Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь.
На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь;
Введение………………………………………………………………………… 4
1 Теоритические аспекты финансового контроля…………………………… 6
1.1 Сущность и значение финансового контроля…………………………… 6
1.2Принципы и условия проведения финансового контроля…..…………… . 8
2 Финансовый контроль в Республике Беларусь …………………………… 10
2.1Возникновение и развитие финансового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………………… 10
2.2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь…………. 14
3 Проблемы и основные направления совершенствования системы финансового контроля в Республике Беларусь ……………………………... 19
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников………………………………………... 25
В процессе организации финансового контроля выделяют следующие его универсальные принципы:
1. Независимость.
Данный принцип должен быть
обеспечен финансовой
2. Объективность
и компетентность. Достижение данного
принципа происходит путем
3. Гласность. Реализация
принципа гласности происходит
через постоянную связь
К общим принципам осуществления функций контроля относятся следующие: гибкость, экономичность, всеобъемлемость, непрерывность.
Гибкость - необходима для достижения эффективности, несмотря на непредвиденные изменения в планах. Этот принцип дает возможность специалистам, осуществляющим контроль, вносить изменения в планы осуществления контрольных действий, которые, как правило, составляются на этапе подготовки к проведению контроля, при наличии оснований для таких корректировок.
Экономичность - достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение.
Всеобъемлемость - распространение контроля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспроизводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций и предприятий.
Непрерывность - принцип, означающий, что систематическое выполнение контрольных функций обусловлено непрерывным характером процессов расширенного производства. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки.
Выделяют и прикладные принципы организации финансового контроля. Среди них такие как: результативность, четкость и логичность предъявляемых требований к объекту, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов.
2.1. Возникновение и развитие финансового контроля в Республике Беларусь
Финансовый
контроль на территории современной
Республики Беларусь зародился еще
во времена, когда белорусские земли
входили в состав Российской империи.
Тогда функции финансового
После образования Союза Советских социалистических республик и включения в его состав Белорусской Советской республики, образовываются совершенно новые контролирующие органы, наделенные определенными полномочиями. Среди контролирующих органов СССР можно выделить следующие: комиссии Советского контроля, органы партийного государственного контроля, органы народного контроля, Государственный банк СССР и ряд специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов.
Таким образом, развитие финансового контроля в Республике Беларусь зависело от ее исторического прошлого. Принципы организации контроля обуславливались в первую очередь политическими приоритетами функционирования государственной власти в СССР.
Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х годах 20-го столетия привели к существенной перестройке действовавшей в стране системе контроля, постепенному приближению его к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 году упразднены органы народного контроля. В этот период были созданы Контрольная палата при Верховном Совете Республики Беларусь и департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Так в 1994 году была создана Служба контроля при Президенте Республики Беларусь. В связи с созданием, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь в 1996 году, были упразднены Контрольная палата и Служба контроля, функции которых были переданы вновь образованному контрольному органу. [4, c.41]
В этот же период появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь, в настоящее время - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью Республики Беларусь, в настоящее время департамент в составе Министерства финансов Республики Беларусь; Государственный комитет по финансовым расследованиям Республики Беларусь, в настоящее время департамент финансовых расследований в составе Комитета государственного контроля Республики Беларусь и ряд других. Преобразована структура Министерства финансов Республики Беларусь, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. [4,c. 41]
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий – клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Национального банка Республики Беларусь. В свою очередь деятельность Национального Банка Республики Беларусь подвержена контролю со стороны других законодательных органов. Все это дало предпосылки для развития банковского контроля.
Подобно государственному финансовому контролю, свои характерные особенности развития имел и негосударственных контроль в Республике Беларусь.
