Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа
Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих банков.
I. Введение…………………………………………………………….………………………3
II..Предпосылки возникновения кризисной ситуации………………………………........4
1.1. Банковская система в преддверии кризиса………..………………………………..4
1.2. Неявный этап кризиса ( январь – апрель 1998 г. )...………………………………..6
1.3. Усиление кризисных явлений (май – июль )……………………………………….8
2. Крушение сложившейся системы ( конец июля – сентябрь ) …………….…….10
3. Первые результаты системного кризиса……………………….………………….14
4. Потери банковской системы……………………………………..…………………15
5. Оперативные антикризисные меры Банка России………………..………………15
6. Возможные причины банковского кризиса в России…………….………………16
III. Состояние банковской системы в 1999 году…………………….……………………..18
3.1. Меры по реструктуризации банковской системы после кризиса……….……….18
3.2. Год спустя после кризиса……………………………………………………...……21
3.3. Качество капитала российских банков…………………………………………….22
IV. Состояние банковской системы в 2000 году…………………………………….. 24
4.1. Общие положения……………………………………………………………….…..24
4.2. Виртуальные доходы……………………………………………………….……….26
4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса……………….…28
4.4. Неэффективный надзор……………………………………………………...………28
4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы………………………….29
4.6. Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг………………………………………………………………………………30
4.7. Итоги работы АРКО……………………………………………..…………………..31
4.8. Кому мешает агентство……………………………………………………...………33
V. Заключение………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………
Кроме того, были приняты за основу критерии отбора кредитных организаций для проведения реструктуризации, предусматривающие, в частности, приоритет восстановления региональных расчетов по платежам в бюджеты всех уровней, и определены пять регионов Российской Федерации, банковская система которых будет реструктурирована в первую очередь.
Агентство провело переговоры с представителями МВФ и МБРР о технической помощи по реструктуризации кредитных организаций. Предварительно согласованы условия финансирования, предусматривающие как переориентацию имеющихся кредитных линий, так и предоставление грантового (безвозмездного) финансирования, что не увеличит суммарных обязательств Российской Федерации по внешним долгам.
Агентство также проводит переговоры с инвесторами (в основном иностранными) об их участии в реструктуризации кредитных организаций, в том числе за счет средств, полученных в результате реструктуризации государственных ценных бумаг.
В то же время нельзя не заметить, что отсутствие полноценного финансирования процедур реструктуризации не может не тормозить реализацию планов, намеченных в этом направлении, и это, по нашему мнению, является достаточно серьезной проблемой.
В настоящее время уже очевидно, что бюджет не сможет оказать существенной поддержки и в достаточном объеме компенсировать потери банков. Объем средств федерального бюджета, выделенных на нужды реструктуризации банковской системы, в этом году определен вложениями в капитал АРКО (10 млрд. рублей) и Российского банка развития (до 3 млрд. рублей). Возможности Банка России оказывать кредитную поддержку ограничены тем, что мы не можем наложить инфляционный налог на все хозяйство страны и все население с целью спасения банков.
По моему мнению, реальные источники рекапитализации банковской системы лежат, прежде всего, в активизации ее работы с учредителями, акционерами, кредиторами, органами местной власти.
По инициативе Банка России в целях содействия проведению реструктуризации банковской системы создан Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК). Межведомственный координационный комитет будет обеспечивать согласованные действия органов государственной власти по реформированию законодательства, бухгалтерского учета и отчетности, платежной системы, банковских технологий. МКК установил партнерские отношения с международными финансовыми организациями в целях ускорения решения поставленных задач.
3.1. Год спустя после кризиса.
