Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих банков.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………….………………………3

II..Предпосылки возникновения кризисной ситуации………………………………........4
1.1. Банковская система в преддверии кризиса………..………………………………..4
1.2. Неявный этап кризиса ( январь – апрель 1998 г. )...………………………………..6
1.3. Усиление кризисных явлений (май – июль )……………………………………….8
2. Крушение сложившейся системы ( конец июля – сентябрь ) …………….…….10
3. Первые результаты системного кризиса……………………….………………….14
4. Потери банковской системы……………………………………..…………………15
5. Оперативные антикризисные меры Банка России………………..………………15
6. Возможные причины банковского кризиса в России…………….………………16

III. Состояние банковской системы в 1999 году…………………….……………………..18
3.1. Меры по реструктуризации банковской системы после кризиса……….……….18
3.2. Год спустя после кризиса……………………………………………………...……21
3.3. Качество капитала российских банков…………………………………………….22

IV. Состояние банковской системы в 2000 году…………………………………….. 24
4.1. Общие положения……………………………………………………………….…..24
4.2. Виртуальные доходы……………………………………………………….……….26
4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса……………….…28
4.4. Неэффективный надзор……………………………………………………...………28
4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы………………………….29
4.6. Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг………………………………………………………………………………30
4.7. Итоги работы АРКО……………………………………………..…………………..31
4.8. Кому мешает агентство……………………………………………………...………33

V. Заключение………………………………………………………………………………..35

Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

БДКУРСОВАЯ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

К недочетам в области политики банковского регулирования следует отнести: ошибки стратегического планирования ЦБР; недостаточную жесткость в установлении надзорных требований и оздоровлении банковской системы, обусловленную, в частности, внутренним конфликтом интересов; отсутствие законодательства в таких важных областях банковского регулирования, как становление ответственности менеджеров банков и акционеров за  принимаемые решения, создание системы страхования депозитов, определение процедуры банкротства и  санирования кредитных организаций; запоздалые изменения в системе банковского контроля и надзора, которые оказались не в состоянии предотвратить масштабный банковский кризис; недооценку возможных последствий финансового кризиса в странах ЮВА и Латинской Америки; недостаточную проработанность решений 17 августа, прежде всего о замораживании выплат по ГКО и введении моратория на выплату иностранных долгов.

Банковскому менеджменту также были присущи определенные негативные черты: ошибки и просчеты высших менеджеров отдельных ведущих банков; слабое развитие системы управления инвестиционными рисками; повышенные расходы на универсализацию деятельности, поддержание многофилиальной сети, многочисленного штата сотрудников и строительство офисных зданий; высокий уровень операционного риска ( выдача льготных кредитов, проведение операций в личных целях с нарушением интересов кредиторов, частных вкладчиков и мелких клиентов - юридических лиц), растущего по мере усиления кризисных явлений в банковской системе; операции в рамках банковско-промышленных групп, приведшие к существенному снижению надежности банков.

Особую группу причин составляют глобализация экономики и последствия мирового финансового кризиса, обусловившие: включение России в общемировые экономические процессы; рост влияния на поведение международных инвесторов кризисных процессов на развивающихся рынках; снижение цен на мировых товарных рынках, ограничившее возможности российских экспортеров поддерживать банки в составе БПГ; масштабный отток иностранного капитала; жесткие требования иностранных кредиторов.

В сложившихся экономических условиях системные ошибки сделали кризис неизбежным. О том, что политика регулирования банковской системы имела определенные недостатки, говорят первые последствия кризиса. Сильнее всего пострадали ведущие банки, составлявшие основу системы и за деятельностью которых предполагался наиболее тщательный контроль. Реализация в целом правильной идеи создания ОПЕРУ-2 не дала ожидаемого эффекта, поскольку: лоббироваие интересов отдельными банковскими группами и разногласия внутри ЦБР позволили оставить значительное количество крупных банков под контролем ГУ ЦБР по г. Москве, а ужесточенный контроль не спас большинство обслуживаемых в ОПЕРУ-2 банков от фактического банкротства. В середине сентября 1998 г. сразу после прихода в ЦБР нового руководства контроль за ОПЕРУ-2 был передан ГУ ЦБР по г. Москве. Поспешность принятых в августе решений, их неподготовленность и недооценка возможных негативных последствий обусловили дальнейшую несогласованность в действиях властей и реальные потери. Давление на резервы с конца июля и изменение ситуации на межбанковском валютном рынке требовали кардинального пересмотра правил торговли на ММВБ. В тот момент практически не было оснований ожидать улучшения финансового состояния ведущих банков как результата предоставления новых кредитов. На повестке дня стоял  вопрос о временном прекращении операций ряда банков, об отстранении от руководства высших менеджеров, оценке трудностей и оказании целевой поддержки на выплату вкладов. Стремительного коллапса банковской системы не произошло лишь потому, что далеко не все банки имели возможность проводить масштабные операции с государственными ценными бумагами.

