В вопросах
совершенствования финансового
контроля большая роль принадлежит
различным профессиональным ассоциациям,
объединениям органов финансового
контроля, деятельность которых позволит
решать, как отдельные вопросы
осуществления того или иного
вида финансового контроля в Республике
Беларусь, так и ключевые вопросы
методологии финансового контроля.
Ключевым
направлением совершенствования государственного
финансового контроля как важнейшей
составляющей финансового контроля
в Республике Беларусь и повышения
его эффективности является принятие
единой концепции государственного
финансового контроля в Республике
Беларусь, которая должна установить
единые методологические и правовые
основы осуществления государственного
финансового контроля в Республике
Беларусь, определить систему органов,
осуществляющих контроль, а также
механизм их органов государственного
финансового контроля и их сотрудников.
В современных
условиях отсутствует механизм взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и законодательной (представительной)
и исполнительной власти, разработка
которого является ключевым вопросом
организации государственного финансового
контроля в Республике Беларусь. Важным
вопросом является также определение
органа, обладающего статусом высшего
контрольного органа. Кроме того, необходимо
четко определить статус органов
государственного финансового контроля
по отношению к органам аудиторского
контроля, законодательно закрепив их
приоритет в вопросах методологии
финансового контроля.
В целях
повышения эффективности расходования
государственных средств перспективным
направлением совершенствования контроля
является переход к аудиту эффективности
государственных расходов, который
представляет собой направление
деятельности контрольных органов,
предполагающее анализ результативности
и экономности использования
государственных средств, оценку возможных
резервов их роста и обоснованности
расходования. В настоящее время
отсутствует единая методика проведения
аудита эффективности государственных
расходов, не определены критерии и
показатели эффективности использования
государственных средств. Требует
завершения работа по конкретизации
и законодательному закреплению
критериев неэффективного использования
бюджетных средств, распоряжения государственной
собственностью, а также ответственность
за их неэффективное использование.
Значительную
долю в общем объеме финансовых нарушений,
выявляемых в ходе осуществления
финансового контроля, является нецелевое
использование бюджетных средств.
При этом недостаточно четко определены
основания по которым использование бюджетных
средств может трактоваться как нецелевое,
а также отсутствуют правовые механизмы,
которые должны быть направлены на усиление
мер ответственности за нецелевое и неэффективное
расходование государственных средств.
Важной
проблемой осуществления контроля
является низкий процент возврата бюджетных
средств по результатам проведенных
ревизий и проверок. В связи
с этим необходимо принять комплекс
мер: по повышению уровня результативности
контрольных мероприятий, направленных
на уточнение ответственности государственных
должностных лиц за нарушение
требований закона об исполнении бюджетов
и внебюджетных фондов и о распоряжении
государственной собственностью; по
повышению ответственности должностных
лиц за неисполнение предписаний
контрольных органов; по установлению
правовых норм, закрепляющих механизм
возврата бюджетных средств и ответственности
должностных лиц за предоставление
необеспеченных бюджетных кредитов и
ссуд и т.п.. Для повышения эффективности
проведения ревизий финансово-хозяйственной
деятельности как одного из основных методов
финансового контроля необходимо в законодательном
порядке закрепить основы проведения
ревизии, определив цель и задачи ревизии,
порядок ее проведения; состав органов,
имеющих право на проведение ревизии,
их права и обязанности; определить права
и обязанности ревизуемых организаций
и т.п..
Важным
вопросом совершенствования контроля
является исключение дублирования действий
контрольных органов, заключающееся
в совершении различными органами
своих функций в отношении
одних и тех же объектов контроля,
- Министерства финансов Республики Беларусь,
органов казначейства, контрольных
органов, созданных главными распорядителями
и распорядителями бюджетных
средств при осуществлении последующего
финансового контроля.
