Совершенствования структуры управления финансовой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: исследовать механизм организации финансовой работы на предприятии. В достижение поставленной цели я определяю следующие задачи исследования:
- изучить содержание и основные принципы организации финансовой работы на предприятии;
- ознакомиться со структурой и основными функциональными обязанностями отдельных финансовых служб предприятия;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Экономическая сущность организации финансовой работы на предприятии.............................................................................................................5
1.1 Основные принципы организации финансовой работы на предприятии....5
1.2 Структура и функции финансовых служб предприятия..............................11
2. Анализ организации финансовой работы на предприятии Дизайн-студии «Евромебель».........................................................................................................18
2.1 Характеристика организационно-экономической структуры предприятия...........................................................................................................18
2.2 Резервы роста финансовых показателей деятельности предприятия.........25
3. Направление совершенствования структуры управления финансовой службы....................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................39

Файлы: 1 файл

Финансы организаций.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из табл. 2.6. на анализируемом предприятии увеличилась продолжительность оборота активов, при чем в совокупных активах в 2 раза на 23,6 дней, оборотных активах – на 55,3 дня, в запасах на 51,99 дня, в дебиторской задолженности на 0,68 дней и денежной наличности на 0,4 дня.

Одной из причин ухудшения состояния предприятия и замедления оборачиваемости является увеличение объемов производственных запасов. Производственные запасы, выполняя важную роль в организации производства, вместе с тем представляют собой часть средств производства в данный момент не участвующих в процессе производства. Таким образом, их сокращение за счет вовлечения в производство ведет к повышению эффективности использования оборотных средств. Однако для обеспечения непрерывности процесса производства уменьшение оборотных средств в производственных запасах может быть осуществлено лишь при наличии возможности более быстрого их обновления или относительного снижения потребностей производства путем сокращения материальных затрат на единицу продукции.

Анализ использования оборотных средств показывает, что более быстрое возобновление запасов может быть обеспечено за счет совершенствования материально-технического снабжения, ускорения и удешевления перевозок, улучшения организации складского хозяйства на основе его механизации и автоматизации, внедрения электронно-вычислительной техники.

Совершенствование материально-технического снабжения в целях максимального сокращения производственных запасов зависит от масштаба предприятия, его потребности в тех или иных видах материалов и сырья и специфики производства.

Так, при постоянном потреблении какого-либо вида сырья и (или) материалов в больших размерах для ускорения оборота, естественно, является прямые длительные экономические отношения между поставщиком потребителем сырья и материалов. Такие отношения позволяют установить твердые сроки и размеры поставок, наиболее выгодные и удобные для обоих предприятий, путем налаживания согласованного ритма производственных процессов.

В то же время на предприятии всегда имеются определенные виды вспомогательных материалов, запасных частей, малоценных предметов, которые потребляются в относительно небольшом количестве. Применительно к таким видам материалов и т.д. следует придерживаться иной политики: если это не обусловлено производственной необходимостью, не стоит запасаться ими, поскольку это ведет к значительному росту запасов в целом.

Одним из важнейших направлений в совершенствовании деятельности отделов предприятия по улучшению использования материалов и сокращению запасов является повышение уровня обоснованности планирования и оперативности в работе сверхнормативных и излишних для предприятия товарно-материальных ценностей.

На Дизайн-студии «Еврoмeбeль» наблюдается относительная неритмичность поставок сырья и материалов, кроме того, обеспеченность производственными запасами в некоторые месяцы 2014 г. значительно превышает необходимое количество используемого сырья и материалов.   Можно, конечно, отметить, что превышение запасов над потребностью в эти месяцы компенсируется недостаточным поступлением в другие. Однако при сравнении недостатка и превышения, обнаружилось, что в целом в 2014 г. имелось превышение над необходимостью на 58850 тыс. руб. Таким образом, было излишне вовлечено в производственные запасы 158850 тыс. руб. средств предприятия. Рациональное поступление сырья и материалов в запасы позволило бы иметь годовую оборачиваемость производственных запасов в 93,64, а не 97,4 дней:

Пз = (4125883,5 – 158850)*360 / 15250148= 93,64 дней.