Вместе с тем следует отметить, что в самый острый период кризиса ЦБР осуществил серьезные денежные "вливания" в качестве помощи последней надежды". Объемы выдаваемых кредитов свидетельствовали как о масштабах кризиса, так и о попытках ЦБР таким способом как-то исправить просчеты регулирования и предупредить крах крупнейших банков.

 

III. Состояние банковской системы в 1999 году.

 

3.1. Меры по реструктуризации банковской системы  после  кризиса.

 

Финансовый кризис 1998 года сделал совершенно очевидным тот факт, что в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или совершенствовать существующую банковскую систему, а, по существу, создать качественно иную банковскую систему, адекватную сложившимся реалиям и задачам восстановления экономического роста. Долгосрочная устойчивость банковской системы недостижима без опоры на взаимодействие с эффективными предприятиями нефинансового сектора экономики.

Принципы, цели и задачи органов государственной власти и Банка России по реструктуризации кредитных организаций, направления реализации поставленных задач были сформулированы в документе “О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации”, одобренном Советом директоров Банка России 17 ноября 1998 года и Президиумом Правительства Российской Федерации 21 ноября 1998 года. Меры по реструктуризации банковской системы стали важной частью представленных в декабре 1998 года в Государственную Думу “Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год”. В основу этих мер легли  согласованные действия Банка России, законодательной и исполнительной власти, учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных организаций по изменению структуры банковской системы, восстановлению условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей экономики.

Важнейшей составной частью процесса реструктуризации банковской системы явилось финансовое оздоровление проблемных кредитных организаций, сохраняющих  жизнеспособность и перспективы развития. В этом значительную роль сыграли процедуры, связанные с обязательным уменьшением согласно требованиям законодательства уставного капитала кредитных организаций при сокращении их собственных средств (капитала) до уровня ниже зарегистрированного уставного капитала. Указанный порядок был призван оказать стимулирующее воздействие на собственников проблемных кредитных организаций принимать своевременные меры по финансовому оздоровлению банков с целью сохранения их капитальной базы.

Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций характеризуется, в том числе следующими данными. По состоянию на 1.01.99 территориальные учреждения Банка России контролировали выполнение около 350 планов санации, из которых 249 были затребованы в 1998 году. По состоянию на 1 марта 1999 года дополнительно запрошены планы санации от 60 кредитных организаций.

За период с 1.10.98 по 1.02.99 32 кредитные организации, реализующие планы санации, улучшили свое финансовое положение.

Банк России исходит из того, что финансовая поддержка может оказываться жизнеспособным кредитным организациям. Участие государства в процедурах реструктуризации возможно только в отношении ограниченного круга проблемных банков, относящихся к категориям “опорных” региональных банков и крупных многофилиальных банков. Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех регионов Российской Федерации. У кредитных организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив восстановления нормальной деятельности, будут отзываться лицензии. Это не означает принятия решений по отзыву лицензий по принципу “списков”.

Отдельной проблемой, важной для судьбы российской банковской системы, является перспектива крупнейших кредитных организаций. Число таких банков составляет 18. На долю этих банков в настоящее время приходится около 46% активов и 40% вкладов населения. Банк России ведет работу со всеми этими банками по определению конкретных форм их реструктуризации. Банком России ведется работа по рассмотрению планов финансового оздоровления крупных системообразующих кредитных организаций. За период с декабря 1998 года по март 1999 года Банком России, в частности, рассмотрены вопросы о ходе реализации мероприятий по финансовому оздоровлению и целесообразности предоставления поддержки ряду крупных банков.

С целью ускорения и повышения эффективности процедур реструктуризации системообразующих банков Банк России принимает участие в проводимых указанными банками переговорах с кредиторами, потенциальными инвесторами, в том числе нерезидентами.

По мнению Банка России, из 18 крупнейших банков представляется целесообразным оказывать поддержку в первую очередь крупным многофилиальным банкам, ориентированным на оказание широкого спектра услуг населению, а также важнейшим секторам реальной экономики: аграрному, промышленности и строительству.

Очевидно, что банковская система страны должна включать в себя региональные банки. По результатам проведенной в Банке России работы предлагается определить в качестве “опорных” для будущих региональных банковских систем Российской Федерации 81 банк в 59 регионах, на долю которых в общей сложности приходится около 5,4% совокупных активов банковской системы и примерно 10,8% совокупных депозитов физических лиц в коммерческих банках (без учета Сбербанка России). Из них 55 банков относятся к группе финансово стабильных и могут работать без финансовой поддержки со стороны государства, а оставшимся 26 банкам требуется государственная поддержка.

