Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Уже несколько лет мировая и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Именно сейчас наступил период взвешенного и объективного анализа не только причин, но и качества происходящих социально- экономических процессов.
По наличию кризиса или по его отсутствию большинство обычных людей судят по полкам магазинов. Поэтому очень важно дать оценку нынешнему потребительскому рынку, увидеть возможную модификацию покупательских предпочтений и спроса.

Содержание работы

Введение 3
1. Состав, специфика потребительского рынка. 4
2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_Микроэкономика.docx

— 212.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Проблема роста потребления  и покупок алкоголя по-прежнему достаточно очевидна. Кризис не внес никаких изменений  в структуру этого товарного  рынка. По информации Минздрава Беларуси в 2008 году продажа алкоголя в Беларуси в расчете на лиц старше 18 лет  составила 18,26 литра, что в 2,28 раза превышает  критический порог для здоровья нации, который установлен Всемирной  организацией здравоохранения. Характер этой тенденции виден из графиков изменения среднедушевых покупок  алкоголя, мяса, фруктов и телевизоров (рис.2), где очевидна устойчивая линия  роста покупок алкоголя.

Этот тренд выше, чем  по телевизорам и по мясу, хотя мясо тоже покупается в достаточно стабильных объемах, примерно на уровне 1990 года, т.е. 65,0-70,0 кг в год на одного человека, что близко к физиологическим  нормам.

Стремительное и постоянное увеличение среднедушевых покупок  фруктов также положительный фактор для повышения качества пищевого рациона. Однако, «витаминизация» пищевого рациона идет параллельно с его алкоголизацией. Уже пройден критический порог в 8 л абсолютного алкоголя. Если сократить среднедушевые покупки алкогольных напитков, хотя бы до уровня в 8 л абсолютного алкоголя на человека, это означало бы высвобождение денежных средств у населения равную, например,  сумме направленную населением на покупку одежды и белья.

Еще как проблему потребительского рынка Республики можно выделить  проблему складских запасов. Обмен  денег населения на складские  запасы сложная для эффективного решения задача. В связи с удорожанием  коротких и длинных денег для  населения за счет потребительского кредитования, запасы товаров на складах  могут быть уменьшены только на основе беспроцентных кредитов (субсидий) или же путем предоставления рассрочки  платежа за товар. Для товаропроизводителя  и розничного продавца будет лучше, если потребитель купит холодильник, телевизор, стиральную машину или другой товар с рассрочкой платежа на 6 месяцев или же эти товары так  и останутся на складе, принося  убытки и старея морально. Имеющиеся  деньги у населения - это заработанные в прошлом. Накопления должны постоянно  пополняться, обновляться. Это возможно только их текущих доходов. Они же могут быть получены в виде заработной платы и других трудовых заработков на предприятиях - товаропроизводителях. А заработная плата в полной мере может выплачиваться эффективно работающим, реализующим свою продукцию, предприятием.

Ситуацию с чрезмерными  складскими запасами готовой продукции  на белорусских предприятиях во многом можно объяснить асинхронностью взаимодействия механизма государственного регулирования с менеджментом государственных  предприятий.

Проблема ликвидации скопившихся  запасов, в настоящее время решается. Но сегодня нельзя допустить, чтобы  решенная проблема накопившихся складских  запасов, не явилась причиной очередного витка производства неликвидных  товаров.

Решение проблемы складских запасов потребительских  товаров во многом зависит от того, насколько угрожающими будут восприниматься людьми те или другие движения на рынке - административные, экономические, политические. Это определяется не только экономической психологией человека-потребителя, но и искусством государственного и корпоративного менеджмента. Достаточно одного неловкого движения на любом управленческом уровне, что бы у среднего потребителя возникло подозрение по поводу своей экономической безопасности. Валютные курсы, ценовая политика, наполненность прилавков, особенности административных решений - далеко не весь перечень факторов воздействия, своеобразных раздражителей потребительского поведения.

Они определяют реакцию потребителя по отношению  не только к банкам и ассортименту потребительского рынка. Они формируют общественную стабильность и уверенность среднего потребителя. Здесь чрезвычайно велика роль и, безусловно, ответственность средств массовой информации. Чтобы действия потребителя были адекватны и сопоставимы с реальным положением на рынке, средства массовой информации так же должны чрезвычайно разумно и осторожно формировать общественные настроения, имея в виду особую хрупкость конструкции потребительских мнений, целей, интересов и мировоззрения человека на рынке. Чем меньше средства массовой информации будут давать повод для «додумывания», тем реже в умах потребителей будет всплывать проблемы «соли, мыла и спичек».

Затоваривание складов возникает не только потому, что нет спроса, а потому, что нет спроса именно на ту продукцию, которая находится на складе товаропроизводителя.

