Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
Уже несколько лет мировая и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Именно сейчас наступил период взвешенного и объективного анализа не только причин, но и качества происходящих социально- экономических процессов.
По наличию кризиса или по его отсутствию большинство обычных людей судят по полкам магазинов. Поэтому очень важно дать оценку нынешнему потребительскому рынку, увидеть возможную модификацию покупательских предпочтений и спроса.
Введение 3
1. Состав, специфика потребительского рынка. 4
2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 26
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу - хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения страны. Он представляет собой сложную систему.
Особенностями потребительского рынка является то, что решающим звеном здесь выступает потребитель, а значит ответ на вопрос: «будет ли данный товар куплен?» практически полностью зависит от потребителя.
Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и др. Детальная структура каждой группы представляет собой ассортимент товаров (хлеб украинский, хлеб минский).
Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
Рынок непродовольственных товаров отличается от продовольственного рынка более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назначению, высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.
Для рынка товаров культурно-
Эти особенности обусловливают своеобразие подходов к прогнозированию спроса и формированию структуры товарооборота. Нельзя правильно определить развитие спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования у населения.
В переходный период потребительский рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации товаров населению.
По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный.
Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официальные зарегистрированные торговые сети магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания любых форм собственности. К этой категории относится и реализация товаров населению непосредственно предприятиями производителями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по торговым сделкам.
Неорганизованный рынок
охватывает реализацию гражданами, занимающимися
предпринимательской
Важнейшим элементом рынка является спрос.
Спрос – это обобщающий
термин, описывающий поведение
Спрос может принимать различные формы,- это реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос.
Реализованный спрос - это спрос, который завершается покупкой товара. Он составляет основную часть действительного спроса и измеряется суммой денежных средств, израсходованных на покупку товаров, или объемом реализованных на рынке товаров. Показателем реализованного спроса служит товарооборот розничной торговли.
Неудовлетворенный спрос - это часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в тот или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, либо высокой ценой, а так же отсутствием товара в продаже. Оценка неудовлетворенного спроса необходима для правильного расчета объема и структуры спроса на товары. Основой его определения являются материалы специального обследования.
Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и внешнему виду товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производства и торгового ассортимента. Величина формирующегося спроса оценивается путем специальных обследований, опросов покупателей и другими способами.
Ажиотажный спрос характерен для тех товарных групп, по которым существует дефицит.
Отличительной особенностью покупательского спроса является периодичность или частота его предъявления. В соответствии с этим спрос подразделяется на повседневный (на продовольственные товары), периодический (на непродовольственные товары), редкий (на товары длительного пользования), импульсивный, возникающий под влиянием товарного предложения или в силу подражания моде.
Существуют две формы удовлетворения спроса: индивидуальная и коллективная. При индивидуальной форме каждый потребитель сам принимает решение о покупке товаров в зависимости от наличия денежных средств; при коллективной - вид и количество товаров для покупки определяются группой потребителей или формируются централизованно.
В изменении спроса наблюдается следующая закономерность. С увеличением доходов расширяются масштабы и изменяется структура спроса на продукты питания. Население, преимущественно его обеспеченные слои, предъявляет все больший спрос на продукты животноводства, сахар, овощи и фрукты. По мере удовлетворения определенного минимума потребностей с ростом доходов лучшее по питательной ценности продовольствие вытесняет худшее, а когда потребности в продовольствии удовлетворены, каждая дополнительная прибавка в доходе идет на непродовольственные товары.
Спрос населения на товары
народного потребления
Важным элементом рынка является предложение.
Под товарным предложением следует понимать количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Производители, представляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возместить затраты и получить максимальный доход.
Объем и состав товарного
предложения непосредственно
Таким образом, предложение
можно рассматривать как
К факторам совокупного предложения следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень научных исследований и технологий.
Рост производства, развитие научно-технического прогресса способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.
Спрос и предложение - две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Нельзя купить то, что не производится и не предложено на рынке, и бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей. Произведенная продукция может быть реализована в том случае, если она по потребительским свойствам и объему соответствует спросу населения.
Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка.
Различают сбалансированность рынка по объему и структуре, в целом по стране и отдельным регионам, по стоимостным и натуральным показателям. Рыночное равновесие является проявлением пропорциональности в развитии экономики.
Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует эластичность.
Эластичность спроса - понятие, характеризующее степень реагирования покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения. Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.
Республика Беларусь является
страной с динамично
Для динамичных, развивающихся
потребительских рынков характерны
иные тенденции и проблемы, чем
для рынков развитых экономик. Они
более эластичны и
Известно, что макроэкономическое
качество потребительского спроса населения
на товары оценивается соотношением
покупок продовольственных и
непродовольственных товаров. Более
высокий удельный вес продовольствия
в покупках или динамика увеличения
этого показателя есть объективное
сужение потребительских
Доля покупок
Но кризисные явления
конца 2008 года – начала 2009 года внесли
некоторые изменения в
непродовольственных благ. В I полугодии 2009 года по Республике Беларусь она была равна 57,9%, это много и говорит о низком потребительском уровне в стране. Австрийцы, например, на продукты питания тратят всего 13% от дохода, но это не значит, что они меньше или хуже едят, просто существует определенный минимум, который человек должен тратить на еду.
Алкогольные напитки - один из наиболее проблемных сегментов потребительского рынка (таблица 2)
Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)