Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Уже несколько лет мировая и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Именно сейчас наступил период взвешенного и объективного анализа не только причин, но и качества происходящих социально- экономических процессов.
По наличию кризиса или по его отсутствию большинство обычных людей судят по полкам магазинов. Поэтому очень важно дать оценку нынешнему потребительскому рынку, увидеть возможную модификацию покупательских предпочтений и спроса.

Содержание работы

Введение 3
1. Состав, специфика потребительского рынка. 4
2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_Микроэкономика.docx

— 212.32 Кб (Скачать файл)

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу - хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Потребительский рынок обслуживает  в основном сферу личного потребления населения страны. Он представляет собой сложную систему.

Особенностями потребительского рынка является то, что решающим звеном здесь выступает потребитель, а значит ответ на вопрос: «будет ли данный товар куплен?» практически  полностью зависит от потребителя.

Потребительский рынок характеризуется  прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и др. Детальная структура каждой группы представляет собой ассортимент товаров (хлеб украинский, хлеб минский).

Для рынка продовольственных  товаров характерны следующие специфические черты:

  • широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обусловливает отсутствие отложенного спроса;
  • сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные сезонные колебания реализованного спроса;
  • широкие связи между торговлей и производством;
  • совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;
  • ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных  товаров отличается от продовольственного рынка более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назначению, высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.

Для рынка товаров культурно-бытового назначения   и   хозяйственного   обихода характерны:

  • длительные сроки потребления;
  • отложенный спрос населения на отдельные изделия;
  • сильно выраженное влияние научно – технического прогресса и жилищных условий населения;
  • общественный характер использования многих предметов;

Эти особенности обусловливают  своеобразие подходов к прогнозированию  спроса и формированию структуры  товарооборота. Нельзя правильно определить развитие спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования у населения.

В переходный период потребительский  рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации товаров населению.

По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок  охватывает реализацию товаров через  официальные зарегистрированные торговые сети магазинов, палаток, киосков, предприятий  общественного питания любых  форм собственности. К этой категории  относится и реализация товаров населению непосредственно предприятиями производителями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по торговым сделкам.

Неорганизованный рынок  охватывает реализацию гражданами, занимающимися  предпринимательской деятельностью, товаров, произведенных как в  стране, так и  привезенных из зарубежных стран, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.

Важнейшим элементом рынка  является спрос.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических  и потенциальных покупателей  товара. Спрос – это желание  и способность людей покупать товары. Спрос всегда конкретен, имеет количественную и качественную определенность. В то же время спрос подвижен и изменчив. В определенных условиях он может переключаться с одних товаров на другие.

Спрос  может принимать  различные формы,- это реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос.

Реализованный спрос - это  спрос, который завершается покупкой товара. Он составляет основную часть  действительного спроса и измеряется суммой денежных средств, израсходованных на покупку товаров, или объемом реализованных на рынке товаров. Показателем реализованного спроса служит товарооборот розничной торговли.

Неудовлетворенный спрос - это  часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в тот или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, либо высокой ценой, а так же отсутствием товара в продаже. Оценка неудовлетворенного спроса необходима для правильного расчета объема и структуры спроса на товары. Основой его определения являются материалы специального обследования.

Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и внешнему виду товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производства и торгового ассортимента. Величина формирующегося спроса оценивается путем специальных обследований, опросов покупателей и другими способами.

Ажиотажный спрос характерен для тех товарных групп, по которым  существует дефицит.

Отличительной особенностью покупательского спроса является периодичность  или частота его предъявления. В соответствии с этим спрос подразделяется на повседневный (на продовольственные товары), периодический (на непродовольственные товары), редкий (на товары длительного пользования), импульсивный, возникающий под влиянием товарного предложения или в силу подражания моде.

Существуют две формы  удовлетворения спроса: индивидуальная и коллективная. При индивидуальной форме каждый потребитель сам принимает решение о покупке товаров в зависимости от наличия денежных средств; при коллективной - вид и количество товаров для покупки определяются группой потребителей или формируются централизованно.

