Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих банков.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………….………………………3

II..Предпосылки возникновения кризисной ситуации………………………………........4
1.1. Банковская система в преддверии кризиса………..………………………………..4
1.2. Неявный этап кризиса ( январь – апрель 1998 г. )...………………………………..6
1.3. Усиление кризисных явлений (май – июль )……………………………………….8
2. Крушение сложившейся системы ( конец июля – сентябрь ) …………….…….10
3. Первые результаты системного кризиса……………………….………………….14
4. Потери банковской системы……………………………………..…………………15
5. Оперативные антикризисные меры Банка России………………..………………15
6. Возможные причины банковского кризиса в России…………….………………16

III. Состояние банковской системы в 1999 году…………………….……………………..18
3.1. Меры по реструктуризации банковской системы после кризиса……….……….18
3.2. Год спустя после кризиса……………………………………………………...……21
3.3. Качество капитала российских банков…………………………………………….22

IV. Состояние банковской системы в 2000 году…………………………………….. 24
4.1. Общие положения……………………………………………………………….…..24
4.2. Виртуальные доходы……………………………………………………….……….26
4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса……………….…28
4.4. Неэффективный надзор……………………………………………………...………28
4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы………………………….29
4.6. Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг………………………………………………………………………………30
4.7. Итоги работы АРКО……………………………………………..…………………..31
4.8. Кому мешает агентство……………………………………………………...………33

V. Заключение………………………………………………………………………………..35

Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

БДКУРСОВАЯ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Второе направление — защита интересов рядовых клиентов с помощью выкупа прав их требования к кредитным организациям. В регионах такие программы реализованы в Кузбосспромстройбонке (в первом квартале вкладчикам возвращено 58  млн. руб., к концу июня — 5 4,6 млн. руб.), в Прогресспробанке (60 млн. руб.). Всего на данные цели АРКО истратило 768 млн. руб.  При ликвидации банков Агентство становится кредитором пятой очереди. Важным событием стало введение системы гарантирований частных вкладов в кредитных организациях, управляемых АРКО и не имеющих просроченных вкладов: Кузбассугольбанк. Вятка-банк, банк «Евразия», где суммарный объем вкладов достигает 120 млн. руб. Присоединиться к ним решили Инвестбанк, АвтоВАЗбанк и банк «Петр Первый». Для обеспечения вкладов Агентство создало резервный фонд в 500 млн. руб.

В-третьих, чтобы улучшить структуру балансов и качество кредитных портфелей в санируемых банках, АРКО совершенствует  операции с проблемными активами. В первом полугодии их доля в балансах сократилась с 22 до 15%. Агентство достигло этого с помощью переоформления прав собственности на недвижимость, сдачи ее в аренду, кредитования на покупку. За  шесть месяцев на торгах было реализовано проблемных активов на 1,1 млн. руб., готовится продажа еще на 25 млн. руб., а также  9 объектов недвижимости. Проведен конкурс среди агентов по работе с нестандартными активами.

Четвертым направлением является улучшение планирования в банках, управляемых АРКО. Для выработки стратегии  составляются бизнес-планы на среднесрочную перспективу, квартальные и полугодовые бюджеты на основе рекомендаций Агентства. Для оперативного планирования и контроля вводится ежедневный мониторинг над прибылью и убытками, доходами и  расходами, структурой активов и пассивов. АРКО разработало систему отчетности и показателей эффективности банков, в том  числе в расчете на одного сотрудника. Аналогичная система внедрена в самом Агентстве, что позволяет контролировать  состояние источников финансирования, направление вложения средств, состояние активов АРКО.

Наконец, важное место занимает взаимодействие с международными финансовыми организациями — Всемирным банком (технологическое и методологическое обеспечение), ЕБРР (финансирование реструктуризации АвтоВАЗбанка, Вяткабанка, Челябкомзембанка), а также с Казначейством США (методология) и Правительством Японии (совершенствование менеджмента).

4.8.  Кому мешает агентство.

Достижения Агентства были бы больше, если бы ему дали нормально работать. К сожалению, действовать приходится в  одиночку, в крайне агрессивной политической обстановке, раздираемой конфликтами между ведомствами, влиятельными
группировками, которые ведут нескончаемую войну друг с другом и пытаются использовать в ней АРКО. Сначала ему дали банковскую лицензию, потом отобрали, что де-юре лишило его статуса кредитной организации, сильно ограничив возможности. Выполняя самую грязную, неблагодарную работу по санированию и ликвидации банков, Агентство в то же время сидит на голодной финансовой диете. Это сделано умышленно, чтобы добиться абсолютной управляемости и послушания АРКО. В проекте бюджета-2001 пока даже не предусмотрены ассигнования но Агентство.

