Современной международная валютная систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование современной международной валютной системы, также известной, как Ямайская, ее эволюции, особенностей, структуры и происходящих в валютной системе процессов.
Исследование предполагает постановку и решение следующих задач курсовой работы:
– Раскрыть значение валюты в международных экономических отношениях и дать представление об особенностях и этапах развития мировой валютно-финансовой системы, а также о ведущей организации современной международной валютно-финансовой системы (МВФС) – Международном валютном фонде.
– Показать значение валютного курса для оценки положения стран в МВФС, раскрыв причины, его колебаний в зависимости от политики правительства и конъюнктуры мирового рынка.
– Дать понятие международного валютного рынка и рассмотреть основные международные валютные операции.
– Проанализировать роль интеграции России в МВФС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Историческое развитие мировой валютной системы 6
1.2 Международный валютный фонд – ведущий институт современной МВФС 21
Глава 2. СТОИМОСТЬ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫЙ КУРС 26
2.1 Основные характеристики валютного курса 26
2.2 Факторы, влияющие на валютный курс 28
Глава 3. ОПЕРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ 31
3.1 Сущность международного валютного рынка 31
3.2 Международные валютные операции 33
Глава 4. ИНТЕГРАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Jamaica Currency System.docx

— 71.11 Кб (Скачать файл)

События нарастали, как снежный  ком: в следующем 1972 году Ричард Никсон стал первым президентом США, посетившим Китай. Вашингтон официально признал, что Тайвань является частью Китая. Тут же и более мелкие «империалистические  хищники» пересмотрели свою политику в отношении Тайваня и Китая. Пекин ударными темпами входил в  русло западной политики, ни капли  не меняя своего политического устройства. Тотальное засилие коммунистической идеологии в Китае ничуть не смущало США и их партнеров. Главное, что был найден выход из экономического тупика, который попал западный мир. Золотое содержание доллара можно было отменять со спокойной совестью: экономический «громоотвод» в виде десятков миллионов трудолюбивых китайцев, готовых работать за гроши, был найден.

В марте 1973 года мировые деньги окончательно становятся цветной бумагой, а в Китай начинается экспансия  западного капитала, последствия которой мы все еще ощущаем, заходя в магазин. Именно в этот период в Китае начался безудержный рост капиталовложений и инвестиций. Большинство западных корпораций начало строить там свои заводы. На сегодняшний день складывается впечатление, что чуть ли ни все, что мы видим в магазинах, производится именно там.

Далее все катилось по накатанной колее: в 1978 году США объявили о прекращении  дипломатических отношений с  Тайбеем и официально признали принцип «одного Китая». Вашингтон, правда, сохранил за собой право поддерживать культурные, торговые и другие неофициальные отношения «с народом Тайваня». Контроль над мятежным островом оставался за американцами, несмотря на видимую его полную «независимость». 1 января 1979 года Китай и США установили дипломатические отношения, а американцы вывели свои войска с Тайваня. Следом за этим китайский лидер Дэн Сяопин совершил первый в истории двусторонних отношений визит в Вашингтон. В 1980 году началось полномасштабное сотрудничество двух стран в военной сфере.

Однако было бы верхом наивности  полагать, что столь заметное улучшение  отношений было хоть на один процент  продиктовано взаимными симпатиями. Ничего, кроме голого расчета, политиками двух стран не двигало. Помогая друг другу, каждая из договаривающихся сторон готовилась при первом же удобном  случае взять партнера за горло. Не прошло и 10 лет со дня установления дипломатических отношений США  и Китая, как последний чуть не был уничтожен путем «оранжевой революции». Логика американцев становилась  все более понятной: решить свои долларовые проблемы, построить в  Китае заводы, а потом путем  «народной революции» присоединить Китай к Тайваню, являющемуся  марионеткой. Таким образом, рост китайской  экономики оказывался подконтрольным, а проблемы американской – решеными.

Современный этап существования Ямайской валютной системы характеризуется рядом особенностей.

1. За счет бывших социалистических  стран, которые присоединились  к соглашению 1976–1978 гг. и вступили  в МВФ в конце 80-х – начале 90-х гг., расширилось количество государств-участников. Рухнувший соцлагерь дал возможность ввезти туда огромное количество необеспеченных ничем долларов США, тем самым отсрочив крах Ямайской МВФС на 20-30 лет. США нашла спрос на доллары в лице граждан бывшего соцлагеря, ускорила рост своей экономики (так называемая «рейганомика» была успешна засчет бедности, возникшей в России и странах Восточной Европы в начале 90-х), и снизила инфляцию, избавивишись от ненужной денежной массы.

2. Хозяйственные трудности  развивающихся стран и переходных  экономик вызвали обострение  нестабильности на мировых валютных  рынках. А значит, свою валюту граждане развивающихся стран готовы были менять на доллары, увеличивая его курс и значение на мировой арене.

3. Развиваются процессы  информатизации и компьютеризации валютно-расчетных отношений, ускоряющие финансовые операции.

4. Возросло значение международных  организаций и интеграционных  группировок в регулировании  валютно-финансовой сферы.

В Европе в это время, понимая  опасность существования одной  резервной валюты, создавалась Европейская  валютная система. За прошедшие двадцать лет, с момента создания в 1979 г., ЕВС окрепла и в настоящее время прошла следующую стадию своего развития – ликвидации национальных валют государств – членов ЕС и введения универсальной денежной единицы евро.

