Современные тенденции государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
2. анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
3. оценка влияния государственного долга на экономику России.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Государственный долг в системе рыночных отношений. - 7 -
1.1. Эволюция государственного долга РФ. - 7 -
1.2 Объективная необходимость, сущность и значение государственного долга - 13 -
1.3 Классификация государственного долга - 19 -
2. Современные тенденции государственного долга РФ - 24 -
2.1 Анализ состава, структуры и динамики внутреннего долга - 24 -
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ - 29 -
3.Управление государственным долгом РФ - 38 -
3.1 Понятие, задачи и методы управления государственным долгом - 38 -
3.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом - 44 -
3.3. Современные проблемы и перспективы управления государственным долгом в РФ - 49 -
Заключение - 53 -
Список использованных источников - 54 -

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому  вопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Ежегодно правительством подготавливается программа государственных внешних заимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает 100 млн. долл.

Ограничителем размеров внешних заимствований может  служить установка на поддержание  в определенных пределах показателей  долговой зависимости, используемых в  мировой практике, в том числе  на основе сопоставления  задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Недавно достигнута беспрецедентная  долгосрочная (на 25 лет) реструктуризация задолженности перед иностранными государствами (Парижский клуб, общая сумма долга которому составляет около 40 млрд. долларов, реструктуризуемая часть - 37,6 млрд.) и банками (Лондонский клуб, долг которому достигает 25 млрд. долларов), которая явилась, по общей оценке, крупнейшим достижением российской экономической дипломатии.

Однако проблема требует  постоянного внимания и контроля. Посильность к тому времени погашения  долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопления валютных резервов.

Особого внимания требует  ограничение наращивания нового долга. Целесообразно также использовать при необходимости такую форму  уменьшения задолженности, как продажа в обмен на долг части акций российских предприятий.[9]

 

1.2 Объективная необходимость, сущность и значение государственного долга

Трактовка государственного долга и государственного кредита  в экономической литературе неоднозначна. В финансово-кредитном энциклопедическом словаре государственный кредит представлен как «совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком является государство, а кредиторами физические и (или) юридические лица»[1] В этом же издании государственный долг определён как «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений, в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».[2]

Обе трактовки не лишены недостатков. В первом случае наблюдается  узость трактовки государственного кредита, так как государство  в рамках кредитных отношений  может выступать не только заёмщиком, но и кредитором, а в приведённой выше дефиниции государство определено только как заёмщик. Во втором случае в определении государственного долга приведён его состав в соответствии с Бюджетным Кодексом, но не раскрыто экономическое содержание.

В более раннем издании  финансово-кредитного словаря даётся следующее определение государственного долга: «Государственный долг – сумма  задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая  начисленные по ним проценты».[3]

 В учебнике под редакцией проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти даётся расширенная трактовка государственного долга: «Государственный долг – это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики».[4]

 В этом же учебнике  государственный кредит представлен  как «… совокупность финансовых  отношений, где одной из сторон  является государство, а кредиторами  или заёмщиками – физические  и юридические лица».[5]

На мой взгляд, трактовка  государственного долга как численного выражения задолженности государства  является односторонней. Так же, как  и государственный кредит, государственный  долг необходимо рассматривать не только как сумму обязательств государства, но и как совокупность финансовых отношений. Нам представляется более правильной следующая трактовка государственного кредита и государственного долга.

Государственный кредит является системой финансовых отношений  между государством, выступающим  в качестве кредитора и заёмщика, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны.

Государственный кредит реализуется в трёх основных формах:

1. Государство является  кредитором.

2. Государство является  заёмщиком.

3. Государство выступает в качестве гаранта или поручителя по обеспечению выполнения долговых обязательств третьих лиц.

Вторая и третья формы  представляют собой государственный долг. Государственный долг – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств.

В экономической литературе рассматриваются различные функции государственного кредита и государственного долга. Так, например, А.М. Бабич и Л.Н. Павлова выделяют три функции государственного кредита:

1. перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности;

2. регулирующая;

3. учёт и контроль за целевым и рациональным использованием

кредита, выделяемого  государством.6

Проф. М.В. Романовский  и проф. О.В. Врублевская рассматривают следующие функции государственного кредита:

1. Образование денежных  фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов кредитования.

2. Использование денежных  фондов – функция, вытекающая  из необходимости возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, то есть погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам.

