Современные тенденции государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
2. анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
3. оценка влияния государственного долга на экономику России.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Государственный долг в системе рыночных отношений. - 7 -
1.1. Эволюция государственного долга РФ. - 7 -
1.2 Объективная необходимость, сущность и значение государственного долга - 13 -
1.3 Классификация государственного долга - 19 -
2. Современные тенденции государственного долга РФ - 24 -
2.1 Анализ состава, структуры и динамики внутреннего долга - 24 -
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ - 29 -
3.Управление государственным долгом РФ - 38 -
3.1 Понятие, задачи и методы управления государственным долгом - 38 -
3.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом - 44 -
3.3. Современные проблемы и перспективы управления государственным долгом в РФ - 49 -
Заключение - 53 -
Список использованных источников - 54 -

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Классификация государственного долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следующие:

-экономический признак  (степень охвата совокупности обязательств),

-тип заемщика,

-форма долговых обязательств,

-срочность долговых  обязательств,

-рынок заимствований, 

-тип кредитора, 

-валюта заимствований,

-официальный (бюджетный)  признак.

В зависимости от степени  охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный долг подразделяется на:

- капитальный, 

-основной 

-текущий.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и  непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

 Основной долг —  это номинальная стоимость всех  выпущенных и непогашенных органами  власти долговых обязательств  и гарантированных ими заимствований других лиц.

Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате  доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

По типу заемщика долг делится, например в России, на:

-государственный долг  Российской Федерации,

- государственный долг  субъектов Российской Федерации 

-муниципальный долг.

Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникающих  долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долг органов государственный  власти и органов местного самоуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муниципальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет (ст. 97—100 БК РФ).

По срокам долговые обязательства  подразделяются на:

-краткосрочные (до  одного года),

-среднесрочные (свыше  одного года до пяти лет),

-долгосрочные (свыше  пяти лет).

В России сроки погашения  долговых обязательств ограничены для  Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования — десятью.

В зависимости от рынка  заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним.

Российское бюджетное  законодательство в основу деления  долга на внутреннюю и внешнюю  части закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок).

В Российской Федерации  сейчас действуют два вида бюджетной  классификации долгов: одна - в отношении внутреннего долга, вторая - в отношении внешнего долга и внешних активов.

В составе государственного долга выделяются отдельные его  виды по следующим признакам:

-вид займа,

-вид ценной бумаги,

-недофинансирование  из бюджета как основа признания задолженности,

-источник заимствований, 

-вид долговой деятельности,

-форма долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, такие  виды долгов, как:

-целевой заем 1990 г.,

-государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г.,

-государственный сберегательный  заем.

По видам ценных бумаг  выделяются, в частности, следующие  долги:

-казначейские обязательства, 

-государственные краткосрочные  облигации, 

-государственные казначейские  векселя.

Недофинансирование из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как:

-задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ;

-задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в векселя Минфина РФ;

-задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.

По источникам заимствований  в составе внутреннего долга  выделяется, например, задолженность  по авалированным векселям Агропромбанку.

В зависимости от вида долговой деятельности выделяются такие  долги, как:

-государственные гарантии;

-государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;

-муниципальные гарантии.

Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самостоятельных  видов внутренних долгов выделяются кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации; кредитные соглашения и  договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования.

Государственный внешний  долг и государственные внешние  активы группируются по следующим признакам:

-характер государственной кредитной деятельности,

-субъект кредитной деятельности,

-тип кредитора или заемщика,

-форма долговых обязательств и вид займа.

В результате последовательного  применения этих признаков в составе  долгов России выделяются:

-государственный внешний долг Российской Федерации,

- внешний долг субъекта Российской Федерации,

- внешний долг перед Российской Федерацией.

При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, подразделяются на:

-кредиты правительств иностранных государств,

-Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм,

-кредиты международных финансовых организаций,

-кредиты Центрального банка РФ.

Для субъектов РФ возможность  привлечения кредитов от правительств иностранных государств и Банка  России не предусмотрена.

Государственные внешние  займы Российской Федерации подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний государственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г.), а внешние займы субъекта РФ представлены государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации, выраженными в иностранной валюте.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости  от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных  коммерческих банков и фирм.

 

2. Современные тенденции государственного долга РФ

2.1 Анализ состава, структуры  и динамики внутреннего долга

 

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.[2]

Основная часть внутренней задолженности большинства стран  выражена в государственных ценных бумагах, а портфель долговых обязательств правительства является крупнейшим финансовым портфелем в стране. О емкости внутреннего рынка государственных облигаций судят на основе сопоставления объема государственных ценных бумаг и ВВП. Так, наименее емкими из проанализированных 24 стран являются рынки Аргентины, Гонконга и России, где данное соотношение было ниже 10%, в Китае, Корее и Мексике его значение близко к 20%, в диапазоне от 1/3 до 2/3 ВВП – в большинстве рассмотренных стран (Канаде, Германии, Польше, Великобритании, США и др.), в Италии объем рынка государственных ценных бумаг чуть меньше ВВП (92,4%), а в Японии даже значительно превышает его объем (142,2%).

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:

рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные  государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги;

нерыночные долговые обязательства, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России);

государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

государственный внутренний долг, принятый от бывшего СССР.

Размеры и структура  государственного внутреннего долга  даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Наибольшую долю в  структуре внутреннего долга занимают рыночные долговые обязательства (примерно 80%). На долю нерыночных долговых обязательств приходится около 18%.

На сегодняшний день существует три основных формы покрытия государственного внутреннего долга:

добровольный, рыночный кредит - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном рынке). К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ);

вынужденный (квазирыночный) кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. К таким бумагам относятся облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка;

дружеский (административный) кредит Центрального банка Минфину.

Структура внутреннего  долга РФ состоит из:

Государственных краткосрочных  облигаций (ГКО);

Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные бескупонные  краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются  с мая 1993 г. по поручению Правительства  Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности, которая регулировалась Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.

Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.

Срок обращения ОФЗ  устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались  эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб.

В 2002 году Минфин разместил  ОФЗ с амортизацией долга на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Кроме того, для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных  ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций (ГСО).

К 2008 г. около 300 млрд. руб. приходилось на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1Структура государственного внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах  на 2006-2010 года.

Информация о работе Современные тенденции государственного долга РФ