Становление и развитие финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь.
На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1 Теоритические аспекты финансового контроля…………………………… 6
1.1 Сущность и значение финансового контроля…………………………… 6
1.2Принципы и условия проведения финансового контроля…..…………… . 8
2 Финансовый контроль в Республике Беларусь …………………………… 10
2.1Возникновение и развитие финансового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………………… 10
2.2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь…………. 14
3 Проблемы и основные направления совершенствования системы финансового контроля в Республике Беларусь ……………………………... 19
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников………………………………………... 25

Файлы: 1 файл

курсовая оригинал.docx

— 68.18 Кб (Скачать файл)

В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в Республике Беларусь, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Ключевым  направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в Республике Беларусь и повышения  его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в Республике Беларусь, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в Республике Беларусь, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также  механизм их органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных  условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового  контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового  контроля в Республике Беларусь. Важным вопросом является также определение  органа, обладающего статусом высшего  контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов  государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии  финансового контроля.

В целях  повышения эффективности расходования государственных средств перспективным  направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности  государственных расходов, который  представляет собой направление  деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную  долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  финансового контроля, является нецелевое  использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведенных  ревизий и проверок. В связи  с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных  лиц за неисполнение предписаний  контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных  лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п..

Важным  вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении  различными органами своих функций в отношении  одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов Республики Беларусь, органов казначейства, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы  налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти. Кроме того, повышению эффективности  налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой  форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона  направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями  налогоплательщиков; совершенствование  программного обеспечения процедуры  камеральных проверок, а также  стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования  эффективности государственного финансового  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового  контроля  на основе передовых технологий открывает перспективы повышения  эффективности использования государственных  ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях  совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки.

Важным  направлением совершенствования аудиторского контроля в Республике Беларусь должно стать изменение характера проводимого  аудита, который будет заключаться  не только в выражении мнения о  достоверности отчетности, но и в  предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом  финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового  контроля и аудиторских организаций  необходимо расширено и более  четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных  условиях своего решения требует  законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние  которого позволяет лишь говорить о  его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить  основы функционирования служб внутреннего  контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Важным направлением совершенствования  системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат). Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществления следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Системность достигается комбинированным использованием его различных видов: логического  и математического, документального  и фактического. Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Основной  метод финансового контроля –  ревизия, то есть наиболее глубокое и  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

В системе  государственных институтов следует  выделить государственные органы особой компетенции, которые выполняют  определенные функции государства, но не входят нив одну из ветвей власти. К таким органам относятся  Прокуратура, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции  они используют специфические формы  и методы деятельности. Создание таких  органов обусловлено объективной  необходимостью, диктуемой реальными  потребностями государства.

В Республике Беларусь государственный контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом  Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д. К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.

Оперативный финансовый  контроль а Республике Беларусь осуществляют прежде всего Министерство финансов, министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют специальные структуры, к которым относятся аудиторские организации и индивидуальные предприниматели.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Финансовый контроль и аудит: практикум / Н.К. Волочко – Минск: БГЭУ, 2010.
  2. Финансовый контроль: уч. пособ. / А.А.Вишневский, В.С.Гальцов, И.В.Сауткин – Минск: Академия МВД, 2005.
  3. Теория финансов: учеб.пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под ред. Н. Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2005. - 351 с.
  4. Шидловская Н.С. Финансовый контроль и аудит: Уч. пособ. для студ. эк.спец вузов – Мн.: Высш. школа 2001 г. – 473 с.
  5. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебн.комплекс/ В.А, Хмельницкий.- Мн.: Книжный Дом, 2005 г.- 480 с.:ил.
  6. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. - Минск: Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2005. - 231 с.
  7. Финансовый контроль  Е.Ю.Грачева камерон москва 2004 с.270
  8. Финансы предприятий: учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; под ред. Л. Г. Колпиной. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2004. - 336 с.
  9.   4. Международные финансы: учеб.пособие / под общ. ред. И. Н. Жук. - Минск: БГЭУ, 2001. - 149 с.
  10.        5. Моляков, Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д. С. Моляков. - Москва: Финансы и статистика, 1996. - 256 с.
  11. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г., http://ncpi.gov.by
  12. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. №369-3, http://ncpi.gov.by
  13. «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22, http://ncpi.gov.by
  14. «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673, http://ncpi.gov.by
  15. «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.  №67, http://ncpi.gov.by
  16. «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. №30-3, http://ncpi.gov.by
  17. "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в органах финансовых расследований Республики Беларусь"   Приказ Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь от 14 декабря 2000 г. № 54,  http://ncpi.gov.by
  18. "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 618, http://ncpi.gov.by
  19. «Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь» утверждено постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. №1592, http://ncpi.gov.by
  20. «Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» утвержденный Указам Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673, http://ncpi.gov.by
  21. www.nalog.by
  22. www.main.gov.by

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