Денежной единицей в ЕВС  был экю, условная стоимость которого определяется по методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского Союза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с 1 января 1999 г. к единой валюте стран ЕС – евро. Валютная система России находится в стадии формирования. Ее основой является рубль, который после обособления, а фактически отделения РФ от денежно-кредитных систем республик бывшего СССР постепенно превратился в частично конвертируемую валюту по текущим операциям с сохранением ряда валютных ограничений.

 

1.2. Международный валютный фонд – ведущий институт

современной МВФС

 

Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)), созданный в 1945 г. по решению конференции в Бреттон-Вудсе, начал осуществлять операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специализированным учреждением ООН, сочетающим в своей деятельности регулирующие, консультативные и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ – проблемы мониторинга валютной политики стран – членов фонда, которых в настоящее время насчитывается 181. Штаб-квартира Фонда расположена в Вашингтоне.

МВФ является институциональной  основой современной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организацию, осуществляет определенный денежный взнос – подписную квоту, которая подлежит пересмотру каждое пятилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует доли страны в мировом ВВП и определяет количество голосов, которое закрепляется за ней в Фонде, выступающем, с точки зрения экономики, как международное акционерное общество. Распределение голосов означает на сегодняшний день преобладание нескольких государств: 17,7% голосов приходится на США, по 5,5% – на Германию и Японию, по 4,9% – на Великобританию и Францию, 3,4% – на Саудовскую Аравию, 3,1% – на Италию, 2,9% – на Россию. Структура МВФ включает Совет управляющих – высший орган, состоящий из представителей стран – членов фонда и их заместителей, назначаемых своими государствами на пять лет. Обычно в этом качестве выступают министры финансов или главы центральных банков. Форма работы Совета – ежегодные сессии.

Вся текущая деятельность МВФ направляется Исполнительным советом, которому Совет управляющих вправе передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например, прием новых членов, пересмотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет включает в свой состав директора-распорядителя и 24 директора-исполнителя. Он проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет по развитию и Комитет по статистике платежных балансов, в компетенцию которых входит осуществление специфических функций.

Источниками финансирования МВФ, кроме членских взносов, являются займы у наиболее развитых стран  мира (так называемая "группа 10", к которой с 1984 г. присоединилась Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным соглашением о займах. В настоящее время собственный капитал МВФ достигает 290 млрд. долл. Важнейшая функция Фонда – кредитование правительств на льготных условиях по различным взаимосогласованным средне- и долгосрочным программам с целью содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса. Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соответствующего члена МВФ. Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и колеблется в пределах 6–8% годовых, что существенно ниже уровня многих коммерческих банков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ бывают:

• в размере до 25% квоты (так называемой резервной доли). Как правило, такой кредит предоставляется сроком на 1 год, с возможностью продления до 4–5 лет;

• в расширенном варианте – до 300% национальной квоты (обычно в течение трех лет),

• в виде компенсационных или экстренных выплат из специальных фондов;

• в форме финансирования буферных (сырьевых) запасов;

• через Фонд структурной перестройки, созданный в 1987 г. для стран с низким уровнем душевого дохода

Использование страной ресурсов МВФ сопровождается принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения валютно-финансовой политики, согласованной и патронируемой этой организацией. Стандартный механизм кредитования предусматривает заимствование (покупку) нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. В свою очередь, возврат кредитов для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выкупе с расчетом в СКВ. Международный валютный фонд оказывает также техническое содействие своим членам и занимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Вашингтоне со специализацией по финансовому анализу, статистике и бухучету. Большой интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания Фонда.

Россия стала членом МВФ  в 1992 г. За прошедшие годы суммарный  объем кредитов, полученных нашей  страной по линии Фонда, достиг более 12 млрд. долл. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. сделал Россию на долгие годы должником МВФ без всякой возможности рассчитаться по долгам в ближайшие годы. Долги перед МВФ были погашены только в середине 00-х во время «нефтяного бума».

МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий МВФ (оно и понятно - сколько голосов имеет США вместе со своими саттелитами в МВФ написано выше) и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций (рекомендации МВФ, по сути, никогда не помогали ни одному государству выйти из любого кризиса, а даже усугубляли положение).

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях  Фонда распределяются пропорционально  взносам. Для одобрения решений  Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда.

МВФ предоставляет займы  с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий - железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п. Губительность этих требований для любой страны очевидна.

По утверждению Мишеля Чосудовского, спонсируемые МВФ программы с тех пор последовательно продолжали уничтожение индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Этот начальный раунд реструктуризации заложил её основы. В течение 1980-х годов МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии», тогда как югославская экономика медленно впадала в кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году — со всеми предсказуемыми социальными последствиями.

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга  и решение проблем, вызванных  выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое  выравнивание регионов, что привело  к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов население и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

 В 80-ые годы из-за  резкого падения цен на нефть  рухнула мексиканская экономика.  МВФ стал действовать: кредиты  выдавались в обмен на масштабную  приватизацию, сокращение государственных  расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд. долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом  выплачивать внешний долг в иностранной  валюте ведёт к ориентации экономики  исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).

Информация о работе Современной международная валютная систем