Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Уже несколько лет мировая и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Именно сейчас наступил период взвешенного и объективного анализа не только причин, но и качества происходящих социально- экономических процессов.
По наличию кризиса или по его отсутствию большинство обычных людей судят по полкам магазинов. Поэтому очень важно дать оценку нынешнему потребительскому рынку, увидеть возможную модификацию покупательских предпочтений и спроса.

Содержание работы

Введение 3
1. Состав, специфика потребительского рынка. 4
2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_Микроэкономика.docx

— 212.32 Кб (Скачать файл)

Группа

 

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета  и финансов

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине    _______Микроэкономика___________________

Тема   

 

Состав, специфика  и проблемы потребительских рынков в России (Беларуси)

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 

 

 
     

                      24.01.2012

 


Ф.И.О., № зачетки, группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

Минск  2012 г.




 

Оглавление

Введение 3

1. Состав, специфика потребительского рынка. 4

2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь. 18

Заключение. 25

Список использованных источников. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основные стратегические цели и задачи любого из государств - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития страны.

При реализации экономических  реформ наиболее широкое и интенсивное  развитие получает потребительский  рынок. Это легко объясняется, так  как именно на нем переплетаются  интересы населения и производителей продукции потребительского назначения, именно на нем реализуется большая  часть валового внутреннего продукта страны. Потребительский рынок –  это зеркало общественной экономики, где сходятся невидимые нити экономических, финансовых, социальных, управленческих и других взаимосвязей. Он является отражением и индивидуально-семейной экономики, ее уровня и возможностей, сфокусированных в конкретном потребительском  поведении людей. Потребительский рынок являет собой вершину экономического айсберга национальных экономик, где зримо проявляются их сильные и слабые стороны и где характер взаимодействия спроса и предложения наиболее очевиден.

Уже несколько лет мировая  и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося  финансово-экономического кризиса. Именно сейчас наступил  период взвешенного  и объективного анализа не только причин, но и качества происходящих социально- экономических процессов.

По наличию кризиса  или по его отсутствию большинство  обычных людей судят по полкам магазинов. Поэтому очень важно  дать оценку нынешнему потребительскому рынку, увидеть возможную модификацию  покупательских предпочтений и спроса.

1. Состав, специфика потребительского рынка.

Рынок - классически представляется тем местом, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.

Рыночная экономика - представляет собой систему  экономических отношений по поводу  купли - продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально - экономических проблем.

Произвести классификацию  рынков можно по следующим признакам:

  • По объектам предложения: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы;
  • В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки;
  • По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный,  государственно - регулируемый и планово-регулируемый рынки;
  • По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный либо избыточный.

Сущность рынка находит  свое выражение в его экономических  и социальных функциях. Мировой и  национальный опыт показывает, что  рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Выделяются следующие основные экономические функции рынка.

  • Информационная функция. Ее суть заключается в том, что через систему целого ряда показателей  (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг) рынок собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики;
  • Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.
  • Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить?, как производить?, для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идёт бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
  • Ценобразующая функция. У каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.
  • Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
  • Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
  • Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.
  • Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.
  • Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
  • Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

Характеристику  рынка как совокупности актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом  процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Структура рынка - это внутреннее строение рынка, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой  структуры являются: 

    • тесная связь между ее элементами;
    • определенная устойчивость этих связей;
    • целостность, совокупность данных элементов.

Различают несколько  видов рынков, к которым относятся:

Рынок товаров  и услуг, в дальнейшем потребительский рынок. Первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

Рынок жилья представляется в виде сделок покупки-продажи частных домов, дач и других владений, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В результате приватизации государственного жилого сектора, произошло формирование полноценного, сформированного на основании спроса - предложения рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

На рынке земли  огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В  силу этого в каждой стране, в  зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок  земли носит сугубо специфический  характер. Он глубоко национален, исторически  традиционен. Дело в том, что под  землей понимается не только земля  как таковая, но и те дополнительные, очень существенные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д.

Рынок рабочей  силы организуется в форме биржи  труда, где непосредственно формируется  сложная инфраструктура, позволяющая  сводить вместе работодателей и  наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.

Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский  комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих  мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую  силу, занимается её переподготовкой  переквалификацией. Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями  и получает от них мощную поддержку. Хотя биржа труда в какой-то степени  и ограничивает свободу товаропроизводителей нанимать рабочую силу по своему усмотрению, но она же и освобождает их от огромных издержек на содержание большого аппарата по найму, подготовке и переподготовке рабочей силы. Уже поэтому предприниматели  материально поддерживают биржу  труда, до 90 процентов рабочей силы нанимается исключительно по ее направлениям. С другой стороны, биржа труда  опирается на мощную поддержку государства, так как, во-первых, она не может  быть прибыльной организацией, во-вторых, она и не ставит себе такую цель, выполняя работу огромной социальной значимости. Именно биржа труда определяет статус безработного, выдаст пособия  и занимается другими формами  социального вспомоществования.

На рынке капиталов  занимаются организацией купли-продажи  средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями.

Первая заключается  в том, что спрос на капитальные  средства покупатели всегда ввязывают  с той прибылью, которую им могли  бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее: вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской  прибыли, или купить ценные бумаги и получать потом доход в форме определенного процента. Следовательно, движение процента (финансовый рынок) и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма ссудного процента падает, то спрос на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь этих двух видов рынка проявляется и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвестиции непосредственно извлекаются из рынка финансов, где формируется норма (ставка) процента. В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наибольшей нестабильностью и непредсказуемостью.

Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и  исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каждый товар  или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной  массы, позволяя учитывать все его  специфические особенности. Рынок  же средств производства такими возможностями  не располагает.

Важной частью рывка средств производства является рынок подержанного оборудования. Сам  по себе этот рынок ничем примечательным не отличается от рынка средств производства, но функционально он чрезвычайно  важен, так как именно в этом секторе  определяется степень износа оборудования, а следовательно, норма амортизации. Последняя же в свою очередь определяет сроки обновления средств производства и, таким образом, имеет прямое отношение к регулированию всего рынка средств производства.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый рынок  - это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Хотя мы и; рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструктуре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изменения на рынке средств производства.

Рынок инноваций, нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь  являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество  других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)