Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
Уже несколько лет мировая и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Именно сейчас наступил период взвешенного и объективного анализа не только причин, но и качества происходящих социально- экономических процессов.
По наличию кризиса или по его отсутствию большинство обычных людей судят по полкам магазинов. Поэтому очень важно дать оценку нынешнему потребительскому рынку, увидеть возможную модификацию покупательских предпочтений и спроса.
Введение 3
1. Состав, специфика потребительского рынка. 4
2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 26
Проблема роста потребления
и покупок алкоголя по-прежнему достаточно
очевидна. Кризис не внес никаких изменений
в структуру этого товарного
рынка. По информации Минздрава Беларуси
в 2008 году продажа алкоголя в Беларуси
в расчете на лиц старше 18 лет
составила 18,26 литра, что в 2,28 раза превышает
критический порог для здоровья
нации, который установлен Всемирной
организацией здравоохранения. Характер
этой тенденции виден из графиков
изменения среднедушевых
Этот тренд выше, чем по телевизорам и по мясу, хотя мясо тоже покупается в достаточно стабильных объемах, примерно на уровне 1990 года, т.е. 65,0-70,0 кг в год на одного человека, что близко к физиологическим нормам.
Стремительное и постоянное увеличение среднедушевых покупок фруктов также положительный фактор для повышения качества пищевого рациона. Однако, «витаминизация» пищевого рациона идет параллельно с его алкоголизацией. Уже пройден критический порог в 8 л абсолютного алкоголя. Если сократить среднедушевые покупки алкогольных напитков, хотя бы до уровня в 8 л абсолютного алкоголя на человека, это означало бы высвобождение денежных средств у населения равную, например, сумме направленную населением на покупку одежды и белья.
Еще как проблему потребительского рынка Республики можно выделить проблему складских запасов. Обмен денег населения на складские запасы сложная для эффективного решения задача. В связи с удорожанием коротких и длинных денег для населения за счет потребительского кредитования, запасы товаров на складах могут быть уменьшены только на основе беспроцентных кредитов (субсидий) или же путем предоставления рассрочки платежа за товар. Для товаропроизводителя и розничного продавца будет лучше, если потребитель купит холодильник, телевизор, стиральную машину или другой товар с рассрочкой платежа на 6 месяцев или же эти товары так и останутся на складе, принося убытки и старея морально. Имеющиеся деньги у населения - это заработанные в прошлом. Накопления должны постоянно пополняться, обновляться. Это возможно только их текущих доходов. Они же могут быть получены в виде заработной платы и других трудовых заработков на предприятиях - товаропроизводителях. А заработная плата в полной мере может выплачиваться эффективно работающим, реализующим свою продукцию, предприятием.
Ситуацию с чрезмерными складскими запасами готовой продукции на белорусских предприятиях во многом можно объяснить асинхронностью взаимодействия механизма государственного регулирования с менеджментом государственных предприятий.
Проблема ликвидации скопившихся запасов, в настоящее время решается. Но сегодня нельзя допустить, чтобы решенная проблема накопившихся складских запасов, не явилась причиной очередного витка производства неликвидных товаров.
Решение проблемы
складских запасов
Они определяют реакцию потребителя по отношению не только к банкам и ассортименту потребительского рынка. Они формируют общественную стабильность и уверенность среднего потребителя. Здесь чрезвычайно велика роль и, безусловно, ответственность средств массовой информации. Чтобы действия потребителя были адекватны и сопоставимы с реальным положением на рынке, средства массовой информации так же должны чрезвычайно разумно и осторожно формировать общественные настроения, имея в виду особую хрупкость конструкции потребительских мнений, целей, интересов и мировоззрения человека на рынке. Чем меньше средства массовой информации будут давать повод для «додумывания», тем реже в умах потребителей будет всплывать проблемы «соли, мыла и спичек».
Затоваривание складов возникает не только потому, что нет спроса, а потому, что нет спроса именно на ту продукцию, которая находится на складе товаропроизводителя.
Спрос ожидает адекватного ему предложения. Проблема в том, что имеющееся сегодня товарное предложение не соответствует спросу.
В середине 2011 года Беларусь неожиданно столкнулась с новой проблемой на потребительском рынке, частично связанной с организацией единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана и диспаритета цен с соседними странами, когда начался практически бесконтрольный вывоз товаров народного потребления. Это особенно ощущалось в приграничных районах, что в последующем привело к дефициту некоторых товарных групп.
Несмотря на то, что данные процессы сами по себе являются негативными для потребительского рынка нашей страны, они позволили и разгрузить склады некоторых предприятий республики, как пример Брестского коврового комбината.
Для недопущения в будущем подобных явлений руководству наших стран необходимо провести ряд мероприятий, таких как:
- синхронное проведение
рыночных реформ, включая проведение
единой ценовой, налоговой,
- обеспечение единых
требований к сертификатам
- проведение единой структурно-промышленной
и инвестиционной политики, что не позволит
создавать дублирующие основные и вспомогательные
производства товаров народного потребления,
перепроизводство товаров в одних регионах
и отсутствие их в других;
- обеспечение на
- создание общего рынка
продовольственных товаров,
- обеспечение примерно
равных социально-
- создание единого
Проблемы мирового
масштаба не могли не затронуть белорусскую
экономику, что в определенной мере
сказалось и на состоянии потребительского
рынка Республики Беларусь. Структура
потребительского спроса сместилась в
сторону продовольственных
Страница |
||
Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)