В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между необходимостью восстановления капитала, связанного с увеличением объема «работающих» активов ( кредиты, вложения в ценные бумаги) и требованиями к повышению надежности банков и снижению рисков, что должно вести к увеличению объема ликвидных, но одновременно неработающих или низкодоходных активов. В результате 1999 г. произошли существенные изменения в структуре совокупных банковских активов. Доля ликвидных активов (касса, средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ и средства на корреспондентских счетах у нерезидентов) возросла с 10% на начало 1999 г. до 13,7% декабрю 1999 г., тогда как доля "работающих" активов снизилась декабрю 1999 г. до 60% по сравнению с 68-70% в докризисный период. Скорее всего, банки не стремятся повышать свою доходность и предпочитали минимизировать риски, хотя рост ликвидных активов мог быть связан и с образованием "денежного навеса". Из-за неуверенности в устойчивости рубля и значительной непогашенной задолженности перед нерезидентами банковская система наращивала валютную ликвидность. К декабрю 1999 г. величина остатков на счетах в банках-нерезидентах достигла 4,6 млрд. долл. сравнению с 2 млрд. долл. на начало года. За этот период 30 крупнейших банков сократили объем задолженности перед нерезидентами с 3,3 млрд. до 2,1 млрд. долл., а величина остатков на счетах в банкам нерезидентах почти вдвое превысила чистую задолженность перенерезидентами по межбанковским кредитам. Международная инвестиционная позиция банковской системы за три квартала 1999 г. возросла с -0,17 млрд. до 4,1 млрд. долл.
Повышение ликвидности явилось естественной реакцией банков на кризис платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то же время в среднесрочном плане была заложена ориентация банков на повышение ликвидности (особенно валютной, которая может рассматриваться как мягкая форма оттока капитала) , что вступает в противоречие с потребностями восстановления капитала: чем выше ликвидность активов, тем меньше их доходность. В результате обесценения государственных облигаций и переоценки валютных активов банковская система внешне стала более активным кредитором реального сектора. Объем кредитов экономике возрос 9,4% ВВП в начале 1998 г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом уровне[1]. Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в течение 1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность, банки сократили валютные кредиты экономике, что было вызвано как снижением объемов импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так и высокими рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной задолженности по валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис 1998 г. можно рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной мере его породили и "плохие" долги предприятий, которые обусловили низкую ликвидность валютных активов банков. Переориентация банков с кредитования государства на кредитование реального сектора выразилась в устойчивом росте объема рублевых кредитов экономике - в течение 1999 г. он возрос почти на 30% в реальном выражении. Доля рублевых кредитов в общем объеме выданных банками кредитов к концу года превысила 50% (на начало года - около 30%). При этом качество кредитного портфеля, оцениваемое долей просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов, заметно повысилось, хотя и осталось ниже докризисного уровня (около 8% по сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля просроченных кредитов, выданных в иностранной валюте, почти не уменьшилась в 1999 году , а сроки кредитования в валюте заметно удлинились, можно предположить, что существенная часть валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не отражалась банками как просроченные, а пролонгировалась в надежде на улучшение ситуации в будущем.
Доля межбанковских кредитов не превышала 3% суммы чистых активов банковской системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с 19 до 14%, вложения в иные ценные бумаги в течение прошлого года оставались на уровне 7-7,5% чистых активов.
Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты предприятий. Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы реального сектора экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению с 1,5% на начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской системы поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).
Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на 30% и кризис доверия к коммерческим банкам резко сузили возможности наращивания банковских пассивов путем привлечения средств населения. Частные депозиты населения в рублях возросли за год на 10%, но практически исключительно благодаря вложениям в Сбербанке, который увеличил рублевые депозиты населения на 25% по сравнению с серединой 1998 г. Валютные же вклады населения не превышали 50% докризисного уровня. Можно полагать, что процесс возрождения доверия населения к банковской системе и восстановления организованных сбережений до докризисного уровня потребует как минимум 3-4 года.
В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств нерезидентов сократился за 1999 г. - на 1/3 в валютном эквиваленте. Старые кредиты погашались, новые, если и предоставлялись, то на короткие срок и в меньших масштабах.