В 22 регионах Банк России, учитывая конкретную ситуацию в банковской сфере (достаточную “насыщенность” этих регионов банковскими услугами), а также позицию исполнительных органов власти, считает нецелесообразным выделение “опорных” банков.

Банком России оказывается содействие банкам в осуществлении ими мероприятий, обеспечивающих сохранение работоспособной филиальной сети. В частности, в тех случаях, когда финансово устойчивые банки открывают филиалы на материально-технической базе филиалов проблемных кредитных организаций, Банк России обеспечивает рассмотрение соответствующих документов и принятие по ним решения в оптимальные сроки. При этом Банк России осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями требований законодательства, в частности, за соблюдением ими правил перемены лиц в обязательствах.

Важными направлениями реструктуризации банковской системы в 1998 году были отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не исполняющих требования федерального законодательства и нормативных актов Банка России, неспособных удовлетворять требования кредиторов и вкладчиков, а также ускорение ликвидационных процедур в кредитных организациях с отозванной лицензией с целью максимального удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков.

В 1998 году Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 229 кредитных организаций, в том числе у 5 кредитных организаций лицензия на осуществление банковских операций была отозвана в связи с решением учредителей банков об их ликвидации. Наибольшее количество лицензий было отозвано у кредитных организаций, зарегистрированных в городе Москве (45), Республике Дагестан (11), Краснодарском крае (11), Республике Саха (Якутия) (11).

Рассмотрение материалов об отзыве у кредитных организаций лицензий в ряде случаев приостанавливалось, поскольку кредитными организациями принимались меры по финансовому оздоровлению. Всего в 1998 году было приостановлено производство по 25 таким кредитным организациям. По 12 кредитным организациям рассмотрение вопроса было прекращено в связи с осуществлением ими мероприятий по финансовому оздоровлению.

В 1999 году (по состоянию на 9 апреля 1999 года) Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 47 кредитных организаций, в том числе у 1 кредитной организации лицензия на осуществление банковских операций была аннулирована в связи с решением учредителей (участников) банка о его ликвидации.

Учитывая, что по состоянию на 1 марта 1999 года 146 кредитных организаций из числа действующих имеют признаки несостоятельности, работа по отзыву лицензий у таких кредитных организаций в ближайшее время будет занимать значительное место в деятельности Банка России по реструктуризации банковской системы.

Одним из важнейших условий обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков Банк России считает ускорение начала ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии, сокращение сроков их проведения. В этих целях в 1998 году учреждения Банка России осуществляли контроль за ликвидацией кредитных организаций, согласовывали назначение ликвидационных комиссий, утверждали промежуточные и окончательные ликвидационные балансы.

Ликвидация кредитных организаций имеет ряд особенностей, которые до настоящего времени не учитывались законодательством о ликвидации юридических лиц. Принятый недавно Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” впервые устанавливает особые нормы, регулирующие процедуру несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Кроме того, Банком России подготовлен ряд нормативных актов, позволяющих более эффективно осуществлять контроль за ходом ликвидационных процедур, а также анализировать проблемы, возникающие в ходе ликвидации кредитных организаций.

Одной из нерешенных проблем в этой области является завершение ликвидации 144 кредитных организаций, решения о ликвидации которых приняты, но соответствующие процедуры не проводятся в связи с отсутствием средств на их осуществление.

В целях предоставления кредитным организациям возможности восстановить размер своего капитала Банк России принял решение об отмене запрета на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций иностранной валютой.

Актуальным остается вопрос о расчетах по форвардным контрактам между российскими банками. Банк России считает нецелесообразными предложения по административному решению этой проблемы. Выход в каждом конкретном случае должен быть результатом переговоров между кредитором и должником, и применять ко всем банкам одинаковый подход было бы неправильным. Вместе с тем неурегулированность проблемы с форвардами замедляет процесс восстановления взаимного доверия банков и активизации их работы, в том числе на рынке межбанковских кредитов. Банк России считает, что Ассоциация российских банков могла бы сыграть весьма значительную роль в урегулировании этих вопросов.

Создание институциональных структур, обеспечивающих реструктуризацию банковской системы

Важной составной частью программы реструктуризации банковской системы явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), зарегистрированное в январе текущего года.

В марте текущего года Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций были приняты программа деятельности Агентства, получившая предварительное одобрение миссии МВФ и МБРР, план первоочередных мероприятий Агентства, решен ряд организационных вопросов.

Информация о работе Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года