Становление и современное состояние малого бизнеса в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить становление, развитие и современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и экономическое содержание предпринимательства в рыночной экономике
- проанализировать современное состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………....3
1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………...5
1.1 Функции и субъекты предпринимательства и бизнеса………………………..5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства…………………...7
2 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА………………………………………………...….11
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане …………………………………………………………………….……11
2.2 Доля вклада субъектов МСБ в ВВП страны и показатели МСБ Казахстана в международных рейтингах ………………………………………………………..14
2.3 Меры финансовой поддержки субъектов МСБ………………………………17
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МСП КАЗАХСТАНА СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Становление, развитие и современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.doc

— 589.50 Кб (Скачать файл)

Действительно, в большинстве капиталистических государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия дают работу 1/2 всех занятых японцев. Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на них трудится свыше 80% всех занятых.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

- снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм - коммутанты, т. е. соединители).

Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.

Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь - для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА

 

2.1 Анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане

 

По состоянию на 1 апреля 2012 года по данным Агентства РК по статистике количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 1 373 414 единиц, из них предприятий малого предпринимательства – 220 549 (16%), индивидуальных предпринимателей – 954 506 (69,5%), крестьянских (фермерских) хозяйств – 198 359 (14,5%).

Динамика активных субъектов МСБ с 2007 года показывает общую  положительную тенденцию роста. В 2007 году количество активных субъектов МСБ составляло 504 824 единиц. Влияние глобального экономического кризиса негативно отразилось на активности субъектов МСБ. Как вследствие, в 2010 году данный показатель составлял 703 802 единиц, то уже в 2012 году количество активных субъектов МСБ снизилось до 652 886 (рис. 1).

 

 

Рис. 1 Динамика активных субъектов МСБ 2007-2012

 

Количество активных субъектов МСБ по состоянию на 1 апреля 2011 года составляет 843 126 единиц, их доля от общего количества зарегистрированных субъектов МСБ составляет 61,3%. Это говорит о том, что остальные 38,7% неактивны, либо находятся на стадии банкротства.

По состоянию на 1 апреля 2012 года по сравнению с аналогичным периодом  предыдущего года количество активных субъектов МСБ увеличилось на 24,4%.

В структуре активных субъектов МСБ по организационно-правовым формам преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица – это индивидуальные предприниматели, количество которых по состоянию на 1 апреля 2012 года составляет 589 640 единиц или 69,9 % от общего количества активных субъектов МСБ по Республике (843 126). Количество КФХ составило 181 292 или 21,5%. Доля юридических лиц малого предпринимательства составляет 7,6% (64 407), юридических лиц среднего предпринимательства 0,9% (7 787) (рис. 2).

 

 

Рис. 2 Структура активных субъектов МСБ по организационно-правовым формам на 2012 год

 

Наибольшее количество активных субъектов МСБ сосредоточено в Южно-Казахстанской – 135 893 (16% от общего количества активных МСБ), Алматинской – 111 293 (13,2%) областях и г.Алматы – 96 552 (11,5%), в том числе, если значительная часть активных ИП и КХ приходится на Южно-Казахстанскую (63 076 и 66 829 соответственно) и Алматинскую области (56 288 и 51 124 соответственно), то количество МСБ приходится на города Алматы (16 251 и 2 058 соответственно) и Астаны (6 345 и 746 соответственно).

Наименьшее количество активных субъектов МСБ сосредоточено в Кызылординской – 21 888 (2,6%) и Северо-Казахстанской – 25 123 (2,9%) областях.

Анализ численности занятых в малом предпринимательстве показывает также положительный рост количества занятых с 1 610 054 человек в 2007 году до 1 882 340 человек в 2012 году, в том числе, если положительная тенденция роста численности занятых наблюдается в субъектах малого предпринимательства с 533 777 человек в 2007 году до 746 240 человек в 2012 году, то количество занятых в крестьянских хозяйствах снизилось с 504 655 человек в 2007 году до 425 541 человек в 2012 году (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Численность занятых в малом предпринимательстве 2007-2012 гг.

 

Численность занятых в МСБ по состоянию на 1 апреля 2012 года по республике составляет 2 664 306 человек,  в том числе юридических лиц малого предпринимательства 738 894 человек, юридических лиц среднего предпринимательства 657 927 человек, индивидуальных предпринимателей 877 448 человек, крестьянских хозяйств  390 037 человек.

Доля занятых в МСБ от экономически активного населения (8 774 638 человек) составляет 30,4%.

По состоянию на 1 апреля 2012 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность занятых в МСБ увеличилось на 7,5%.

