Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение текущей политики управления финансами ОАО «Псковоблгазстрой» и предложение путей ее совершенствования. Для достижения цели были поставленные следующие задачи:
Провести анализ эффективности управления оборотными активами;
Провести анализ производственной деятельности предприятия и оценить возможность ее изменения;
Разработать прогнозные формы отчетности для выявления эффекта проведенных мероприятий.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ текущей политики управления финансами ОАО «Псковоблгазстрой» 5
1.1. Анализ состава и структуры оборотных активов 5
1.2. Анализ источников формирования оборотных активов 13
Глава 2. Анализ производственной деятельности ОАО «Псковоблгазстрой» 17
2.1. Анализ реализуемой продукции 17
Глава 3. Предложения по совершенствованию производственной деятельности и политики управления финансами ОАО «Псковоблгазстрой» 21
3.1. Изменение текущей структуры продаж предприятия 21
3.2. Прогнозирование отчетности методом оборачиваемости………………………………………..25
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 35
Основным показателем, определяющим выгодность или потенциальную выгодность продукта, является доля маржинального дохода. Исходя из значений данного показателя, самыми потенциально выгодными являются Продукт №1 и №10.
Доля маржинального дохода по Продукту №10 составляет 0,74. Несмотря на отрицательные показатели рентабельности продаж и рентабельности продукции, этот продукт является потенциально выгодным. Отрицательная рентабельность – следствие отрицательной прибыли от продаж. Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков. Запас финансовой прочности для анализируемого продукта отрицательный и составляет -42%. То есть на данный момент предприятие несет убытки при продаже Продукта №10.
Таблица 2.1
Управленческая форма отчета о прибылях и убытках по видам товаров в 2011 году
Показатель |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 |
Продукт 6 |
Продукт 7 |
Продукт 8 |
Продукт 9 |
Продукт 10 |
Общий |
Выручка |
5004.10 |
4503.69 |
6004.92 |
7506.15 |
6004.92 |
5004.10 |
2502.05 |
7506.15 |
2502.05 |
3502.87 |
50041 |
Переменные затраты |
1376.31 |
2247.97 |
5505.24 |
3899.55 |
2064.47 |
2569.11 |
1284.56 |
2752.62 |
2064.47 |
917.54 |
24681.83 |
Постоянные затраты |
1376.31 |
963.42 |
1376.31 |
3899.55 |
4817.09 |
1101.05 |
1926.83 |
1835.08 |
229.39 |
3670.16 |
21195.17 |
Себестоимость |
2752.62 |
3211.39 |
6881.55 |
7799.09 |
6881.55 |
3670.16 |
3211.39 |
4587.70 |
2293.85 |
4587.70 |
45877 |
Прибыль от продаж |
2251.48 |
1292.30 |
-876.63 |
-292.94 |
-876.63 |
1333.94 |
-709.34 |
2918.45 |
208.20 |
-1084.83 |
4164 |
Маржинальный доход |
3627.79 |
2255.72 |
499.68 |
3606.61 |
3940.46 |
2434.99 |
1217.49 |
4753.53 |
437.59 |
2585.33 |
25359.174 |
Rпродаж |
0.4499 |
0.2869 |
-0.1460 |
-0.0390 |
-0.1460 |
0.2666 |
-0.2835 |
0.3888 |
0.0832 |
-0.3097 |
0.0832 |
Rпродукции |
0.8179 |
0.4024 |
-0.1274 |
-0.0376 |
-0.1274 |
0.3635 |
-0.2209 |
0.6361 |
0.0908 |
-0.2365 |
0.0908 |
Доля маржинального дохода |
0.7250 |
0.5009 |
0.0832 |
0.4805 |
0.6562 |
0.4866 |
0.4866 |
0.6333 |
0.1749 |
0.7381 |
0.5068 |
Точка безубыточности |
1898.45 |
1923.53 |
16539.85 |
8115.82 |
7340.83 |
2262.74 |
3959.80 |
2897.72 |
1311.59 |
4972.71 |
41824.22 |
Запас финансовой прочности |
0.621 |
0.573 |
-1.754 |
-0.081 |
-0.222 |
0.548 |
-0.583 |
0.614 |
0.476 |
-0.420 |
0.164 |
Эффект операционного рычага |
1.611 |
1.746 |
-0.570 |
-12.312 |
-4.495 |
1.825 |
-1.716 |
1.629 |
2.102 |
-2.383 |
6.090 |
Объем продаж Продукта на 42% ниже необходимого для покрытия затрат. Эффект операционного рычага продукта отрицательный и составляет -2,383. Отрицательный эффект операционного рычага получается за счет отрицательной прибыли от продаж.
