Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 16:13, курсовая работа
Актуальность решения проблемы бюджетной политики в регионе как фактора социально- экономического развития в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетная политика государства: теория и методология…………………..4
1.1. Экономическое содержание бюджетной политики………………………..4
1.2. Основные направления бюджетной политики субъекта РФ………………6
2. Бюджетная политика в системе социально-экономического развития региона……………………………………………………………………………..7
3. Совершенствование бюджетной политики в регионе……………………...11
3.1. Методика оценки эффективности бюджетной политики………………...11
3.2. Зарубежный опыт оценки эффективности государственных расходов…18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетная политика государства: теория и методология…………………..4
1.1. Экономическое содержание бюджетной политики………………………..4
1.2. Основные направления бюджетной политики субъекта РФ………………6
2. Бюджетная политика
в системе социально-
3. Совершенствование бюджетной
политики в регионе……………………...
3.1. Методика оценки эффективности бюджетной политики………………...11
3.2. Зарубежный опыт оценки эффективности государственных расходов…18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...2
Введение
В настоящее время перед органами местного самоуправления стоит важная задача экономического подъёма, поскольку создание в муниципальном образовании надёжной экономической базы является основной предпосылкой повышения благосостояния граждан, процветания городов и, следовательно, необходимым условием для ускоренного социально-экономического развития страны.
Актуальность решения проблемы бюджетной политики в регионе как фактора социально- экономического развития в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.
1. Бюджетная политика государства: теория и методология
1.1. Экономическое содержание бюджетной политики
Бюджетная политика - это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.
Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.
Разработка бюджетной политики начинается с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем формируются цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. На завершающем этапе бюджетной политики должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.
Функциональный аспект бюджетной политики включает:
- политику в области доходов бюджета (фискальную);
- политику в области расходов бюджета;
- политику в области расходов бюджета; политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;
- политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;
- политику в области межбюджетных отношений. Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.
Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и на субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований.
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных социальных и экономических задач государства. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство.
Главное требование для обеспечения эффективности бюджетной политики – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.
Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий:
- политической стабильности в стране;
- высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ.
Инструментами реализации бюджетной политики выступают бюджетное право и бюджетный механизм.
1.2. Основные направления бюджетной политики субъекта РФ
Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – проект федерального бюджета на 2015-2017 годы). При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования. Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2014 года, а также на основании Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, практики реализации Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле». Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров 2 федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования. Задачами Основных направлений бюджетной политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования федерального бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации.
2. Бюджетная политика
в системе социально-
Бюджетная политика субъекта РФ является частью государственной бюджетной политики РФ, поскольку через региональные и местные бюджеты реализуются общегосударственные социально- экономические цели и задачи. Вместе с тем органы власти субъектов РФ в рамках своих полномочий могут принимать собственные решения, направленные на регулирование социально-экономических процессов в регионе, а также решения по мобилизации налоговых, неналоговых и других доходов бюджетов. Стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Целью региональной политики является развитие социальной сферы, организация воспроизводства ресурсов и создание условий предпринимательства. Поэтому основным критерием государственной региональной политики является необходимость поддержания эффективной комплексности социального и экономического пространства, обеспечение социальных гарантий и свободы выбора мест проживания, обеспечения геополитических и военно-стратегических позиций страны. Необходимо создать такие общефедеральные институциональные условия, которые бы способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области воспроизводственного, инфраструктурного и институционального строительства. Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, муниципальных органов является обеспечение эффективного функционирования и развитие социальной сферы на своей территории. При этом федеральная власть должна быть ответственна за достижение и воспроизводство средних стандартов уровня и качества жизни в каждом субъекте Федерации. Вместе с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или только субъектов Федерации. Примерами могут служить экологические проблемы, обеспечение экономической, энергетической и продовольственной безопасности, модернизация и реструктуризация воспроизводства, развитие социальной инфраструктуры. Решение таких проблем требует проведения согласованной бюджетной политики федерального центра и субъектов Федерации, разработки программ, направленных на развитие экономических связей между регионами, прежде всего в таких областях, как энергетика, топливоснабжение, транспорт и связь. Еще одна важная сфера регионализации - регулирование внешних связей. Дело в том, что эффективный для России в целом курс на импортозамещение при переходе к отдельным регионам должен быть скорректирован. В частности, для пограничных регионов и регионов экспортной специализации более эффективной является стратегия стимулирования экспорта. Это особенно важно для Сибири и Дальнего Востока, Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей, некоторых приграничных районов. Осуществление экономической и социальной политики государства и отдельных регионов прямо зависит от налоговых поступлений, которые являются главным источником доходов бюджетов всех уровней. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. В Бюджет- ном послании указано, что сбалансированная бюджетная политика -это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Региональные органы власти: - обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - обслуживание и погашение государственного долга РФ; - проведение выборов и референдумов субъектов РФ; - обеспечение реализации региональных целевых программ; - формирование государственной собственности субъектов РФ; 50 51 - осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; - обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; - оказание финансовой помощи местным бюджетам; - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; - компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ. Для реализации целей социально-экономического развития и выполнения функций используются различные методы финансового регулирования: - бюджетные ассигнования на содержание учреждений социальной сферы (здравоохранение, образование, культура); - прямые выплаты денежных средств определенным слоям на- селения (адресные социальные пособия, стипендии, пенсии); - для поддержки объектов социальной инфраструктуры в них вкладываются финансовые ресурсы; - финансовая помощь оказывается предприятиям, которые могут повысить уровень жизни населения и улучшить состояние экономики региона. На конкурсной основе им предоставляются инвестиционные, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по налоговым платежам, зачисляемым в бюджет; - проводится кредитование. Гарантированное выполнение государством своих обязательств возможно лишь при сбалансированности бюджетной системы.
Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и нижестоящими уровнями бюджетной системы
3. Совершенствование бюджетной политики в регионе
3.1. Методика оценки
эффективности бюджетной
Бюджетная реформа определила
необходимость развития системы оценки
эффективности бюджетных расходов, прежде
всего в рамках государственного финансового
контроля. Предпосылкой развития методического инструментария
2. Уточнено определение
бюджетных расходов
Зафиксированные законодателем понятия и термины в области общественных отношений, связанных с функционированием муниципального образования, являются недостаточными, а существующая в литературе многовариантность трактовок бюджетных расходов требует уточнения сущности процессов, происходящих в территориальной локализации общества.
Расходы бюджета муниципальных
образований непосредственно связаны
с выполнением муниципалитетом
Информация о работе Совершенствование бюджетной политики в регионе