Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь.
На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь;
Введение………………………………………………………………………… 4
1 Теоритические аспекты финансового контроля…………………………… 6
1.1 Сущность и значение финансового контроля…………………………… 6
1.2Принципы и условия проведения финансового контроля…..…………… . 8
2 Финансовый контроль в Республике Беларусь …………………………… 10
2.1Возникновение и развитие финансового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………………… 10
2.2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь…………. 14
3 Проблемы и основные направления совершенствования системы финансового контроля в Республике Беларусь ……………………………... 19
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников………………………………………... 25
В связи с происходящими в республике изменениями в области организации аудита, а также в целях совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней, усиления ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты проверок и выполнения иных сопутствующих аудиту услуг внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 года, которые утверждены 18 декабря 2002 года и издан Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12 февраля 2004 года № 67, отменивший Декреты Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 года № 30 и от 31 января 2000 года. В соответствии с вновь изданным указом определены критерии для проведения обязательного аудита и повышена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита.
Всеобъемлющий
характер финансового контроля предопределяет
большое количество структур, в той
или иной мере осуществляющих функции
в той или иной области. Система
органов, осуществляющих финансовый контроль,
может быть классифицирована на органы,
для которых контрольные
В Республике
Беларусь придается большое значение
совершенствованию
Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Конституция РБ указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
Широкими
полномочиями в области финансового
контроля наделено Министерство финансов.
Оно, в частности, осуществляет контроль
за: соблюдением финансовых интересов
государства в процессе интеграции
Республики Беларусь в мировое хозяйство;
выполнением требований прямых финансовых
законов; исполнением республиканского
бюджета; своевременным поступлением
доходов и эффективным
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе
Министерства финансов исключительно
контрольными функциями занимается
Главное контрольно-
К специализированным органам государственного финансового контроля относится Государственный налоговый комитет преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью.
Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе президента «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»
Современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)
Аудиторы оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности.
Регулирование
аудиторской деятельности в республике
принадлежит Министерству финансов,
которое выдает специалистам после
аттестации соответствующей комиссией
лицензии на занятие аудиторской
деятельностью, контролирует соблюдения
аудиторами и аудиторскими организациями
порядка осуществления
В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны. Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики.
Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 02.11.2001 г. № 617 в состав данного комитета включен созданный на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь Департамент финансовых расследований с правами юридического лица. Это значительно расширило его функции.
Комитет
государственного контроля и его
территориальные органы контролируют:
исполнение республиканского бюджета,
соблюдение законодательства в области
финансовых и налоговых отношений
в системе местных бюджетов и
государственных целевых
Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, - тематические проверки и ревизии.
Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. В частности, при проведении проверок (ревизий) они вправе входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных и иных ценностей и порядка их хранения. Они могут опечатывать кассы или кассовые помещения, склады и архивы, требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях предъявления декларации о доходах и имуществе.
К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.
Прокуратура (от лат procuro - забочусь, управляю) - специальный государственный орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране.
Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется законом «О прокуратуре Республики Беларусь».
Прокуратура
Республики Беларусь обеспечивает надзор
за точным и единообразным исполнением
законов органами государственного
управления, общественными объединениями,
политическими партиями и движениями,
субъектами хозяйствования, должностными
лицами и гражданами, причем органы
прокуратуры выступают как
Прокуратура
республики и ее органы на местах составляют
единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих
Прокуратура Республики
Прокуратуры областей, г. Минска;
Прокуратуры районов, городов;
Межрайонные прокуратуры [6, с. 56].
Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях).
Возглавляет
Прокуратуру Генеральный
3. Проблемы и основные направления совершенствования системы финансового контроля в Республике Беларусь
Роль
финансового контроля в создании
адекватной современным экономическим
условием системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с
этим большое значение приобретает
необходимость
Совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в Республике Беларусь как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля.
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