Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в эффективности финансового контроля, который является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства, именно поэтому финансовому контролю следует уделять особое внимание.
Объектом исследования является орган государственного финансового контроля – Счетная палата РФ.
Цель работы – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также проанализировать деятельность Счетной палаты и выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Введение 2
1 Теоретические аспекты финансового контроля 3
1.1 Понятие, виды, формы и методы проведения финансового 4
контроля 4
1.2 Органы финансового контроля и их функции 9
1.3 История развития финансового контроля в России 14
2 Анализ деятельности Счетной палаты РФ 17
2.1 Современное состояние финансового контроля РФ 18
2.2 Анализ деятельности Счетной палаты РФ 19
3 Проблемы и пути совершенствования финансового контроля РФ 26
3.1 Актуальные проблемы повышения эффективности государственного
финансового контроля 26
3.2 Пути совершенствования финансового контроля 33
Заключение 36
Список используемой литературы: 38
С контрольно-ревизионной работой особых проблем нет. Есть квалифицированные кадры, есть методологии и есть результат. По данным за прошедший год контрольно-ревизионными органами Минфина России в организациях различных отраслей экономики и видов деятельности проведены 49,5 тыс. ревизий и проверок, в том числе бюджетов 33 субъектов Российской Федерации, в ходе которых выявлено различных финансовых нарушений на общую сумму 95,6 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 28,8 млрд. рублей.
По материалам ревизий и проверок в органы федерального казначейства направлено 3,5 тыс. представлений на сумму 4 млрд. рублей. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры 8,7 тыс. материалов ревизий и проверок на 66 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 2,6 тыс. материалов на 10 млрд. рублей.
Значительно хуже, пока, обстоят дела со второй составляющей государственного финансового контроля - оперативным и адекватным реагированием на выявленные финансовые нарушения. Или, другими словами, с реализацией результатов контрольно-ревизионной работы. В течение ряда последних лет реализация не выходит за пределы 10-15 % от объема вскрытых нарушений. Именно здесь надо исправлять ситуацию, создавать условия для эффективной работы.[14]
В 2009 году Счетная палата
провела 502 контрольных и экспертно-
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2009 году проведено 65 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрен 921 вопрос.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.
Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 37 вопросам, в том числе:
В отчетном периоде прошли рабочие встречи Председателя Счетной палаты С.В.Степашина с Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным, где обсуждались вопросы дальнейшей активизации взаимодействия Счетной палаты и Правительства Российской Федерации в создании системы контроля за реализацией антикризисных мер.
По итогам проведенных
контрольных мероприятий Правит
Правительству Российской Федерации направлено 5 представлений и 107 информационных писем. [14]
В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 215 материалов проверок Счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий Счетной палаты в 2009 году возбуждено 41 уголовное дело, возобновлено производство по 12 прекращенным и приостановленным уголовным делам. В 9 случаях материалы Счетной палаты приобщены следственными органами к ранее возбужденным уголовным делам.
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 238,3 млрд. рублей.
В 2009 году объем нецелевого использования бюджетных средств составил 3,8 млрд. рублей.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году, приведены в следующей таблице:
Деятельность Счетной палаты в 2000-2009 годах свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства. [14]
Всего за 2000-2009 годы Счетная палата провела 4483 контрольных мероприятия (в 2000 году - 390, в 2009 году - 375).
В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1366,6 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2009 году - 238,3 млрд. рублей).
По результатам контрольных мероприятий в 2000-2009 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4165 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 997 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1130 уголовных дел.
В 2000-2009 годах было проведено 507 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2009 году - 65). Рассмотрено 7035 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 921).
Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.
Одним из важнейших условий повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля является своевременное обеспечение необходимой законодательно - нормативной базой, а также конструктивная поддержка высших органов государственной власти не на словах, а на деле.
Ведь до сих пор законодательно не определено, какие именно организации относятся к органам государственного финансового контроля. Необходимо, также, законодательно уточнить периодичность проведения ревизий и проверок, а также ревизуемый период.
На практике большие споры вызывают и порядок подписания актов ревизий и проверок. С одной стороны, руководители проверенных организаций иногда совершенно необоснованно отказываются их подписать. С другой стороны, в некоторых организациях отдельные руководители обязывают подписать акт комплексной ревизии не только руководителя ревизионной группы, но и всех членов бригады, независимо от их количества.
А для защиты интересов проверяемой стороны необходимо законодательно установить сроки и порядок предварительного уведомления о предстоящей ревизии, а также минимальный срок, который должен проходить после предыдущей проверки или ревизии.[10, 258 с.]
И категорически необходимо запретить проведение каких-либо ревизий или проверок в одной и той же организации одновременно несколькими органами государственного контроля, чтобы они как можно быстрей научились координировать свои действия и проводить комплексные ревизии и проверки совместно.
Во-вторых, необходимо упорядочить
систему органов
Для выполнения своих задач органы федерального казначейства наделены широкими правами преимущественно контрольного характера. Осуществляя исполнение федерального бюджета, органы федерального казначейства являются своеобразным каналом, по которому денежные средства должны поступать в государственную "казну" и после их распределения на основе федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, доводиться до соответствующих получателей бюджетных средств.
Придание органам федерального казначейства функций оперативного контроля по своевременному зачислению платежей в бюджет направлено не только на более рациональное использование потенциала контролирующих органов, но и позволяет закрыть лазейку для злоупотреблений. Однако такой вид контроля органам федерального казначейства целесообразно осуществлять только в виде текущего контроля исключительно по платежным документам.
А последующий контроль над полнотой и своевременностью перечисления платежей в бюджет и обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды должны осуществлять налоговые органы при проведении комплексных проверок непосредственно в организациях. В связи с чем необходимо значительно сократить штаты в аппаратах государственных внебюджетных фондов, чтобы они не дублировали функции работников налоговых органов.[3, 272 с.]
В настоящее время последующий контроль за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов осуществляет, в основном, Департамент государственного финансового контроля, а также ГУФК. То есть, эти два подразделения Министерства финансов России иногда дублируют работу друг друга.
А вот говорить о том, что Счетная палата Российской Федерации дублирует работу Департамента государственного финансового контроля и ГУФК Министерства финансов России совершенно неуместно, поскольку финансовую деятельность высших органов исполнительной власти может проверить только такой независимый от них орган - как Счетная палата Российской Федерации.
В то же время, финансовую деятельность Государственной Думы и Совета Федерации для большей объективности Счетной палате Российской Федерации желательно проверять совместно с ГКУ Президента России и Департаментом государственного финансового контроля Министерства финансов России.
Необходимо отметить,
что традиционно наиболее опытные
и высококвалифицированные
Работники территориальных органов федерального казначейства проверяют, в основном, только те средства федерального бюджета, которые прошли непосредственно через них платежными поручениями. А вот о возможности получения организацией бюджетных средств минуя систему ГУФК (например, через свое ведомство или вышестоящие организации), они не всегда «догадываются». Тем более, очень сложно проверить случаи "финансирования" из федерального бюджета "суррогатами" денежных знаков, в виде сельхозпродукции, путем получения кредитов в коммерческих банках и т.д.
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России