Органы
налогового и таможенного контроля
должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти. Кроме того, повышению эффективности
налогового контроля будут способствовать:
решение задач, связанных с разработкой
форм и методов контрольной работы
в отношении налогоплательщиков,
представляющих «нулевые балансы» или
не представляющих налоговую отчетность;
дальнейшее развитие налогового администрирования,
и в первую очередь для субъектов
хозяйствования, осуществляющих деятельность
в приоритетных для данного региона
направлениях деятельности; введение
системы косвенного контроля, в основу
которой положена оценка риска неуплаты
налогов и других обязательных платежей;
расширение направлений взаимодействия
с общественными организациями
налогоплательщиков; совершенствование
программного обеспечения процедуры
камеральных проверок, а также
стандартизация процедуры выездных
и встречных проверок и др.
Использование
новых информационных технологий должно
стать фактором повышения совершенствования
эффективности государственного финансового
контроля. Информатизация деятельности
органов государственной власти
и государственного финансового
контроля на основе передовых технологий
открывает перспективы повышения
эффективности использования государственных
ресурсов. С появлением новых информационных
технологий станет возможным в полной
мере обеспечить открытость бюджетов
всех уровней, возможность в реальном
масштабе времени контролировать расходы
и доходы каждого получателя бюджетных
средств. Наличие оперативной информации
о финансово-хозяйственной деятельности
всех участников бюджетного процесса
будет способствовать предупреждению
нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Для формирования единого информационного
пространства необходима информационная
совместимость результатов деятельности
контрольных органов, автоматизация учета
контрольных мероприятий и обеспечение
обмена соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.
В целях
совершенствования аудиторского контроля
особого внимания заслуживает проблема
повышения качества оказываемых
аудиторских услуг. Важное значение
в этой связи приобретает разработка дополнительных
критериев, характеризующих деятельность
аудиторских организаций помимо соблюдения
действующих правил (стандартов). Кроме
того, повышению качества оказываемых
аудиторских услуг будут способствовать
и такие факторы, как создание методик
оценки ущерба от осуществления некачественного
аудита, упрощение существующей системы
судебного делопроизводства и др. Качество
аудиторских услуг тесно связано с уровнем
квалификации аудиторов, повышению которого
должна способствовать более эффективная
система их профессиональной подготовки.
Важным
направлением совершенствования аудиторского
контроля в Республике Беларусь должно
стать изменение характера проводимого
аудита, который будет заключаться
не только в выражении мнения о
достоверности отчетности, но и в
предоставлении необходимой информации
ее пользователям о фактическом
финансовом положении субъекта хозяйствования.
Для дальнейшего расширения взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и аудиторских организаций
необходимо расширено и более
четко формализовать направления возможного
сотрудничества, например, в части проведения
анализа рационального и эффективного
использования организациями государственных
финансовых средств и имущества. Наиболее
важным моментом является также согласование
интересов всех участников рынка аудиторских
услуг на базе эффективного механизма
его регулирования, который включал бы
меры не только административного, но
и финансового воздействия, а также учитывал
бы систему установленных этических норм,
имеющих сегодня в основном декларативный
характер.
В современных
условиях своего решения требует
законодательное обеспечение внутрихозяйственного
финансового контроля, нынешнее состояние
которого позволяет лишь говорить о
его создании, а не о развитии.
Следует законодательно закрепить
основы функционирования служб внутреннего
контроля и установить основы их взаимодействия
с другими органами финансового
контроля. Важным направлением совершенствования
системы внутрихозяйственного контроля
являются разработка и реализация наиболее
рациональных форм, методов его осуществления,
способствующих снижению злоупотреблений
должностных лиц, сохранности и рациональному
использованию финансовых ресурсов, снижению
трудоемкости контрольной работы (например,
внедрение бюджетирования, ориентированного
на результат). Дальнейшему развитию и
совершенствованию общественного контроля
должно способствовать осуществления
следующих мер: расширение деятельности
попечительских советов, создание которых
предусмотрено действующим законодательством;
более четкая регламентация отдельных
аспектов деятельности некоммерческих
организаций (общественных организаций,
партий, союзов и др.), таких как информирование
о результатах своей деятельности (определение
конкретного перечня средств массовой
информации, в которых должны публиковаться
отчеты таких организаций, установление
мер ответственности за уклонение от публикации
отчетов); законодательное обеспечение
процедур доступа к государственным информационным
ресурсам, исключая информацию с ограниченным
доступом, как важнейшую основу осуществления
общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций; обеспечение
возможности участия общественности в
проведении конкретных контрольных действий
(например, инвентаризации товарно-материальных
ценностей и денежных средств)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системность
достигается комбинированным использованием
его различных видов: логического
и математического, документального
и фактического. Источниками информации
для документального контроля служат:
первичные документы, регистры бухгалтерского
учета; бухгалтерская, статистическая
и оперативно-техническая отчетность,
нормативная, проектно-конструкторская,
технологическая и другая документация.
