Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в эффективности финансового контроля, который является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства, именно поэтому финансовому контролю следует уделять особое внимание.
Объектом исследования является орган государственного финансового контроля – Счетная палата РФ.
Цель работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также проанализировать деятельность Счетной палаты и выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Введение 2
1 Теоретические аспекты финансового контроля 3
1.1 Понятие, виды, формы и методы проведения финансового 4
контроля 4
1.2 Органы финансового контроля и их функции 9
1.3 История развития финансового контроля в России 14
2 Анализ деятельности Счетной палаты РФ 17
2.1 Современное состояние финансового контроля РФ 18
2.2 Анализ деятельности Счетной палаты РФ 19
3 Проблемы и пути совершенствования финансового контроля РФ 26
3.1 Актуальные проблемы повышения эффективности государственного
финансового контроля 26
3.2 Пути совершенствования финансового контроля 33
Заключение 36
Список используемой литературы: 38
В данное время органы федерального казначейства исполняют функции "централизованной бухгалтерии" и расходуют средства федерального бюджета, предназначенные для конечных получателей бюджетных средств, непосредственно со своих централизованных счетов в банке, они могут осуществлять реальный текущий контроль за правильностью расходования этих средств. Попросту говоря, они не исполняют незаконные и сомнительные распоряжения руководителей соответствующих бюджетных организаций. В таком случае органам федерального казначейства нет смысла осуществлять последующий контроль за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета и они практически освобождены от исполнения этой функции.[7, 276 с.]
В то же время контрольные функции Департамента государственного финансового контроля должны быть сохранены в полном объеме. Поскольку органы федерального казначейства начинают уже сами непосредственно распоряжаться средствами федерального бюджета, возникает настоятельная необходимость в контроле над работой самих этих "контролирующих" органов, а Счетная палата Российской Федерации просто не в состоянии охватить их полностью своими контрольными мероприятиями.
В связи с тем, что
Счетная палата Российской Федерации
не имеет своих штатных
Отсюда вытекает и
другой не менее маловажный фактор
повышения эффективности
Поэтому Счетной палате Российской Федерации необходимо шире использовать свои права и привлекать к проводимым ею контрольным мероприятиям другие контролирующие органы. Для этого, правда, надо заранее согласовывать между собой планы контрольно-ревизионной деятельности.
Необходимо также иметь
в виду, что для повышения
При рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной год начинается бесконечный процесс деления денег, которых нет. Пора бы уж всем нам понять, что первична доходная часть бюджета, а не расходная. Потому в первую очередь надо думать о том, как упростить и облегчить работу налоговых инспекторов, чтобы на этой основе повысить эффективность их работы.
Например, у многих коммерческих организаций юридический адрес не совпадает с фактическим. И в Москве можно найти кучу примеров, когда коммерческие организации не состоят на учете в государственной налоговой инспекции по месту своего фактического нахождения. Это еще ничего, если их контролирует другая инспекция по месту их юридического адреса. Но для уточнения этого факта или установления их фактического места нахождения инспектора вынуждены тратить свое драгоценное время.
Намного хуже, если коммерческая организация встала на учет в государственной налоговой инспекции в одном месте, а фактически находится совершенно в другом городе или районе. Тогда уже государственная налоговая инспекция лишний раз эту организацию не проверит, если удастся ее вообще найти.
Особенно непонятно, когда в сегодняшней тяжелейшей ситуации в стране отдельным коммерческим структурам разрешено зарегистрироваться в отдельных экономически свободных зонах.
Поэтому настоятельно необходимо принять федеральный закон о том, что каждая хозрасчетная коммерческая организация должна быть зарегистрирована исключительно по месту своего фактического нахождения.
О том, что коммерческие банки были созданы, в основном, для «прокрутки» бюджетных и внебюджетных средств, сегодня уже никто не сомневается. А государственные внебюджетные фонды были задуманы как надежный источник их «подпитки». Кроме того, в последнее время слишком часто стали встречаться факты подделки банковских документов коммерческими банками, а во главе некоторых из них стали даже мошенники с поддельными документами. Поэтому работники контролирующих органов уже не могут полностью доверять банковским документам.[3, 274 с.]
В связи с этим, для более эффективного использования государственных средств, необходимо восстановить отделения Центрального Банка России во всех городах и районах страны, чтобы средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов доходили до конечных получателей быстро и без потерь.
Проблемы формирования
и использования кадрового
Практика работы органов государственного финансового контроля показала, что только на «большом опыте» номенклатурно-руководящей работы далеко не уедешь. Надо еще иметь и навыки практической работы в сфере контрольно-ревизионной деятельности. В связи с чем в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» и проекте федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» необходимо четко и ясно написать, что работники органов государственного финансового контроля, занимающие высшие и главные государственные должности государственной службы, обязательно должны иметь высшее финансово-экономическое образование и стаж контрольно-ревизионной работы не менее 3-5 лет (соответственно). При этом каждый из них должен проработать на предыдущей должности не менее одного года.
Замещение высших, главных и ведущих должностей в рамках схемы замещения должностей должна осуществляться, как правило, через систему кадрового резерва. Обучение резерва кадров органов государственного финансового контроля осуществляется в рамках государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. При этом приоритетным видом обучения резерва на высшие и главные государственные должности должно быть получение дополнительного высшего профессионального образования по специальности - контроль и ревизия.
Стажировка как форма практической подготовки резерва кадров предназначается для того, чтобы государственные служащие овладели эффективными методами и приемами контрольно-ревизионной деятельности. Стажировка является не только эффективной формой обучения, но и проверкой готовности государственного служащего к исполнению новых должностных обязанностей.[4, 366 с.]
В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности.
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.[13, 508с.]
Важной проблемой
Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.
Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов.[10, 263 с.]
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для финансового рынка страны. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.
Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
1. Гирев В. Н., Землин
А. И. Финансовое право.
2. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 304 с.
3. Романовский М. В., Финансы: учебник / Под ред. проф. М. В.
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России