Доля маржинального дохода по Продукту №1 составляет 0,725. Доля маржинального дохода незначительно ниже аналогичного показателя по Продукту №10, однако выявлены положительные значения рентабельности от продаж и рентабельности продукции. Так на 1 рубль выручки от анализируемого продукта, предприятие получает 45 копеек прибыли. На 1 рубль затрат на реализацию Продукта №1 приходится 82 копейки выручки. Точка безубыточности по данному продукту достаточно невысокая. Запас финансовой прочности составляет 62%, что говорит о стабильности при продаже данного продукта. Эффект операционного рычага составляет 1,611 доли, что является положительным показателем, так как делает данный продукт менее рисковым для продажи.
Исходя из проанализированных показателей, можно сделать вывод, что Продукт №1 более предпочтителен перед Продуктом №10 несмотря на более высокую долю маржинального дохода.
Самым невыгодным для продажи является Продукт №3, так как у него самая низкая доля маржинального дохода равная 0,0832. Так же данный продукт имеет отрицательную прибыль от продаж (-876,63 тыс.руб.) и, соответственно, отрицательные значения рентабельности продаж и рентабельности продукции. Запас финансовой прочности и эффект операционного рычага так же отрицательные. Предприятию необходимо отказаться от продажи данного Продукта.
Анализируя общие показатели по предприятию, стоит отметить, что рентабельность продаж составляет 8,32%. Данное значение говорит о том, что на 1 рубль выручки приходится практически 8 копеек прибыли. Рентабельность продукции составляет 9,1%. Это означает, что на 1 рубль затрат на реализацию автомобилей приходится 9 копеек выручки. Запас финансовой прочности составляет 16,4%, что является хорошим показателем. Предприятие может снизить выручку от продаж на 8217 тыс. руб. и не быть убыточной.
Эффект операционного рычага предприятия составляет 6,09 доли, что говорит о довольно высоком риске деятельности. Предприятию необходимо снижать сумму переменных затрат по реализации газового оборудования.
Глава 3. Предложения
по совершенствованию
3.1. Изменение
текущей структуры продаж
В предыдущей главе был проведен анализ производственной деятельности предприятия, в результате чего был выявлен самый потенциально выгодный продукт – №10. Выручка от его реализации составила 3502,87 тыс. рублей, тогда как себестоимость равна 4587,7 тыс. рублей. Таким образом, предприятие понесло убыток от реализации Продукта №10 в размере 1084,83 тыс. рублей. Значение показателей рентабельности по данному продукту также отрицательное. Тем не менее, маржинальный доход был не самым низким по предприятию – 2585,33 тыс. рублей, а доля маржинального дохода имела самое высокое значение среди прочих продуктов – 73,81%. Это означает, что продукт потенциально самый выгодный и объемы его производства следует увеличить.
На основе выводов, сделанных во второй главе, необходимо составить прогнозную форму управленческого отчета о прибылях и убытках. Прогнозная форма изменится с учетом увеличения продаж более выгодного продукта и снижения продаж самого невыгодного продукта.
Самым выгодным для продаж является Продукт №1, который имеет высокую долю маржинального дохода, положительные и самые высокие показатели рентабельности продаж и рентабельности продукции, которые составляют 45% и 81,8% соответственно. Данный продукт имеет высокий запас финансовой прочности (62,1%) и низкое значение эффекта операционного рычага, что приносит предприятию наименьший риск при продаже данного товара. Выручка от продажи Продукта №1 в 2011 году составила 5004,1 тыс. руб., что составляет 10% от общей суммы выручки. Общая себестоимость продукта составила 2752,62 тыс. руб. или 6% от общей себестоимости. Прибыль от продаж анализируемого продукта составила 2251,48 тыс. руб.
