Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ организации рынка пластиковых карт и разработка основных направлений повышения эффективности операций с платежными картами на основе анализа российского рынка пластиковых карт.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды пластиковых карт, а также организацию рынка пластиковых карт и его участников;
2. Исследовать мировой и российский опыт использования пластиковых карт;
3. Проанализировать структуру, объем и динамику рынка пластиковых карт Российской Федерации;
4. Определить проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ……………………………………………………..5
История пластиковых карт в России…………………………5
Понятие, классификация и виды пластиковых карт………..10
Организация рынка пластиковых карт и его участники……15
Мировой опыт использования пластиковых карт…………..18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….24
2.1 Современное положение российского рынка пластиковых карт………………………………………………………………..24
2.2 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России……………………………………………………..30
2.3 Предложения по решению проблем развития рынка пластиковых карт в России………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………..44
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Современное положение российского рынка пластиковых карт
Как только мы вступаем на российскую почву, возрастает вероятность неточности информации. Это является, с одной стороны, следствием многолетней закрытости нашего общества и недостоверности рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса, в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой успешный опыт в этой области считается коммерческой тайной, используемой как орудие конкурентной борьбы.
До сегодняшнего дня значительная часть коммерческой сети по приему карточек международных платежных систем (кроме «American Express ») обслуживается Компанией объединенных кредитных карточек (КОКК), для которой чаще используется английская аббревиатура UCS (United Card Service). Это, прямой наследник «Интуриста», а затем «Интуркредиткардт». Поскольку по правилам международных платежных систем эквайрингом должны заниматься банки («Интуркредиткард» в СССР был специальным исключением), коммерческая сеть UCS, была и остается объектом серьезных интересов крупных банков.
С 1993 года серьезно изменила свою тактику в России компания «Europay»: она активизировала прием российских банков в члены ассоциации, для работы с ними был открыт офис в Москве. На фоне сдержанного отношения «Визы» к приему новых членов это позволило «Europay» довольно быстро довести число российских банков до нескольких десятков. Была создана Ассоциация российских членов «Europay», которая помогает эффективнее решать некоторые общие для банков вопросы.
«Viza» в настоящее время
Заметным событием на карточном рынке стало создание компании «Diners Club — Россия», российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк «Империал». В настоящее время ими ведется активная компания по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов, и, возможно, уже в скором времени карточки «Diners Club» займут свою нишу на российском рынке.
В погоне за международными карточками и в условиях препятствий со стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности прежде всего с точки зрения внутренних правил самих «Визы» и «Europay». Тем не менее эта практика продолжается и поныне.
За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону, российские банки ведут самостоятельный эквайринг, в самое ближайшее время начнет работать внутри российский клиринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.
Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Первой была основана СТБ Карт на базе банка «Столичный», откуда и происходит названием. Впервые несколько лет своего существования компания проводила довольно активную политику по привлечению к участию в системе других банков. Однако сейчас очевидно, что в 1996 году эта стратегия довольно сильно поменялась: отсутствует реклама карточек СТБ, зато гораздо больше слышно об эмитируемых банком «СБС-Агро» международных карточках «Viza Elektron» и «Cirrus/Maestro». При этом известно, что процессинговой компанией для «СБС-Агро» в международных системах является та же самая «СТБ-Карт». Складывается впечатление, что основная ставка сейчас делается именно на развитие международных карточек.
В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система «Юнион Кард», соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банкиры. «Юнион кард» изначально создавалась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ «Юнион Кард» выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний. В последнее время компания также делает шаги по расширению числа московских банков-эквайреров за счет продажи им части своей торгово-сервисной сети. Руководство компании проводит четкую политику на усиление независимости компании от крупных банков и развитие за счет собственных средств «Юнион Кард». Также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны — сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Системе «Юнион Кард» удалось без тяжелых финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению стабильности системы.
Особого внимания заслуживает система «Золотая корона». Во-первых, это единственная крупная платежная система, центр которой находится не в Москве. Возможно поэтому она довольно популярна в регионах, особенно за Уралом. Во-вторых, эта система, являясь межбанковской, использует нетрадиционную для банков чиповую технологию. В-третьих, она пережила довольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка, который являлся расчетным банком системы. Какое-то время «Золотая корона» фактически не существовала как система, поскольку межрегиональные расчеты были заморожены, и у банков-участников была лишь единая технологическая платформа. Сейчас, судя по возобновившейся рекламе, системе удалось возродиться, и в ней также предприняты меры по снижению финансовых рисков для банков-членов.