Оценка структуры совокупного капитала действующих кредитных организаций показывает, что до кризиса базовый капитал превышал половину совокупного капитала банковской системы (см. рис.). За период с августа по октябрь 1998 г. базовый капитал сократился более чем на 40%. В конце 1998 г. его значение вернулось к уровню на начало года, однако убытки, не показанные ранее и отраженные в I квартале 1999 г., привели к сокращению базового капитала на 1/3 по сравнению с началом 1999 г. Лишь крупные вливания в уставный фонд Внешторгбанка и прибыльная работа во II квартале 1999 г. позволили банковской системе восстановить 50-процентный уровень базового капитала в общем капитале банковской системы, а к концу года повысить его до 60%.
Структура капитала действующих кредитных организаций
Рис. 3.
К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения убытков банковской системы совокупные фонды составляли лишь 75% уровня возможных потерь. Однако во II квартале наметилась тенденция к росту их соотношения в основном за счет сокращения накопленных убытков, в результате чего во втором полугодии 1999 г. величина фондов вновь превысила объемы потерь. Однако не все фонды банков предназначены и могут быть использованы для компенсации потерь. В частности, на начало 1998 г. совокупная величина резервных фондов, прямое назначение которых - компенсировать потери, составляла лишь 17% всех фондов, в то время как фонды экономического стимулирования и производственного и социального развития - около 70%. С середины 1999 г. доля резервных фондов в общем объеме банковских фондов устойчиво находилась на уровне 15%.
Защищенность средств клиентов характеризуется отношением собственных средств банков к привлеченным (см. рис.4). Этот показатель до кризиса был достаточно высоким - на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Чехии) значение данного коэффициента колеблется в пределах 15-20% (в развитых странах оно еще ниже). Однако в ходе кризиса величина этого показателя снизилась почти вдвое (до 11,9%) и немного возросла к концу 1999 г. - до 13%.
Собственные средства банков и их отношение к привлеченным средствам..
Рис. 4.
Кризис ослабил интерес банков к приобретению недвижимости. В результате этого, а также увеличения объемов уставного капитала коэффициент иммобилизации капитала (отношение величины уставного капитала к имуществу банков) возрос к концу 1999 г. до 1,9 против 1,07 на начало августа 1998 г. Вот почему можно высказать определенные сомнения в правильности решения Банка России, позволившего собственникам банков осуществлять взносы в их уставные фонды путем передачи зданий. Очевидно, такое решение способствует улучшению количественных показателей капитализации банков, но ведет к ухудшению качества капитала.
В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9% ВВП), при этом 10 млрд. руб. внесло государство. Если исключить крупные разовые операции, темп прироста уставного капитала составляет 0,1-0,15% ВВП в квартал, что соответствует темпу прироста уставного капитала непосредственно перед кризисом.
Перспективы получения прибыли банками выглядели в 1999 году достаточно оптимистичными. По итогам трех кварталов 1999г., чистые убытки всей банковской системы составили примерно 2 млрд. руб. Если исключить из рассмотрения несколько убыточных банков, фактически являющихся банкротами (крупнейший из них - СБС-Агро), то, напротив, банковский сектор получил прибыль в 25-30 млрд. руб. Таким образом, даже с учетом неизбежных затрат, связанных с банкротством ряда крупных банков, российская банковская система способна в ближайшие годы зарабатывать и капитализировать 0,5-1% ВВП в год.
Вместе с тем вызывает сомнение устойчивость доходов российских банков. В частности, очевидно преобладающее значение валютной переоценки, о которой говорилось выше. В то же время процентная маржа, хотя и становится положительной, остается на очень низком уровне (см. табл. 4 )..
Оценка основных доходов банков
(в % к ВВП)
Таблица 4
| 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Чистый процентный доход. | -0,19 | -0,10 | -0,24 | -0,12 |
Чистый доход по ценным бумагам. | 3,32 | 1,86 | 0,04 | 0,70 |
Чистый доход по валютным операциям. | 0,15 | 0,15 | 1,65 | 1,29 |
Чистый доход по прочим операциям. | -1,63 | -1,10 | -2,50 | -2,10 |
Прибыль, всего : |
1,65 |
0,81 |
-1,04 |
0,11 |
Ситуация с доходами банков в значительной мере объясняется структурой их активов и пассивов, меняющейся под воздействием новой экономической среды. Увеличение активов банковской системы России в 1998 г. до 39% ВВП было обусловлено опережающей переоценкой валютных активов. По мере стабилизации реального курса рубля и адаптации банковской системы к новым рискам объем активности по всем видам банковских операций снизился. При принятых макроэкономических гипотезах восстановление банковских активов до уровня 1998 г. займет 4-5 лет, так как получать доходы от кредитования предприятий значительно сложнее, чем от операций с государственными ценными бумагами.