Кроме того, ускорению оборачиваемости на анализируемом предприятии может способствовать снижение нормы запасов в днях. Для ускорения оборота оборотных средств в производственных запасах важное значение приобретает механизация и автоматизация складского хозяйства. На многих предприятиях разгрузка прибывших грузов осуществляется достаточно медленно. В результате, ускорение оборачиваемости, достигнутое на одном этапе, например, ликвидация сверхнормативных запасов, поглощается замедлением на последующем, то есть разгрузке грузов, и не дает эффекта в целом.

Применение прогрессивной технологии складской переработки грузов и высокоэффективного оборудования позволяет увеличить оборот действующих складских помещений и площадей. Одновременно снижаются затраты на зaгoтoвительнo-cклaдcкиe операции, относимые на стоимость заготовляемых материалов. Таким образом, не только ускоряется оборот, но и снижается потребность в оборотных средствах за счет снижения стоимости производственных запасов.

Таким образом, существенными резервами ускорения оборачиваемости выступают оптимизация соотношения необходимых сырья и материалов с их наличием, а также снижение норм запасов в днях.

На Дизайн-студии «Еврoмeбeль» на 01.01.2015 г. изношенность оборудования выше 80%, что, естественно, оказывает влияние на производство продукции, ее себестоимость.

С целью решения данной проблемы предприятием проводятся активные мероприятия по внедрению современных лecoпeрeрaбaтывaющиx станков и освоению новых прогрессивных технологий, направленные на увеличение надежности, долговечности и улучшение эксплуатационных характеристик продукции. В настоящее время Дизайн-студиz«Еврoмeбeль» - это современное предприятие, обладающее современным оборудованием и современными технологиями. В результате предприятие хорошо известно, как производитель качественной корпусной и мягкой мебели.

3 Направление совершенствования  структуры управления финансовой  службы

 

Не вызывает сомнений тот факт, что роль финансовой службы возросла и усиливается с развитием рыночных отношений. В настоящее время необходимы финансовые отделы, в обязанность которых вменяются задачи формирования рациональной структуры капитала, оценки обеспеченности предприятия оборотными средствами, управления денежными потоками, проведения финансового анализа, поиска источников финансирования, бюджeтирoвaния и др.

Для улучшения организации работы и координации деятельности финансовой службы я рекомендую оптимизировать организационную структуру этой службы. Для этого требуется упорядочить и четко разграничить функциональные задачи финансовой службы и отразить это в ее организационной структуре. Также нужно предусмотреть в составе финансово-экономической службы должности специалистов по финансовому планированию, проведению текущего операционного анализа, оценке привлекательности инвестиционных проектов, составлению бюджета предприятия, оценке различных источников финансирования, т.е. должности финансистов или финансовых менеджеров, а также специалиста по налогообложению.

Следующим этапом я рекомендую использовать следующую структуру управления финансами приведенную на (рис. 3)

Такая организационная структура управления финансами позволяет оптимизировать финансовые потоки, возникающие в результате производственно-финансовой деятельности предприятия.

 

Рис. 3. Организационная структура финансово-экономической службы промышленного предприятия

В предложенной мной структуре бухгалтерия отвечает главным образом за выбор учетной политики и организацию учетной деятельности. Она также ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. Кроме традиционных функциональных подразделений в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета.

Налоговая служба входит в состав бухгалтерии по следующим причинам: во-первых, из за того что все формы финансовой отчетности — баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. — формируются в бухгалтерии, во-вторых, по характеру своей деятельности налоговая служба — учетное подразделение, в-третьих, необходимы рациональные ограничения количества отдельных подразделений в составе экономической службы. Бухгалтерией собираются также сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные-переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности». Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаше относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты — объем — прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому в представленной организационной структуре учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы. По мнению автора работы, этот подход к разграничению функций представляется более правильным, поскольку планирование показателей производственной деятельности, сопоставление их плановых и фактических значений должны осуществляться одной службой.

