Состояние российского рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ организации рынка пластиковых карт и разработка основных направлений повышения эффективности операций с платежными картами на основе анализа российского рынка пластиковых карт.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды пластиковых карт, а также организацию рынка пластиковых карт и его участников;
2. Исследовать мировой и российский опыт использования пластиковых карт;
3. Проанализировать структуру, объем и динамику рынка пластиковых карт Российской Федерации;
4. Определить проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ……………………………………………………..5
История пластиковых карт в России…………………………5
Понятие, классификация и виды пластиковых карт………..10
Организация рынка пластиковых карт и его участники……15
Мировой опыт использования пластиковых карт…………..18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….24
2.1 Современное положение российского рынка пластиковых карт………………………………………………………………..24
2.2 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России……………………………………………………..30
2.3 Предложения по решению проблем развития рынка пластиковых карт в России………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………..44

Файлы: 6 файлов

введение.docx

— 17.44 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

гл 1.docx

— 51.40 Кб (Скачать файл)

4. По виду проводимых расчетов:

      • кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. 
      • дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы.

5. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:

    • обычные карты;
    • серебряные карты;
    • золотые карты;

Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).

Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов9.

5. По характеру использования:

    • индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;
    • семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
    • корпоративная карта выдается юридическому лицу, на основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету.

7. По принадлежности к учреждению-эмитенту:

    • банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;
    • коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;
    • карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.

8. По сфере использования:

    • универсальные карты - служат для оплаты любых товаров и услуг;
    • частные коммерческие карты - служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).    

9. По территориальной принадлежности:

    • международные, действующие в большинстве стран;
    • национальные, действующие в пределах какого-либо государства;
    • локальные, используемые на части территории государства;
    • карты, действующие в одном конкретном учреждении.

10. По времени использования:

    • ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
    • неограниченные (бессрочные).

Совокупность пластиковых карт, методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы  условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства образуют платежную систему.

Все операции, совершаемые различными держателями карт и учреждениями их выпускающими, образуют рынок пластиковых  карт, теоретические основы которого рассмотрим в следующей главе  данной курсовой работы.

 

1.3 Организация рынка пластиковых  карт и его участники

 

Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической  точки зрения представляет собой  механизм взаимодействия продавцов  и покупателей, производителей и  потребителей, осуществляемый посредством  движения цен при регулирующем воздействии  институциональных норм и правил10.

Операции по выпуску, обращению  различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию образуют рынок пластиковых карт страны, включающий в себя все платежные системы. Как и на любом другом рынке, на рынке пластиковых карт действуют законы спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на каждый вид пластиковой карты.

Рынок пластиковых карт организуется на основе платежных систем. Ядром  платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы  также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек  обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и  специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку  обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Банк - эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Основными неотъемлемыми функциями банка - эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой  расчеты с эмитентами. Оперативное  проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в  котором банки - члены системы  открывают корреспондентские счета.

Процессинговый центр – это  организация, обеспечивающая техническую  обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек  обслуживания) запросов на авторизацию  и/или протоколов транзакций - фиксируемых  данных о произведенных посредством  карточек платежах и выдачах наличных.

Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы  и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию  в том случае, если банк-эмитент  не ведет собственной базы. В противном  случае процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк - эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками - участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам - эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп - листы.

Следует отметить, что разветвленная  платежная система может иметь  несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки - эквайеры.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы  доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации (например, сети Интернет) обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными  участниками платежной системы  при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и  в других случаях.

Значительный объем совершения операций по пластиковым картам российского  рынка происходит через систему  банкоматов. Банкоматы – электонно - технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния.

На сегодняшний день большинство  моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной  полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами  и в off-line режиме.

Денежные купюры в банкомате  размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном  сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что  дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Более  того, с целью пресечения возможных  хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться  как в помещениях, так и непосредственно  на улице и работать круглосуточно11.

 

1.4 Мировой опыт использования  пластиковых карт

 

Третья финансовая революция началась в США, в 1950 году, когда компания «Diners Club» ввела в обращение,  как средство безналичных расчетов, платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Эта была, по существу, первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения  с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. К 1957г. в США было уже 26 банков-эмитентов,  в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек  и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год.

1 октября 1958 года была  выпущена первая карта «American Express ». Уже через год эта компания насчитывала 32 000 предприятий и более 475 000 держателей карточек.

На первом этапе развития банки  рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели  тех  огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в  сфере расчетов и кредитования.

Принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: «Bank of America» и Чейз Манхэттен Бэнк. Это произошло так же в 1958 году.

Чейз Манхэттен Бэнк к концу первого года карточной  программы имел 350 000 держателей карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточных операций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 000, операционные расходы и не возврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая начала выпускать на ее основе карточку «Юни-Кард». Затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50 миллионов долларов ее инициатор — Чейз Манхэттен Бэнк. Но и вторая попытка этого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1 миллион долларов и в январе 1972 года опять была продана ассоциации Нэшнл БэнкАмерикард.

С аналогичными трудностями  сталкивались и другие банки, но тем не менее рос успех «БэнкАмерикард», выпускаемой «Bank of America». Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штате Калифорния с ее богатой клиентурой.

Первой массовой кредитной карточкой, предоставляющей возможность продленного  кредита, была выпущенная в 1958г. банком «Bank of America», ныне «Visa». Объем операций с «Bank of America» возрос  в 1961-67г.г. с 75 до 335 млн. долл., количество держателей карточки – с 1 до 2,7 млн. человек, число участвовавших в программе торговцев с 35 до 83 тыс.

По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием — локальностью сети обслуживания своих карточек.

В 1966г. произошло событие, оказавшее  серьезное влияние на весь последующий  ход развития карточных систем. «Bank of America» учредил отдельную организацию – «Bank Americard Service Co»,  в которой сосредоточились все операции с карточками этого банка. Но самым важным  было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. К 1970г. уже 3 300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые зарубежные банки, например, «Barclay’s Bank» (Великобритания).

Однако, «Bank of America» не удалось монополизировать операции с карточками на внутреннем и международных рынках. На востоке и северо-востоке США в 60-х годах возник ряд региональных ассоциаций по выпуску карточек. На их основе в 1967г. была учреждена  «Interbank Card  Association» (ICA), которая объединила множество банков и стала второй (наряду с «Bank Americard Service Co») крупнейшей ассоциацией банковских карт. Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалось буквой “i”. Затем последовала неизбежная стандартизация и централизация контроля. Банки перешли к выпуску единой карточки «Master Charge». К 1970г. три четверти участников ICA  выпускало эту карточку.

Все последующее развитие карточного бизнеса в США (и в других странах) происходило в условиях жесткой  конкуренции «Visa» и «Master Charge»; последняя в 1979г. была переименована в «MasterCard». Число карточек «Visa» в 1980г. достигло 73 млн., а годовой объем операций – 1 млрд. долл. К 1998 году в обороте находились 1022 млн.  карточек «Visa», 79% из которых – «Visa Electron»,  а объем операций достиг 171 млрд. долл. Быстрыми темпами росли и масштабы операций «MasterCard»: в 1980г. – 55 млн. карточек, объем операций – 10,4 млрд. долл., в середине 90-х – 90 млн. карточек и 99 млрд. долларов12.

Параллельно с развитием  американского рынка шла и  интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club дала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

список.docx

— 22.99 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглав.docx

— 14.63 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Состояние российского рынка пластиковых карт