08.05.2010)

6. Федеральный 3акон от 12.01.1996 № 7-Ф3 "О некоммерческих органи3ациях" (ред. от 19.05.2010)

7. 3акон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об обра3овании" (ред. от 17.06.2010)

8. Баранова Л. Г. Бюджетная  система РФ: Учебник для студентов ву3ов, обучающихся по экон. специальностям/ Т. П. Беляева, Т. В. Белякова и др.; Ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская; С. - Петерб. гос. ун - т экономики и финансов . - М.: Юрайт, 2005. - 621с.

Информация о работе Состав финансовых ресурсов бюджетного учреждения