В рекомендуемой мной организационной структуре финансовая служба, возглавляемая начальником отдела, выделена в отдельную структурную единицу. Финансовый отдел находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по экономике и финансам. Такое положение отдела продиктовано требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. В рыночной экономике задачи, решаемые финансовым отделом, имеют высокую значимость для предприятия. В компетенцию отдела должны входить:

- поиск источников финансирования  производства;

- управление структурой капитала  предприятия;

- оценка наличия и достаточности  оборотных средств;

- отслеживание поступления выручки;

- управление дебиторской и кредиторской задолженностью;

- проведение анализа соответствия  имеющихся у предприятия средств  его финансовым обязательствам;

- финансовое планирование и  прогнозирование;

- привлечение и управление краткосрочными  кредитами и финансовыми вложениями;

- участие в составлении бюджета  предприятия;

- осуществление финансового анализа;

- оценка экономической эффективности  инвестиционных проектов.

Экономическая служба, возглавляемая главным экономистом, включает в себя планово-экономический отдел и отдел организации труда и заработной платы. Деятельность планового отдела связана с решением следующих задач: планирование производственной деятельности и связанных с ней расходов, анализ фактических данных по объему и издержкам производства, выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей и нормативов. Эта служба разрабатывает пути и методы снижения затрат, подготавливает решения по ценообразованию на различные виды продукции, совместно с другими структурными подразделениями является разработчиком бизнес-планов предприятия, собирает и ведет отчетные документы о его производственной деятельности, определяет и отслеживает прибыль, полученную от производства и реализации продукции. Планируемая и фактическая прибыль служит объектом пристального внимания планового отдела. Отсюда вытекает целесообразность проведения анализа текущего экономического состояния предприятия именно в этом отделе. Служба, в которой разрабатывались планы и отслеживались фактические результаты производственной деятельности, должна быть местом проведения операционного анализа, аналитической работы по оценке итоговых показателей в сравнении с плановыми.

В непосредственной связи с плановым отделом находится отдел организации труда и заработной платы. Его функциональное назначение — организация, нормирование и учет затрат труда на предприятии. Отдел проводит обоснование расценок на производственные операции, учитывает и анализирует трудовые затраты.

Безусловно, экономическая служба не в состоянии обособленно проводить планирование производства или готовить отчетность. В этой работе важна связь с производственными отделами, маркетинговой и технической службами предприятия. В процессе подготовки отчетности и проведения анализа экономистам необходимо взаимодействие с бухгалтерией и финансовым отделом, отделом сбыта.

Я считаю, что данные мной рекомендации по улучшению работы предприятия будут эффективны.

В целом, можно сделать выводы о том, каким условиям должна отвечать схема управления финансами на Дизайн-студии «Еврoмeбeль»:

- руководство финансовой службой предприятия должен возглавлять заместитель директора по экономике и финансам — лицо, несущее полную ответственность за управление денежными потоками предприятия;

- определение основных функций  финансового отдела таких, как  управление денежными потоками; проведение анализа и оценки состояния предприятия; финансовое планирование и прогнозирование; оценка инвестиционных проектов;

- организация в рамках финансового  или планово-экономического отделов  аналитической службы для проведения периодического сопоставимого анализа финансово-экономического состояния предприятия, сопоставления запланированных показателей с фактическими;

- включение в состав экономической  службы (отдела внешнеэкономических  связей) ОВЭС, поскольку планирование  перспективной деятельности и обеспечение производства заказами требуют экономического обоснования.

Основная роль в процессе управления финансами предприятия отводится заместителю директора по экономике и финансам (иначе: финансовому директору), который непосредственно подчиняется директору предприятия. Это ключевая фигура, отвечающая за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием. К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам относится решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия.

Назовем некоторые из них:

- выбор схем управления службой;

- путей и способов их совершенствования;

Информация о работе Совершенствования структуры управления финансовой службы