Современное состояние бюджетной системы РФ, принципы её построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения, бюджетную классификацию Российской Федерации. Выделить федеральный бюджет Российской Федерации, как ведущее звено бюджетной системы. Выявить основные проблемы бюджетной системы Российской Федерации. Рассмотреть главные показатели бюджетной системы страны, обеспечить прозрачность бюджетной системы, найти решение стратегических задач. Разработать перспективы развития бюджетной системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации. Глава 1.1 Понятие бюджетной системы Российской Федераци………………………….…4-5
Глава 1.2 Структура бюджетной системы
Российской Федерации……………………………………………………5-7
Глава 1.3 Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной
системы Российской Федерации…………………………………………7-20
Глава 2. Принципы построения бюджетной системы
Российской Федерации……………………………………………………21-26
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации. Глава 3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………27-28
Глава 3.2 Перспективы развития бюджетной системы
Российской Федерации……………………………………………………28-30
Заключение…………………………………………………………………31-32
Список использованной литературы……………………………………..33-34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 257.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации. Глава 1.1 Понятие бюджетной системы Российской Федераци………………………….…4-5

Глава 1.2 Структура бюджетной системы

Российской Федерации……………………………………………………5-7

Глава 1.3 Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной

системы Российской Федерации…………………………………………7-20

Глава 2. Принципы построения бюджетной системы

Российской Федерации……………………………………………………21-26

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации. Глава 3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………27-28

Глава 3.2 Перспективы развития бюджетной системы

Российской Федерации……………………………………………………28-30

Заключение…………………………………………………………………31-32

Список использованной литературы……………………………………..33-34

 

Введение

С переходом экономики  страны на рыночные отношения бюджетная  система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения, в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации в настоящее время  она состоит из трех уровней:

1. федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2. бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты.

Традиционно под бюджетной  системой понимают основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве, регулируемую норами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального  и местного.

Структура бюджетной системы  обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление  его на составные части и система  взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром  и территориальными образованиями.

Целью данной работы является рассмотреть структуру бюджетной  системы Российской Федерации, принципы ее построения, бюджетную классификацию  Российской Федерации. Выделить федеральный  бюджет Российской Федерации, как ведущее  звено бюджетной системы. Выявить  основные проблемы бюджетной системы  Российской Федерации. Рассмотреть  главные показатели бюджетной системы  страны, обеспечить прозрачность бюджетной  системы, найти решение стратегических задач. Разработать перспективы  развития бюджетной системы.

 

Глава 1. Бюджетная  система Российской Федерации

Глава 1.1 Понятие  Бюджетной системы Российской Федерации

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Центральное место в финансовой системе занимает бюджетная система. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке  понятия «бюджет», что обусловлено  многогранностью бюджета как  явления.

В приложении к публичным  финансам под бюджетом (от англ. budget -- сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

Как экономическая категория, бюджет рассматривается как система  экономических (денежных) отношений  между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования  особого централизованного фонда  денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

В ряде исследований под  термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная  в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного.

 

Глава 1.2 Структура  бюджетной системы Российской Федерации

 

Структура бюджетной системы  обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление  его на составные части и система  взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром  и территориальными образованиями.1 В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (см. Приложение А):

(1) федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

(2) бюджетов субъектов  РФ (региональных бюджетов) и бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

(3) местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская  Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский  край, Камчатский край, Краснодарский  край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская  область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская  область, Калужская область, Кемеровская  область, Кировская область, Костромская  область, Курганская область, Курская  область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская  область, Новгородская область, Новосибирская  область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ Конституция РФ ст. 65..

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).2 Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 

Глава 1.3 Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации

Ведущее звено бюджетной  системы Российской Федерации - федеральный  бюджет; с его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.

Федеральный бюджет есть форма  образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечений  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.3

Федеральный бюджет -- ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой  форму образования и использования  централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении  совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета  выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается  экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование  и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и  значение государства возрастают, увеличиваются  и затраты на содержание государственных  органов управления. Это связано  с изменением содержания и расширением  функций государства и органов  управления государством (образованием института президентства, федеральных  округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Право Российской Федерации  на самостоятельный федеральный  бюджет закреплено в Конституции  РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  в Российской Федерации формируется  централизованный финансовый (денежный) фонд -- федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

"В ведении Российской  Федерации находятся: федеральный  бюджет, федеральные налоги и  сборы, федеральные фонды регионального  развития" ст. 71 Конституции Российской  Федерации.

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и  перераспределение внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы  бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией  иностранным государствам, размеры  заимствований устанавливаются  Федеральным законом об утверждении  федерального бюджета на финансовый год.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета -- главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач  федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Информация о работе Современное состояние бюджетной системы РФ, принципы её построения