Спрос ожидает адекватного  ему предложения. Проблема в том, что имеющееся сегодня товарное предложение не соответствует спросу.

В середине 2011 года Беларусь неожиданно столкнулась с новой проблемой на потребительском рынке, частично  связанной с организацией единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана и диспаритета цен с соседними странами, когда начался практически бесконтрольный вывоз товаров народного потребления. Это особенно ощущалось в приграничных районах, что в последующем привело к дефициту некоторых товарных групп.

Несмотря на то, что данные процессы сами по себе являются негативными  для потребительского рынка нашей  страны, они позволили и разгрузить склады некоторых предприятий республики, как пример Брестского коврового комбината.

Для недопущения в будущем  подобных явлений руководству наших стран необходимо провести ряд мероприятий, таких как:

- синхронное проведение  рыночных реформ, включая проведение  единой ценовой, налоговой, внешнеэкономической  и денежно-кредитной политики, что  позволит создать примерно равные  условия хозяйствования предпринимателям  и предприятиям, участникам потребительского  рынка каждой из страны, исключив  конкурентное преимущества одних  перед другими;

- обеспечение единых  требований к сертификатам качества, техническим условиям товаров  и услуг на потребительском рынке стран; 
- проведение единой структурно-промышленной и инвестиционной политики, что не позволит создавать дублирующие основные и вспомогательные производства товаров народного потребления, перепроизводство товаров в одних регионах и отсутствие их в других;

- обеспечение на потребительском  рынке свободного предпринимательства,  единой антимонопольной политики, что обеспечит на потребительском  рынке конкурентные условия, позволит  воздействовать на монополистов (торговых, промышленных, по производству  товаров и инфраструктуры);

- создание общего рынка  продовольственных товаров, обеспечив  признание единых стандартов  на продовольствие и единых  правил продажи продуктов питания,  условий их доставки и хранения;

- обеспечение примерно  равных социально-экономических  условий жизни населению (в  том числе условий оплаты труда,  пенсионного и другого социального  обеспечения и т.д.);

- создание единого информационного  и аналитического центров по  разработке мониторинга единого потребительского рынка.

 

Заключение.

Проблемы мирового масштаба не могли не затронуть белорусскую  экономику, что в определенной мере сказалось и на состоянии потребительского рынка Республики Беларусь. Структура  потребительского спроса сместилась в  сторону продовольственных товаров, покупки многих из них определяются инерционностью потребительской психологии. Снизились покупки многих непродовольственных  товаров, расходы на ряд платных  услуг, но нельзя отметить ряд позитивных моментов, как например рост вкладов  населения в белорусских рублях, иностранной валюте и в драгоценных  металлах. Необходимо решить проблемы обеспечения субъектов торговли оборотными средствами, качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке страны. Существуют группы населения с низкими доходами, поэтому вопрос обеспечения доступности товаров и услуг требует особого внимания. В связи с этим актуальным является применение прогрессивных технологий продаж, повышение качества торгового обслуживания, что послужит целям наиболее полного удовлетворения покупательского спроса и повышения уровня жизни населения Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание  перераб. и дополненное. М., 2000 г. - Козырев В.М.
  2. Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.
  3. Рыночная система и её функционирование. Макконелл К.Р., Брю С.Л.
  4. Рынок - микроэкономическая модель. – С.П. 1998. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е.
  5. Медведев В., Терещенко Н. «Формирование товарного предложения на потребительском рынке» «Маркетинг» 2000 №4
  6. Воронов А., «Маркетинг в России и за рубежом» 1998 №2
  7. Новоселов А. С. «Теория региональных рынков» Ростов-на-Дону 2002 «Феникс»
  8. Зиновьев, А.А. Запад. – М.: /Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2007. – 512 с.
  9. Тарасов В. Ни выигравших, ни проигравших Белорусы и рынок. 17.08.2009, № 32.
  10. Тарле Е.В. Наполеон Послесл. В.Кошелева. – Мн.: Тривиум, 1993. – 429с.
  11. Форд Г. Организация производства и стратегия управления бизнесом: Учебник Г.Форд. – Мн.: НПЧУП «Управленец», 2004. – 208 с.
  12. Ткачев С. Время требует осмысленных действий  СБ-Беларусь сегодня. 18 августа 2009 г.
  13. Социально-экономическое положение Республики Беларусь. Национальный статический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2009.
  14. Микро- и макроэкономика. Издание второе, стереотипное. /Учебное пособие – Минск «Книжный дом «Мисанта», 2005
  15. Статистика Беларуси. /Научно-практический журнал, №3, 2009
 

Страница 

 
   




Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)