Продажа Продукта №3 признана самой невыгодной по ряду причин. Во-первых, самая низкая доля маржинального дохода, которая говорит о потенциальной невыгодности продукта. Во-вторых, отрицательные значения прибыли от продаж, показателей рентабельности, запаса финансовой прочности и эффекта операционного рычага. Выручка от реализации Продукта №3 в 2011 году составила 6004,92 тыс. руб. или 12% от общей суммы. Однако доля себестоимости данного автомобиля составляет 15%, что является причиной отрицательной прибыли от продаж, которая составляет -876,63 тыс. руб.
При составлении
прогнозной формы управленческого отчета
о прибылях и убытках, предположим, что
объем продаж самого выгодного автомобиля
увеличится на 25%, а самого невыгодного
– снизится на 25%.
Таблица 3.1
Прогнозная форма управленческого отчета о прибылях и убытках на 2012 год
Показатель |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 |
Продукт 6 |
Продукт 7 |
Продукт 8 |
Продукт 9 |
Продукт 10 |
Общий |
Выручка |
6255.13 |
4503.69 |
4503.69 |
7506.15 |
6004.92 |
5004.10 |
2502.05 |
7506.15 |
2502.05 |
3502.87 |
49790.80 |
Переменные затраты |
1720.39 |
2247.97 |
4128.93 |
3899.55 |
2064.47 |
2569.11 |
1284.56 |
2752.62 |
2064.47 |
917.54 |
23649.59 |
Постоянные затраты |
1376.31 |
963.42 |
1376.31 |
3899.55 |
4817.09 |
1101.05 |
1926.83 |
1835.08 |
229.39 |
3670.16 |
21195.17 |
Себестоимость |
3096.70 |
3211.39 |
5505.24 |
7799.09 |
6881.55 |
3670.16 |
3211.39 |
4587.70 |
2293.85 |
4587.70 |
44844.77 |
Прибыль от продаж |
3158.43 |
1292.30 |
-1001.55 |
-292.94 |
-876.63 |
1333.94 |
-709.34 |
2918.45 |
208.20 |
-1084.83 |
4946.03 |
Маржинальный доход |
4534.74 |
2255.72 |
374.76 |
3606.61 |
3940.46 |
2434.99 |
1217.49 |
4753.53 |
437.59 |
2585.33 |
26141.20 |
Rпродаж |
0.505 |
0.287 |
-0.222 |
-0.039 |
-0.146 |
0.267 |
-0.284 |
0.389 |
0.083 |
-0.310 |
0.099 |
Rпродукции |
1.020 |
0.402 |
-0.182 |
-0.038 |
-0.127 |
0.363 |
-0.221 |
0.636 |
0.091 |
-0.236 |
0.110 |
Доля маржинального дохода |
0.725 |
0.501 |
0.083 |
0.480 |
0.656 |
0.487 |
0.487 |
0.633 |
0.175 |
0.738 |
0.525 |
Точка безубыточности |
1898.45 |
1923.53 |
16539.85 |
8115.82 |
7340.83 |
2262.74 |
3959.80 |
2897.72 |
1311.59 |
4972.71 |
40370.16 |
Запас финансовой прочности |
0.696 |
0.573 |
-2.673 |
-0.081 |
-0.222 |
0.548 |
-0.583 |
0.614 |
0.476 |
-0.420 |
0.189 |
Эффект операционного рычага |
1.436 |
1.746 |
-0.374 |
-12.312 |
-4.495 |
1.825 |
-1.716 |
1.629 |
2.102 |
-2.383 |
5.285 |
Как видно из табл. 3.1, после увеличения объемов продаж самого выгодного автомобиля и снижения объемов продаж самого невыгодного, финансовые показатели предприятия улучшились.