3. Контроль – функция  государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.[7]

В мировой практике под  внешним долгом понимается долг иностранным организациям, государствам и отдельным лицам, то есть критерием деления долга на внешний и внутренний является сфера (место) заимствования, а не валюта обязательств. [8]

Ещё одним признаком  классификации государственного долга являются уровни государственной власти. В соответствии с этим признаком различают государственный долг центрального правительства и долг субъектов Российской Федерации. Сумма долгов центрального правительства и субъектов Российской Федерации называется общим государственным долгом. В зарубежной практике в общегосударственный долг включаются также долги местных органов власти и государственных предприятий.[8]

В экономической литературе не всегда разделяются понятия общегосударственного долга и долга центрального правительства, иногда эти понятия идентифицируют, что вызывает сложности при анализе показателей государственного долга в динамике и их сравнении.

В Бюджетном Кодексе  в государственный долг включаются обязательства Российской Федерации без выделения её субъектов, в законах о федеральном бюджете в разные годы определялась предельная величина государственного долга как с выделением, так и без выделения долга субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо уточнить законодательно состав государственного долга по уровням государственной власти и определить понятие «общегосударственный долг».

По сроку привлечения  средств различают три вида государственных займов:

- краткосрочные (сроком до одного года),

- среднесрочные (на срок от одного до пяти лет)

- долгосрочные (на срок более 5 лет).

За рубежом выделяют также бессрочные займы, так, например, в США существовали так называемые консоли, срок погашения которых не определялся.

По характеру выплачиваемого дохода различают выигрышные и процентные займы, займы с нулевым купоном.

По объёму расходов на выплату государственного долга различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный долг состоит из всех принятых и непогашенных государством долговых обязательств с начисленными на них процентами. Текущий долг включает выплаты основного долга и процентов кредиторам государства по долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

По методу определения  дохода различают два вида долговых обязательств: с твёрдо установленным и плавающим доходом.

Экономическая наука  также не даёт однозначных ответов  на вопросы о возможности и необходимости использования государственного долга и государственного кредита.

Так, А. Смит и Д. Риккардо в своих ранних трудах рассматривали государственный кредит как отрицательное явление. Они считали государственный кредит крайней мерой и предлагали использовать его лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие возможности привлечения дополнительных средств. Д. Рикардо писал, что государству выгоднее увеличить прямые налоги, чем прибегать к государственному кредиту. Он считал, что население должно само нести бремя своих долгов, а не перекладывать их на следующие поколения.

Другой позиции придерживался известнейший английский экономист Дж. Кейнс и его последователи во многих странах (США – А. Хансен. С. Харрис; Великобритания – Р. Харрод, А. Илерсик, А. Пикок; Франция – Ф. Перру; Германия – Ф. Неймарк и др.) Неокейнсианцы отстаивали идею «дефицитного финансирования» как способ достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость увеличения государственных расходов, не считаясь с ростом государственного долга. Однако огромные бюджетные дефициты и рост государственного долга, приобретающие хронический характер, вынудили определённую группу учёных-экономистов, в том числе так называемую стокгольмскую школу (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.), по-новому решать проблему бюджета и государственного долга.

Теоретики этой школы  предложили теорию «циклического балансирования бюджета», т.е. приспособления его доходов и расходов к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефициты, возникшие в период кризиса, излишками, образовавшимися в период подъёма экономики.

Многие экономисты видят  в росте государственного долга  две главных опасности: во-первых, возможность банкротства нации и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. Так, немецкие экономисты Штейн, Дитцель, Небениус считали, что если государство слишком редко пользуется государственным кредитом, то оно вынуждено увеличивать ставки налогов и слишком много средств забирает у своих современников, тем самым недостаточно заботится об интересах населения. С другой стороны, американские учёные К.Р. Макконел и С.Л. Брю считали, что правительство практически всегда сможет выполнить свои обязательства по внутреннему государственному долгу, так как для этого оно может воспользоваться рефинансированием долга, эмиссией денег или увеличением налоговых доходов.

Вопросы использования  государственного кредита не утратили своей актуальности и сегодня. В отечественной литературе широко обсуждаются проблемы государственного долга России.

 

1.3  Классификация государственного долга

Привлекаемые государственные  заимствования формируют государственный  долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

В общем виде государственный  долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей органов  власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату - суммарную величину непогашенных долговых обязательств.

Информация о работе Современные тенденции государственного долга РФ