Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ организации рынка пластиковых карт и разработка основных направлений повышения эффективности операций с платежными картами на основе анализа российского рынка пластиковых карт.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды пластиковых карт, а также организацию рынка пластиковых карт и его участников;
2. Исследовать мировой и российский опыт использования пластиковых карт;
3. Проанализировать структуру, объем и динамику рынка пластиковых карт Российской Федерации;
4. Определить проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ……………………………………………………..5
История пластиковых карт в России…………………………5
Понятие, классификация и виды пластиковых карт………..10
Организация рынка пластиковых карт и его участники……15
Мировой опыт использования пластиковых карт…………..18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….24
2.1 Современное положение российского рынка пластиковых карт………………………………………………………………..24
2.2 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России……………………………………………………..30
2.3 Предложения по решению проблем развития рынка пластиковых карт в России………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………..44
4. По виду проводимых расчетов:
5. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
Обычные
карты предназначены для
Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов9.
5. По характеру использования:
7. По принадлежности к учреждению-эмитенту:
8. По сфере использования:
9. По территориальной принадлежности:
10. По времени использования:
Совокупность пластиковых карт,
методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы
условия для использования
Все операции, совершаемые различными держателями карт и учреждениями их выпускающими, образуют рынок пластиковых карт, теоретические основы которого рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы.
1.3 Организация рынка пластиковых карт и его участники
Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической точки зрения представляет собой механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил10.
Операции по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию образуют рынок пластиковых карт страны, включающий в себя все платежные системы. Как и на любом другом рынке, на рынке пластиковых карт действуют законы спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на каждый вид пластиковой карты.
Рынок пластиковых карт организуется на основе платежных систем. Ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Банк - эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Основными неотъемлемыми функциями банка - эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
Выполнение эквайерами
своих функций влечет за собой
расчеты с эмитентами. Оперативное
проведение взаиморасчетов между эквайерами
и эмитентами обеспечивается наличием
в платежной системе расчетного
банка (одного или нескольких), в
котором банки - члены системы
открывают корреспондентские
Процессинговый центр – это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.
Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк - эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками - участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам - эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп - листы.
Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки - эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают
субъектам платежной системы
доступ к сетям передачи данных.
Использование специальных
Значительный объем совершения операций по пластиковым картам российского рынка происходит через систему банкоматов. Банкоматы – электонно - технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния.
На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.
Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Более того, с целью пресечения возможных хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице и работать круглосуточно11.
1.4 Мировой опыт использования пластиковых карт
Третья финансовая революция началась в США, в 1950 году, когда компания «Diners Club» ввела в обращение, как средство безналичных расчетов, платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Эта была, по существу, первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. К 1957г. в США было уже 26 банков-эмитентов, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год.
1 октября 1958 года была
выпущена первая карта «
На первом этапе развития банки рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в сфере расчетов и кредитования.
Принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: «Bank of America» и Чейз Манхэттен Бэнк. Это произошло так же в 1958 году.
Чейз Манхэттен Бэнк к концу первого года карточной программы имел 350 000 держателей карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточных операций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 000, операционные расходы и не возврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая начала выпускать на ее основе карточку «Юни-Кард». Затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50 миллионов долларов ее инициатор — Чейз Манхэттен Бэнк. Но и вторая попытка этого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1 миллион долларов и в январе 1972 года опять была продана ассоциации Нэшнл БэнкАмерикард.
С аналогичными трудностями сталкивались и другие банки, но тем не менее рос успех «БэнкАмерикард», выпускаемой «Bank of America». Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штате Калифорния с ее богатой клиентурой.
Первой массовой кредитной карточкой,
предоставляющей возможность
По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием — локальностью сети обслуживания своих карточек.
В 1966г. произошло событие, оказавшее серьезное влияние на весь последующий ход развития карточных систем. «Bank of America» учредил отдельную организацию – «Bank Americard Service Co», в которой сосредоточились все операции с карточками этого банка. Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. К 1970г. уже 3 300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые зарубежные банки, например, «Barclay’s Bank» (Великобритания).
Однако, «Bank of America» не удалось монополизировать операции с карточками на внутреннем и международных рынках. На востоке и северо-востоке США в 60-х годах возник ряд региональных ассоциаций по выпуску карточек. На их основе в 1967г. была учреждена «Interbank Card Association» (ICA), которая объединила множество банков и стала второй (наряду с «Bank Americard Service Co») крупнейшей ассоциацией банковских карт. Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалось буквой “i”. Затем последовала неизбежная стандартизация и централизация контроля. Банки перешли к выпуску единой карточки «Master Charge». К 1970г. три четверти участников ICA выпускало эту карточку.
Все последующее развитие карточного бизнеса в США (и в других странах) происходило в условиях жесткой конкуренции «Visa» и «Master Charge»; последняя в 1979г. была переименована в «MasterCard». Число карточек «Visa» в 1980г. достигло 73 млн., а годовой объем операций – 1 млрд. долл. К 1998 году в обороте находились 1022 млн. карточек «Visa», 79% из которых – «Visa Electron», а объем операций достиг 171 млрд. долл. Быстрыми темпами росли и масштабы операций «MasterCard»: в 1980г. – 55 млн. карточек, объем операций – 10,4 млрд. долл., в середине 90-х – 90 млн. карточек и 99 млрд. долларов12.
Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club дала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.
Информация о работе Состояние российского рынка пластиковых карт