Особое место среди
В настоящее время активную
работу по развитию собственного карточного
бизнеса начал (с 1994г.) или, точнее сказать,
возобновил крупнейший банк России –
Сбербанк РФ. Учитывая лидирующие позиции
этого банка в обслуживании физических
лиц, государственные гарантии надежности
(порядка 51% акций у государства)
и настойчивое стремление руководства
банка к внедрению новейших достижений
техники, можно сказать, что именно
это финансовый институт постепенно
станет основным центром развития карточного
бизнеса в России. Сбербанк в короткие
сроки прошел основные этапы развития
карточных программ, на осуществление
которых первым компаниям-эмитентам
в США потребовались
По данным Центрального Банка РФ количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и эквайринг платежных карт составляет на 01.01.12 – 978 единиц, на 01.04.12 – 975, на 01.07.12 – 965. Из них осуществляющие эмиссию – на 01.01.12 – 668, на 01.04.12 – 658, на 01.07.12 – 654, осуществляющие эквайринг - на 01.01.12 - 602, на 01.04.12 – 600, на 01.07.12 – 594.
Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями на 01.01.12 составляет 200 170 тыс. ед., из них расчетные карты – 147 872 тыс. ед., кредитные карты – 15 026 тыс. ед., предоплаченные карты – 37 272 тыс. ед. На 01.04.12 составляет 190 766 тыс. ед., из них расчетные карты – 153 344 тыс. ед., кредитные карты – 16 601 тыс. ед., предоплаченные карты – 20 821 тыс. ед. На 01.07.12 составляет 220 206 тыс. ед., из них расчетные карты – 158 287 тыс. ед., кредитные карты – 18586 тыс. ед., предоплаченные карты – 43 333 тыс. ед.
Структура банковских карт, эмитированных кредитными организациями на 01.07.12 г. в процентном соотношении приведена на рис. 1.
Рис.1 Структура банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам
Количество банкоматов, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием платежных карт на 01.07.12 г. составило 202 431 ед. Из них с функцией выдачи наличных денег: всего – 118 683 ед., с функцией оплаты товаров и услуг – 112 928. С функцией приема наличных денег: всего – 116 372 ед., из них: с функцией оплаты товаров и услуг без использования платежных карт (их реквизитов) – 47 392 ед., с использованием платежных карт (их реквизитов) – 68 980 ед.
Структура устройств по приему платежных карт на 01.07.12 г. в процентном соотношении показана на рис.2.
Рис.2 Структура устройств по приему платежных карт
Количество операций (включая операции за рубежом), совершенных на территории России и за ее пределами физическими лицами с использованием банковских карт, эмитированных кредитными организациями за январь – июнь 2012 г. составило 219,7 млн. ед., объем - 2 642,9 млрд. руб.
Юридическими лицами: количество - 6,6 млн. ед., объем - 206,2 млрд. руб.
В Тюменской области количество операций (включая операции за рубежом), совершенных физическими лицами с использованием банковских карт, эмитированных кредитными организациями за 2 квартал 2012 г. составило 58 602,5 тыс. ед., объем 272 333,6 млн. руб.
Юридическими лицами: количество 96,3 тыс. ед., объем -2 377,5 млн. руб.
2.2 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России
Широкому использованию
Другим фактором, отталкивающим рядовых потребителей от пластиковых карт, является отсутствие просветительской, пропагандисткой работы по обучению и развитию навыков работы с картами.
Несмотря на то, что банкиры уже десять лет пытаются привить навыки использования «пластика» россиянам, культура обращения с картами в нашей стране оставляет желать лучшего. Виноваты в этом, наверное, и банки, и сами владельцы карт: не всегда сотрудник банка обременяет себя подробным объяснением бестолковому клиенту. Клиенты же, в свою очередь, частенько игнорируют элементарные правила обращения с картами. В результате и банки, и клиенты несут потери.
По данным социологических опросов, наиболее типичные ошибки пользователей пластиковых карт следующие:
Основной прирост владельцев пластиковых карт осуществляется в рамках зарплатных проектов. Издержки зарплатных проектов - это карты подневольных людей. И объяснять им, что банк оказывает им услугу, предоставляя возможность пользования картой, очень сложно.
Объемы остатков средств на картах весьма существенно зависят от того, каким образом они получили карту. Или человек сам пришел в банк и приобрел ее. Или человеку карту выдали на предприятии вместо наличной зарплаты.
Причина одна. Она есть порождение в целом экономической ситуации в стране. На сегодня нет ни одного законодательного акта, который бы поощрял развитие банками системы пластиковых карт. А ведь эти проекты весьма дорогостоящие. И любой коммерческий банк, учитывая эти обстоятельства, соответствующим образом ведет себя на рынке пластиковых карт.
По статистике в первые два-три месяца клиенты, пришедшие в банк по зарплатным проектам, снимают деньги, как правило, под «ноль». Но в том-то вся прелесть, что психология человека затем меняется. Он по-иному начинает смотреть на процесс своего взаимодействия с картой. И появляются остатки средств на картсчетах. И они начинают расти. И многие банк считаютт, что этим надо заниматься. Тем более, что через зарплатные проекты банки выстраивают более плотно свою работу с крупными клиентами и по другим направлениям.1
Информация о работе Состояние российского рынка пластиковых карт