Выручка от продаж снизилась лишь на 0,5%, а себестоимость – на 2,25% стала составлять 49790,8 тыс. руб. и 44844,77 тыс. руб. соответственно. Как видно, темп снижения себестоимости намного выше темпа снижения выручки, что говорит о положительной тенденции. Прибыль от продаж, за счет снижения продаж самого невыгодного продукта и увеличения продаж самого выгодного продукта, выросла на 18,78% и стала составлять 4946,03 тыс. руб.
Повышение прибыли от продаж привело к росту значений рентабельности. Рентабельность продаж стала составлять 9,9%, что выше фактического показателя на 19,38%. Рентабельность продукции выросла на 21,51% по сравнению с фактическим показателем и стала составлять 11%. Увеличение рентабельности продаж говорит о росте прибыли на 1 рубль выручки. Так на 1 рубль выручки приходится 11 копеек прибыли.
Маржинальный доход за счет снижения переменных затрат вырос на 3,08% и стал составлять 26141,2 тыс. руб. Доля маржинального дохода так же выросла и стала составлять 52,5%. Данные тенденции являются положительными, так как увеличивается доля выручки, которая идет на увеличение прибыли.
Точка безубыточности незначительно сократилась и стала составлять 40370,16 тыс. руб. Однако, запас финансовой прочности увеличился на 15,23% и стал составлять 18,9%. Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем степени финансовой устойчивости.
В плановом периоде произошло снижение эффекта операционного рычага на 13,22% и он стал составлять 5,29%. Снижение эффекта операционного рычага говорит об общем снижении риска деятельности. Так как теперь снижение выручки от продаж окажет меньшее воздействие на снижение прибыли от продаж.
Как видно из табл. 3.1, финансовые показатели по продаже самого выгодного продукта так же выросли. Произошел рост прибыли от продаж, которая теперь составляет 3158,43 тыс. руб. Соответственно, показатели рентабельности тоже увеличились. Так рентабельность продаж стала составлять 50,5%, что говорит об увеличении прибыли на 1 рубль выручки от продажи данного продукта. Рентабельность продукции так же выросла и стала составлять 102%.
Запас финансовой прочности по данному продукту увеличился и стал составлять 69,6%. Эффект операционного рычага снизился. Теперь он равен 1,436 пункта. Снижение эффекта операционного рычага – положительная тенденция, так как снизился риск продажи данного автомобиля.
3.2. Прогнозирование отчетности методом оборачиваемости
Метод оборачиваемости – один из методов прогнозирования финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Прогнозирование отчетности предприятия начинается с прогноза отчета о прибылях и убытках, так как выручка является определяющим критерием при прогнозе большинства показателей отчетности.
Предположим, что темп прироста объема продаж составит 21%. Финансирование оборотных активов происходит умеренным методом, то есть размер краткосрочных обязательств равен сезонной потребности в оборотных активах. Это означает, что краткосрочные обязательства используются только в периоды активизации деятельности. Данная политика приводит к снижению финансовых рисков и достаточно эффективному использованию капитала.
Как видно из табл. 3.2, выручка увеличится на 10508,6 тыс. руб. или на 21%. При этом себестоимость вырастет на 8,58% или на 3934,2 тыс. руб. Темп роста выручки больше, чем темп роста себестоимости. Это обуславливается тем, что в себестоимости вырастут только переменные затраты, постоянные затраты останутся на прежнем уровне.
Таблица 3.2
Прогнозный отчет о прибылях и убытках ОАО «Псковоблгазстрой»
( за 2011-2012 г.г.)
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
Темп прироста, % |
Выручка |
50041 |
60550 |
21 |
Себестоимость |
45877 |
49811 |
8.58 |
Прибыль (убыток) от продаж |
4164 |
10738 |
157.89 |
Проценты к уплате |
413 |
413 |
0 |
Прочие доходы |
648 |
648 |
0 |
Прочие расходы |
3014 |
3014 |
0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1385 |
7959 |
474.69 |
Текущий налог на прибыль |
277 |
1592 |
474.69 |
Чистая прибыль (убыток) |
1108 |
6368 |
474.69 |
Нераспределенная прибыль |
1108 |
6368 |
474.69 |
Информация о работе Совершенствование текущей политики управления ОАО «Псковоблгазстрой»