С постепенным зарождением элементов рыночной экономики в СССР возникла потребность в независимом контроле за финансово-хозяйственной деятельностью. В результате постоянно происходящих изменений в налоговом, финансовом и ином законодательстве, регулирующем экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также нестабильности формирующихся рыночных отношений помимо контроля возникла потребность в грамотном и оперативном консалтинге, анализе, финансовом планировании и других услугах. В конце 80-х гг. XX в., с принятием Законов СССР «О кооперации», «О предприятии», «О собственности», «Об акционерных обществах» и ряда других в Республике Беларусь стали создаваться новые субъекты хозяйствования, основанные на негосударственной форме собственности. С внедрением в практику хозяйствования рыночных отношений новые собственники большей степени стали заинтересованы в законности и эффективности совершаемых хозяйственных процессов и финансовых операций, рациональном использовании имущества этих предприятий. Предприятия и организации, другие хозяйствующие субъекты и кредитные учреждения, вступающие в договорные отношения по вопросам использования имущества, денежных средств, проведения коммерческих операций и инвестиций, хотели быть уверенными в финансовом благополучии партнеров. Уверенность эта достигалась путем ознакомления с финансовой отчетностью, которая подтверждалась независимыми аудиторскими фирмами, появившимися в СССР впервые в 1987 году. [4, c.44]
Первым акционерным обществом по оказанию аудиторских услуг в СССР стал «Инаудит», который был создан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 года № 1033-247 на базе Главного управления по валютному контролю Министерства финансов СССР. В 1990 году было образовано совместное предприятие по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг «Эрнст энд Янг Внешаудит».
В Республике Беларусь одной из предпосылок возникновения аудиторской деятельности стало создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. При создании совместных предприятий иностранные инвесторы были заинтересованы в обеспечении сохранности и возвратности вложенных в национальную экономику капиталов, а для этого им нужна была достоверная информация, отражающая реальное финансовое состояние участников инновационных программ. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо было формирование независимых организационных структур для проведения финансовых проверок результатов деятельности инвестируемых предприятий.
Формирование независимого контроля в Республике Беларусь шло по следующим направлениям:
В этот период были созданы первые независимые аудиторские организации в Республике Беларусь: «Внешаудит», «Белэкоаудит», «Минскаудит» и др. Их создание связано с выходом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О контрольно-ревизионной службе» от 30 сентября 1991 года № 367. Этим постановлением было отмечено необходимость в современных условиях одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования. И далее, в пунктах 4 и 5: «Признать целесообразным создание в республике аудиторской службы... Определить в качестве важнейших задач аудиторской службы подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности обслуживаемых предприятий и организаций и проверку соблюдения ими действующего законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность». Этим же постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь. [5, c.51]
В целом, начиная с 1991 года, формируется национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь на основе принципов мировой практики» от 9 июня 1992 года № 347 было предусмотрено, что все субъекты хозяйствования, независимо от видов деятельности и форм собственности, обязаны представлять в налоговые инспекции годовую бухгалтерскую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией или аудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем. Однако эта часть постановления так и не была реализована по объективным причинам: вначале из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных аудиторов, а впоследствии - в связи с отменой данного постановления с момента принятия Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года, в котором такой аспект не был предусмотрен.
В целях создания в Республике Беларусь системы услуг по контролю за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильностью отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверностью финансовой отчетности постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» от 17 августа 1992 года № 506 был создан орган государственного управления, регулирующий аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 года № 145 Аудиторская палата при Совете Министров была реорганизована в Республиканскую аудиторскую палату, которая объединяла всех аудиторов и аудиторские организации республики на основе обязательного членства.
Порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь был определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней» от 16 июня 1994 года № 454. Однако вскоре в связи с принятием Закона об аудиторской деятельности постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 марта 1995 года № 134 в вышеуказанный документ были внесены дополнения и изменения в части регулирования аудита и организации контроля за его проведением на территории республики.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятым Верховным Советом Республики Беларусь 8 ноября 1994 года, за единой Республиканской аудиторской палатой были закреплены функции по координации аудиторской деятельности, методологии аудита, обеспечению соблюдения требований действующего законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности, содействию развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности.
Выполнение функций по лицензированию аудиторской деятельности, а также ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложены на Министерство финансов республики. Введенные в организацию аудиторской деятельности изменения усилили влияние государства на деятельность аудиторов и контроль за ее осуществлением. В соответствии с изданным декретом Совет Министров Республики Беларусь принял постановление «О государственном регулировании аудиторской деятельности» от 30 ноября 1999 г. № 1862, которым было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь.
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