IV. Состояние банковской системы в 2000 году.
4.1. Общие положения.
В 2000 году в российской банковской системе продолжался процесс саморазрушения. В первом квартале количество действующих кредитных организаций уменьшилось с 1349 до 1338. Число коммерческих банков (КБ) с уставным капиталом (УК) до 500 тыс. руб. сократилось с 49 до 45, с УК от 500 тыс. до 2 млн. руб. - со 116 до 108, с УК от 2 млн. до 5 млн. руб. — со 160 до 148, с УК от 5 млн. до 10 млн. руб. — с 270 до 253, с УК от 10 млн. до 20 млн. руб. — с 213 до 208. Всего прекратили существование 48 КБ. У двадцати из них были отозваны лицензии за нарушение законодательства и норм ЦБ, два — в связи с реорганизацией, один преобразован в филиал другого банка, два поглощены без образования филиалов. Общее количество последних по стране сократилось с 3923 до 3875, в том числе Сбербанк лишился двадцати. Меньшими темпами увеличивалось количество крупных по российским меркам банков: с УК от 20 млн. до 40 млн. руб. — с 246 до 256, с УК от 40 млн. руб. и выше — с 295 до 320, то есть всего на 35 больше. Другими словами, спустя полтора года после августовского кризиса Россия остается страной преимущественно малых кредитных организаций, составляющих 57,4% от общего числа. В некоторых районах совсем не стало банковских учреждений, включая филиалы Сбербанка. Зато в РФ расширилось присутствие КБ с иностранным участием (132), доля которых в совокупном уставном капитале выросла вдвое —с 6,4% до 14%. Было бы странно утверждать , что это является положительной тенденцией , поскольку, в сущности это ведет все к тому же оттоку капитала, которое происходит уже на территории Российской Федерации. Безусловно , августовский кризис подорвал доверие к российским банкам, однако политика хранения денег в коммерческих банках с иностранным участием благоприятствует развитию банковской системы России.
Качественное улучшение российской банковской системы замедлилось, а в ряде сфер деятельности наблюдалась деградация. В 1999 году активы выросли более чем в полтора раза — с 1038 млрд. до 1583 млрд. руб., а у региональных банков — в два раза. В реальном исчислении с учетом пятикратно обесценившегося рубля активы еще не достигли докризисного объема ($55,5 млрд. против $150-155 млрд. в 1997 году). Собственные средства КБ (без Сбербанка) составили 11,3 млрд. руб. в номинальном выражении. Реально же сектор не восстановился до предавгустовского уровня ($3,9 млрд. против $33-35 млрд. в 1997 году). Капитал наращивали примерно тысяча кредитных организаций, но лишь у менее четырехсот этот рост опережал темпы инфляции. В январе-марте 2000 года сохранились фактически все негативные тенденции, которые привели к краху 1998 года. К ним добавилось
немало новых. Рост собственных средств региональных КБ отставал от вложений в экономику, которые уменьшились до 3,5% ВВП против 15% ВВП в 1997 году. Отношение капитала к активам сократилось с 31% (лето 1998 года) до менее 9%, если учитывать недосформированные резервы на возможные потери по ссудам и на обесценение ценных бумаг, активы в виде недвижимости, пакетов акций, паев. Аналогичный показатель у банков Москвы снизился примерно до 8%.На этом фоне по меньшей мере странными выглядят заявления о том, что российская банковская система находится в состоянии развития. На самом же деле это состояние можно охарактеризовать как критически стабильное. Все еще остается на плаву , однако может в любой момент утонуть…
Информация о работе Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года