Среди форм финансового контроля выделяют
предварительный, текущий и последующий
контроль.
Основной
метод финансового контроля –
ревизия, то есть наиболее глубокое и
полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций,
учреждений с целью проверки ее законности,
правильности, целесообразности.
В системе
государственных институтов следует
выделить государственные органы особой
компетенции, которые выполняют
определенные функции государства,
но не входят нив одну из ветвей власти.
К таким органам относятся
Прокуратура, Центральный банк, казначейство,
Центральная избирательная комиссия
и др. В рамках своей компетенции
они используют специфические формы
и методы деятельности. Создание таких
органов обусловлено объективной
необходимостью, диктуемой реальными
потребностями государства.
В Республике
Беларусь государственный контроль
обеспечивает Комитет государственного
контроля, образованный Президентом
Республики Беларусь. Он контролирует
исполнение республиканского бюджета,
исполнение нормативных актов Президента,
Парламента, Правительства и других государственных
органов, регулирующих отношения государственной
собственности, хозяйственные, финансовые
и налоговые отношения. В его компетенцию
также входит контроль за расходованием
средств республиканского и местного
бюджетов на содержание государственного
аппарата, за соблюдением законодательства
по вопросам аренды, разгосударствления,
приватизации и отчуждения объектов государственной
собственности, инвестиционной деятельности
и т.д. К органам особой компетенции относится
институт прокурорского надзора в Республике
Беларусь.
Оперативный
финансовый контроль а Республике
Беларусь осуществляют прежде всего Министерство
финансов, министерство по налогам и сборам,
Национальный банк и Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь.
Наряду с названными выше органами финансового
контроля действуют специальные структуры,
к которым относятся аудиторские организации
и индивидуальные предприниматели.
Список используемой литературы
- Финансовый контроль и аудит: практикум / Н.К. Волочко – Минск: БГЭУ, 2010.
- Финансовый контроль: уч. пособ. / А.А.Вишневский, В.С.Гальцов, И.В.Сауткин – Минск: Академия МВД, 2005.
- Теория финансов: учеб.пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под ред. Н. Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2005.
- 351 с.
- Шидловская Н.С. Финансовый контроль и аудит: Уч. пособ. для студ. эк.спец вузов – Мн.: Высш. школа 2001 г. – 473 с.
- Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебн.комплекс/ В.А, Хмельницкий.- Мн.: Книжный Дом, 2005 г.- 480 с.:ил.
- Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. - Минск: Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2005.
- 231 с.
- Финансовый контроль Е.Ю.Грачева камерон москва 2004 с.270
- Финансы предприятий: учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; под ред. Л. Г. Колпиной. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2004.
- 336 с.
-
4. Международные финансы: учеб.пособие / под общ. ред. И. Н. Жук. - Минск: БГЭУ, 2001. - 149 с.
-
5. Моляков, Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д. С. Моляков. - Москва: Финансы и статистика, 1996. - 256 с.
- «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г., http://ncpi.gov.by
- «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. №369-3, http://ncpi.gov.by
- «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22, http://ncpi.gov.by
- «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673, http://ncpi.gov.by
- «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. №67, http://ncpi.gov.by
- «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. №30-3, http://ncpi.gov.by
- "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в органах финансовых расследований Республики Беларусь" Приказ Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь от 14 декабря 2000 г. № 54, http://ncpi.gov.by
- "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 618, http://ncpi.gov.by
- «Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь» утверждено постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. №1592, http://ncpi.gov.by
- «Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» утвержденный Указам Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673, http://ncpi.gov.by
- www.nalog.by
- www.main.gov.by