Становление и развитие финансового контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в эффективности финансового контроля, который является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства, именно поэтому финансовому контролю следует уделять особое внимание.
Объектом исследования является орган государственного финансового контроля – Счетная палата РФ.
Цель работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также проанализировать деятельность Счетной палаты и выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические аспекты финансового контроля 3
1.1 Понятие, виды, формы и методы проведения финансового 4
контроля 4
1.2 Органы финансового контроля и их функции 9
1.3 История развития финансового контроля в России 14
2 Анализ деятельности Счетной палаты РФ 17
2.1 Современное состояние финансового контроля РФ 18
2.2 Анализ деятельности Счетной палаты РФ 19
3 Проблемы и пути совершенствования финансового контроля РФ 26
3.1 Актуальные проблемы повышения эффективности государственного
финансового контроля 26
3.2 Пути совершенствования финансового контроля 33
Заключение 36
Список используемой литературы: 38

Файлы: 1 файл

курсовая пофинансам.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  аграрный университет»

 

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 Становление и развитие  финансового контроля в России

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Экономического факультета

732 группы:

Козлова М.Г.

Проверила преподаватель:

Глотова Н.И.

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2010

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным элементом бюджетного процесса является  финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Значение финансового  контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика   значимость общественного контроля над расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля над распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность данной темы заключается в эффективности  финансового контроля, который является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства, именно поэтому финансовому контролю следует уделять особое внимание.

Объектом исследования является орган государственного финансового  контроля – Счетная палата РФ.

Предметом исследования финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Период исследования – 2000-2009гг.

Цель работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль,  дать характеристику его видов, форм и методов, а также проанализировать деятельность Счетной палаты и выявить  пути совершенствования  финансового контроля РФ.

1 Теоретические аспекты  финансового контроля

1.1 Понятие, виды, формы и методы проведения финансового

контроля

 

Под финансовым контролем  понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – есть важнейшее средство обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности. Финансовый контроль предупреждает  бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах  и формах, с применением различных  методов его осуществления.

Для определения видов финансово контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определённых признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл.1).

Таблица 1 - Основные виды финансового контроля

 

Признак классификации

Виды финансового  контроля

Субъект контроля

 

Объект контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.


 

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

В зависимости от объекта  контроля выделяют такие виды финансового  контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль над деятельностью внебюджетных фондов и др.[5,349 c.]

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового  контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль над правильностью осуществления бюджетного учёта. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учётом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 2).

Таблица 2 - Основные формы финансового контроля

 

Признак классификации

Формы финансового  контроля

Время проведения контроля

 

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Место проведения контроля

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Характер источников контроля

Периодичность проведения контроля

Полнота охвата проверяемых  вопросов

Повторяемость изучения источников контроля

Предварительный, текущий, последующий

 

Внешний, внутренний

 

Камеральный, выездной

Сплошной, выборочный

 

Документальный, фактический

Систематический, периодический, единовр.

Комплексный, тематический, встречный

Первичный, повторный, дополнительный


 

В зависимости от времени  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о бюджете  и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами  казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую  состояние  объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы, положения которых обязательны для их исполнения.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый соответствующей службой внутреннего контроля.

При проведении финансового контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др. [5, 346 с.]

Обследование – это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определённых финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки даёт наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, т.к. предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность. По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические и комплексные. По характеру источников контроля  проводят: документальные проверки и ревизии.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

1.2 Органы финансового контроля и их функции

 

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют органы представительной (законодательной) исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство финансов РФ согласно Положению, утвержденному  Постановлением Правительства РФ от 06.03.98г., является федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе министерства создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась. [2, 155с.]

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:

  • проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
  • контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
  • организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Финансовые органы субъектов  РФ при осуществлении государственного финансового контроля над использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России