Совершенствование бюджетной политики в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы бюджетной политики в регионе как фактора социально- экономического развития в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетная политика государства: теория и методология…………………..4
1.1. Экономическое содержание бюджетной политики………………………..4
1.2. Основные направления бюджетной политики субъекта РФ………………6
2. Бюджетная политика в системе социально-экономического развития региона……………………………………………………………………………..7
3. Совершенствование бюджетной политики в регионе……………………...11
3.1. Методика оценки эффективности бюджетной политики………………...11
3.2. Зарубежный опыт оценки эффективности государственных расходов…18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

GMF_tema_15.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Бюджетная политика  государства: теория и методология…………………..4

1.1. Экономическое содержание бюджетной политики………………………..4

1.2. Основные направления  бюджетной политики субъекта  РФ………………6

2. Бюджетная политика  в системе социально-экономического  развития региона……………………………………………………………………………..7

3. Совершенствование бюджетной  политики в регионе……………………...11

3.1. Методика оценки эффективности  бюджетной политики………………...11

3.2. Зарубежный опыт оценки  эффективности государственных  расходов…18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...24

 

 

 

Введение

 

В настоящее время перед органами местного самоуправления стоит важная задача экономического подъёма, поскольку создание в муниципальном образовании надёжной экономической базы является основной предпосылкой повышения благосостояния граждан, процветания городов и, следовательно, необходимым условием для ускоренного социально-экономического развития страны.

Актуальность решения проблемы бюджетной политики в регионе как фактора социально- экономического развития в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

1. Бюджетная политика  государства: теория и методология

1.1. Экономическое  содержание бюджетной политики

 

Бюджетная политика - это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.

Разработка бюджетной политики начинается с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем формируются цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. На завершающем этапе бюджетной политики должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.

Функциональный аспект бюджетной политики включает:

- политику в области доходов бюджета (фискальную);

- политику в области расходов бюджета;

- политику в области расходов бюджета; политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;

- политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;

- политику в области межбюджетных отношений. Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и на субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных социальных и экономических задач государства. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство.

Главное требование для обеспечения эффективности бюджетной политики – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.

Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий:

- политической стабильности в стране;

- высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ.

Инструментами реализации бюджетной политики выступают бюджетное право и бюджетный механизм.

 

 

 

1.2. Основные направления  бюджетной политики субъекта  РФ

 

Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – проект федерального бюджета на 2015-2017 годы). При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования. Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2014 года, а также на основании Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, практики реализации Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле». Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров 2 федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования. Задачами Основных направлений бюджетной политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования федерального бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации.

 