Реструктуризацию, возврат и гарантирование вкладов граждан, погашение задолженности АРКО вынуждено оплачивать из  своих крайне скромных ресурсов. Предлагаемые Агентством схемы компенсации ему откровенно саботируются. Например,  предложения о возвращении из бюджета средств, которые АРКО использовало на погашение фискальной задолженности реструктурируемых банков Предложение завязло в Минфине Самофинансирование Агентства за счет выпуска им облигаций на 4 млрд. руб.  фактически сорвано, так как правительство до сих пор не решило вопрос о гарантиях АРКО было вынуждено просить у Кабинета на 2001 год хотя бы 4,5 млрд. руб. (вместо 10 млрд. руб. ), рассчитывая, что их хватит на санацию небольших банков, готовых перейти под его управление

Забуксовала санация «Российского кредита» Решение заключить с кредиторами мировое соглашение было принято еще 19 апреля и 16 мая направлено на утверждение Арбитражного суда Но тут начались сюрпризы Суд потребовал, чтобы разъяснения ЦБ РФ по применению закона о реструктуризации были оформлены как нормативные акты и зарегистрированы в Минюсте. Для полного расчета по обязательствам «Роскреда» все активы, включая имевшиеся у дочерей, были консолидированы в единый пакет($312 млн.) Однако в Министерстве по антимонопольной политике начались проволочки с согласованием пакета За всем этим стоит кучка лиц, владеющих особо крупными вкладами и крайне недовольных условиями мирового соглашения Парализуя усилия АРКО, они пытаются получить все свои деньги с «заднего хода» В итоге из запланированных на санацию 2,5 млрд. руб. на 1 июня истрачено всего 540 млн. руб.

Упоминавшиеся выше оперативные разъяснения Центробанка о порядке применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» были большим подспорьем для АРКО По статье 46 данные комментарии имеют обязательную силу на всей российской территории, что облегчает заключение мировых соглашений, обеспечивает равную защиту прав кредиторов Это не  устраивает облеченных властью богатых клиентов, влиятельные кланы Они через Верховный суд не только добились признания
юридически недействительными разъяснения ЦБ РФ, но с помощью региональных и высших судебных инстанций умело ставят палки в колеса Агентству, когда оно мешает проедать и разворовывать активы санируемых банков Продолжается чехарда в руководстве АРКО В сентябре 1999 года «семья» заставила В Геращенко уступить премьеру кресло главы Агентства С тех пор в нем сменился уже третий представитель Кабинета В аппарате Белого дома и Кремля есть немало желающих погреть руки на  финансировании и ликвидации проблемных банков Они рассматривают АРКО как тесак для разделки банковских туш Эти люди профессионально вбивают клинья между Центробанком и Агентством, как показали похороны инициативы АРКО использовать его в качестве официальной структуры по гарантированию частных вкладов Неглинной сумели внушить, будто А. Турбанов намерен забрать себе функции надзора над банками, чтобы обеспечить сохранность сбережений граждан. Стравливая, сея подозрительность и недоверие между ЦБ РФ АРКО, можно сделать покорными обоих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.                 Заключение.

 

Одна из главных проблем российской банковской системы – ее несоответствие масштабам и  потребностям экономики в целом. Восстановление банковского сектора возможно только на  базе достаточно высоких требований к качеству капитала, которое можно измерить следующими показателями:

- отношение размера фондов банков к возможным потерям;

- отношение размера фондов банков к размеру обязательств дка, определяемому объемом привлеченных средств и внебалансовых  обязательств;

- степень иммобилизации активов.

Назрела необходимость серьезной корректировки денежно-кредитной политики  Неглинной. Основной целью должно стать укрепление банковской системы, расширение ее кредитной активности. Для этого нужно восстановить и расширить рефинансирование Банком России кредитных организаций, улучшить экономическую поддержку ими реального сектора. Серьезной помехой остается запрет со стороны ЦБ РФ предоставлять целевые ссуды предприятиям непосредственно со ссудных счетов на оплату материальных ценностей и услуг. Банки и товаропроизводители лишены права самостоятельно решать вопрос, как использовать кредиты для неотложных и высокоэффективных проектов.

Разделяя мнение Виктора Геращенко о том, что главной задачей ЦБ РФ является не изъятие временно свободных средств банков, а их использование в материальном производстве, следует отметить, что слова руководителя Банка России расходятся с делами Неглинной, повысившей отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР)

Банк России заявляет о необходимости переориентировать денежные потоки на кредитование товаропроизводителей Но в своей денежно-кредитной политике предусматривает лишь регулирование макроэкономических процессов через управление монетарной массой, чтобы не допустить роста инфляции. Об активизации ссудной и процентной политики Неглинная ничего не говорит. Поэтому меры ЦБ РФ должны быть направлены не на стимулирование поддержки банками реального сектора, а на откачку из обращения излишней ликвидности административным способом, чтобы сократить спрос на валюту.

Следует расширить рефинансирования кредитных организаций, чтобы они увеличили оборотные средства  предприятий.

Наболевшим остается вопрос о снижении просроченной задолженности комерческих банков, которые еще не вышли из кризиса Международный опыт показывает, что в программы реструктуризации банков обязательно входят выкуп их низколиквидных активов государственными органами, чтобы снизить резервы КБ по ссудам, улучшить ликвидность, а для рекапитализации банков осуществляется покупка их обязательств государством, которые затем обмениваются на доли в акционерном капитале К сожалению, эти формы поддержки КБ в России не  применяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

 

 

1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепетиков Д.

« Российские банки после кризиса »

« Вопросы Экономики » № 4, 2000 год.

 

 

2. Астапович А, Сыромолотов Д.

« Российские банки в 1998 году : развитие системного кризиса »

« Вопросы Экономики » № 5, 1999 год.

 

3. Макаревич Л.

«2000 год:узел проблем затягивается все туже (Цикл из трех статей. Часть третья)»

«Аналитический Банковский Журнал» № 10 ( 65 ), 2000

 

36

 



[1] Рост произошел исключительно из-за переоценки, объем кредитов в долларовом выражении снизился к середине 1999 г. на 60 % по сравнению с докризисным уровнем.


Информация о работе Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года