В изменении спроса наблюдается  следующая закономерность. С увеличением доходов расширяются масштабы и изменяется структура спроса на продукты питания. Население, преимущественно его обеспеченные слои, предъявляет все больший спрос на продукты животноводства, сахар, овощи и фрукты. По мере удовлетворения определенного минимума потребностей с ростом доходов лучшее по питательной ценности продовольствие вытесняет худшее, а когда потребности в продовольствии удовлетворены, каждая дополнительная прибавка в доходе идет на непродовольственные товары.

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка также размером неудовлетворенного спроса населения. Структура спроса характеризует соотношение отдельных товарных групп в розничном товарообороте.

Важным элементом рынка  является предложение.

Под товарным предложением следует понимать количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Производители, представляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возместить затраты и получить максимальный доход.

Объем и состав товарного  предложения непосредственно зависят  от производства. Однако предложение  и произведенная в обществе продукция  в каждый конкретный момент не совпадают  ни по объему, ни по составу. Это зависит  от ряда причин. Например, форму товарного  предложения не принимает часть произведенной сельскохозяйственной продукции, которая идет на нужды личного потребления товаропроизводителей и образование семенных, фуражных и других фондов. Существенное влияние оказывают также экспорт и импорт товаров. В частности, экспорт уменьшает предложение товаров на внутреннем рынке по сравнению с производством, а импорт, наоборот, увеличивает его.

Таким образом, предложение  можно рассматривать как результат  производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для  продажи. Компонентами совокупного  предложения являются текущее производство, запасы товаров и импорт.

К факторам совокупного предложения  следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень научных исследований и технологий.

Рост производства, развитие научно-технического прогресса способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.

Спрос и предложение - две  взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Нельзя купить то, что не производится и не предложено на рынке, и бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей. Произведенная продукция может быть реализована в том случае, если она по потребительским свойствам и объему соответствует спросу населения.

Соотношение между спросом  и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка.

Различают сбалансированность рынка по объему и структуре, в  целом по стране и отдельным регионам, по стоимостным и натуральным  показателям. Рыночное равновесие является проявлением пропорциональности в развитии экономики.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует эластичность.

Эластичность спроса - понятие, характеризующее степень реагирования покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения. Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.

 

 

2. Проблемы потребительского рынка Республики Беларусь.

Республика Беларусь является страной с динамично развивающимся  потребительским рынком. Например, среди стран СНГ наиболее крупные  его участники за период 2000-2008 гг. имели следующие среднегодовые  темпы прироста потребительского рынка: Республика Беларусь – 15,0%, Россия – 12,4%, Украина – 20,1%, Казахстан – 20,1%, в  среднем по этим странам – 14,0%. Этот же показатель в Германии был равен 2,1%, Великобритании – 3,8%, Франции – 2,4%, США – 2,6%.

Для динамичных,  развивающихся  потребительских рынков характерны иные тенденции и проблемы, чем  для рынков развитых экономик. Они  более эластичны и чувствительны  к  внутренним и внешним изменениям, чем экономически устоявшиеся рынки.

Известно, что макроэкономическое качество потребительского спроса населения  на товары оценивается соотношением покупок продовольственных и  непродовольственных товаров. Более  высокий удельный вес продовольствия в покупках или динамика увеличения этого показателя есть объективное  сужение потребительских возможностей. Когда покупки хлеба, молока и  мяса доминируют над покупками телевизоров, электрочайников и компьютеров  это происходит не столько по причине  внутреннего нежелания или предубеждений, сколько из-за ограниченности денежных ресурсов, т.е. покупательских возможностей.

Доля покупок продовольственных  товаров в Республике Беларусь с  середины 1990 года до середины 2009 года имела  стабильную тенденцию снижения и  составила в 2008 году 49,0%  (рис. 1)


Но кризисные явления  конца 2008 года – начала 2009 года внесли некоторые изменения в представления  покупателей о степени важности продовольственных и 

непродовольственных благ. В I полугодии 2009 года по Республике Беларусь она была равна 57,9%, это много и  говорит о низком потребительском  уровне в стране. Австрийцы, например, на продукты питания тратят всего 13% от дохода, но это не значит, что они  меньше или хуже едят, просто существует определенный минимум, который человек  должен тратить на еду.

Алкогольные напитки - один из наиболее проблемных сегментов потребительского рынка (таблица  2)


 

 

 

Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России (Беларусии)