2. Бюджетная политика  в системе социально-экономического  развития региона

Бюджетная политика субъекта РФ является частью государственной бюджетной политики РФ, поскольку через региональные и местные бюджеты реализуются общегосударственные социально- экономические цели и задачи. Вместе с тем органы власти субъектов РФ в рамках своих полномочий могут принимать собственные решения, направленные на регулирование социально-экономических процессов в регионе, а также решения по мобилизации налоговых, неналоговых и других доходов бюджетов. Стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Целью региональной политики является развитие социальной сферы, организация воспроизводства ресурсов и создание условий предпринимательства. Поэтому основным критерием государственной региональной политики является необходимость поддержания эффективной комплексности социального и экономического пространства, обеспечение социальных гарантий и свободы выбора мест проживания, обеспечения геополитических и военно-стратегических позиций страны. Необходимо создать такие общефедеральные институциональные условия, которые бы способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области воспроизводственного, инфраструктурного и институционального строительства. Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, муниципальных органов является обеспечение эффективного функционирования и развитие социальной сферы на своей территории. При этом федеральная власть должна быть ответственна за достижение и воспроизводство средних стандартов уровня и качества жизни в каждом субъекте Федерации. Вместе с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или только субъектов Федерации. Примерами могут служить экологические проблемы, обеспечение экономической, энергетической и продовольственной безопасности, модернизация и реструктуризация воспроизводства, развитие социальной инфраструктуры. Решение таких проблем требует проведения согласованной бюджетной политики федерального центра и субъектов Федерации, разработки программ, направленных на развитие экономических связей между регионами, прежде всего в таких областях, как энергетика, топливоснабжение, транспорт и связь. Еще одна важная сфера регионализации - регулирование внешних связей. Дело в том, что эффективный для России в целом курс на импортозамещение при переходе к отдельным регионам должен быть скорректирован. В частности, для пограничных регионов и регионов экспортной специализации более эффективной является стратегия стимулирования экспорта. Это особенно важно для Сибири и Дальнего Востока, Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей, некоторых приграничных районов. Осуществление экономической и социальной политики государства и отдельных регионов прямо зависит от налоговых поступлений, которые являются главным источником доходов бюджетов всех уровней. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. В Бюджет- ном послании указано, что сбалансированная бюджетная политика -это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Региональные органы власти: - обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - обслуживание и погашение государственного долга РФ; - проведение выборов и референдумов субъектов РФ; - обеспечение реализации региональных целевых программ; - формирование государственной собственности субъектов РФ; 50 51 - осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; - обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; - оказание финансовой помощи местным бюджетам; - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; - компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ. Для реализации целей социально-экономического развития и выполнения функций используются различные методы финансового регулирования: - бюджетные ассигнования на содержание учреждений социальной сферы (здравоохранение, образование, культура); - прямые выплаты денежных средств определенным слоям на- селения (адресные социальные пособия, стипендии, пенсии); - для поддержки объектов социальной инфраструктуры в них вкладываются финансовые ресурсы; - финансовая помощь оказывается предприятиям, которые могут повысить уровень жизни населения и улучшить состояние экономики региона. На конкурсной основе им предоставляются инвестиционные, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по налоговым платежам, зачисляемым в бюджет; - проводится кредитование. Гарантированное выполнение государством своих обязательств возможно лишь при сбалансированности бюджетной системы.

Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и нижестоящими уровнями бюджетной системы

 

3. Совершенствование  бюджетной политики в регионе

3.1. Методика оценки  эффективности бюджетной политики

Бюджетная реформа определила необходимость развития системы оценки эффективности бюджетных расходов, прежде всего в рамках государственного финансового контроля. Предпосылкой развития методического инструментария оценки эффективности бюджетных расходов в работе определено внедрение: программно-целевых методов бюджетного планирования; бюджетирования, ориентированного на результат; государственного (муниципального) аудита эффективности.

2. Уточнено определение  бюджетных расходов муниципальных образований на основе теории общественных благ, с позиций которой бюджетные расходы рассматриваются как финансовое обеспечение предоставления общественного блага на местном уровне бюджетной системы страны, характеризующееся адресной потребляемостью, достаточностью и социальной направленностью.

Зафиксированные законодателем понятия и термины в области общественных отношений, связанных с функционированием муниципального образования, являются недостаточными, а существующая в литературе многовариантность трактовок бюджетных расходов требует уточнения сущности процессов, происходящих в территориальной локализации общества.

Расходы бюджета муниципальных образований непосредственно связаны с выполнением муниципалитетом своих функций. Посредством распределения расходов муниципального бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, реализуемых в социально-экономической политике. В работе рассмотрены понятия расходов бюджета и расходных обязательств, которые по своей экономической сути тесно взаимосвязаны. Бюджетные расходы муниципального образования характеризуют собой деятельность органов местного самоуправления, которая характеризуется следующими особенностями: цикличность финансирования с четко определенными этапами; иерархическая подчиненность реализуемых программ в рамках бюджетной системы и направлений социально-экономической политики государства; наличие обратной связи; конкретизация субъектов бюджетных отношений. Бюджетные расходы представляют собой финансовое обеспечение предоставления общественного блага на местном уровне бюджетной системы страны, характеризующееся адресной потребляемостью, достаточностью и социальной направленностью. Это определение справедливо для всех уровней бюджетной системы страны. Анализ структуры и динамики бюджетных расходов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры показал, что главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.

Информация о работе Совершенствование бюджетной политики в регионе