В региональном разрезе можно отметить наибольшую численность занятых на 2012 год:

- в субъектах малого предпринимательства в г.Алматы (139 130 человек), Южно-Казахстанской (70 320 человек) и Восточно-Казахстанской (68 420 человек) областях;

- в субъектах среднего предпринимательства в г.Алматы (117 986 человек), г.Астана (51 539 человек) и Восточно-Казахстанской области (51 825 человек);

- индивидуальных предпринимателей в г. Алматы (117 144 человек), Восточно-Казахстанской (92 805 человек), Южно-Казахстанской (75 761 человек), Алматинской (73 945 человек) областях;

- в крестьянских хозяйствах в Южно-Казахстанской (135 263 человек), Алматинской (104 705 человек) и Жамбылской (46 266 человек) областях.

Обзор численности активных субъектов мсп в региональном разрезе на 01.01.2013 г., показывает, что их наибольшее количество размещено в Южно-Казахстанской (109,4 тыс. ед.), в алматинской (103,1 тыс. ед.) областях и в г. алматы (88,1 тыс. ед.). наименьшие число активных субъектов мсп приходится на Кызылординскую (20,8 тыс. ед.), северо-Казахстанскую (22,6 тыс. ед.) и западно-Казахстанскую (26,2 тыс. ед.) области из всех зарегистрированных субъектов мсп порядка 55% являются активно действующими, т.е. осуществляют постоянную операционную деятельность и сдают отчетность в статистические органы.

Таким образом, около 635 тыс. субъектов МСП не ведут активную деятельность не только в силу определенных негативных факторов, таких, как простой по причине убыточности, сезонной зависимости работ в ряде отраслей, но и в силу отсутствия операций в связи с недавней регистрацией.

Ранжирование регионов по доле активности субъектов МСП показывает, что чем выше процент активных субъектов МСП в общем числе зарегистрированных субъектов МСП, тем лучшие условия для стабильного ведения бизнеса созданы в регионе наибольшие значения по данному показателю по состоянию на 01.01.2013 г. имеют Актюбинская (65%), Западно-Ка-захстанская (63%) и Мангистауская (61%) области.

Ниже среднереспубликанского значения доля актив-ных мспоказалась в 5 регионах: в Кызылординской (53%), Акмолинской (52%) областях и г. Астана (51%) при этом в двух регионах – в г. Алматы и в Жамбылской области – активно действующих субъектов мспоказалось менее половины зарегистрированных предпринимателей – 43% и 48% соответственно.

 В структуре активных субъектов МСП по организационно-правовым формам на 01.01.2013 г. наибольшая доля предприятий мспнаблюдалась в г. Алматы (23%) и в Южно-Казахстанской области (10%) менее 3% занимают субъекты МСП Жамбылской (2,4%) и Западно-Казахстанской (2,8%) областей.

На уровень развития сферы мспв регионах влияет численность экономически активного населения. Наибольшее количество активно действующих субъектов МСП в расчете на 1 000 жителей экономически активного населения в 2012 году наблюдалось в гг. Астана и Алматы (по 114 ед. в каждом), Атырауской (102 ед.) и Алматинской (101 ед.) областях, наименьшая концентрация субъектов мспнаблюдается в Кызылординской (60 ед.), Жамбылской (62 ед.) и Северо-Казахстанской (65 ед.) областях.

 

 

2.2 Доля вклада субъектов МСБ  в ВВП страны и показатели МСБ Казахстана в международных рейтингах

 

Согласно данным Агентства по статистике доля вклада субъектов МСБ в ВВП в 2007 году составляла 17,4%, к 2012 году – 20,2%. До расчета данного показателя по новой методике доля МСБ составляла 31,7%. Тем не менее, это тоже низкий показатель. Поэтому перед государством поставлена стратегическая задача к 2020 году увеличить долю МСБ в ВВП страны на 7-10% (рис. 4).

Необходимо отметить, что низкий вклад МСБ в ВВП (20,2%) по сравнению с развитыми странами (Германия – 57%, Великобритания – 52, США – 52, Франция – 50%), вызван тем, что большую долю в ВВП создает крупный бизнес (7% крупного бизнеса создает 70% ВВП, представленного нефтяным и горно-металлургическим секторами). Эта ситуация отражает структуру нашего бизнеса, в большей части сосредоточенного в сырьевых отраслях.

Выпуск продукции субъектами МСБ в январе-марте 2012 года составил 1 374 932 млн. тенге. Как раньше отмечалось, доля активных субъектов среднего предпринимательства составляет 0,9% от общего количества активных субъектов МСБ по Республике, но выпуск продукции данными субъектами составляет более 50%, это больше, чем остальные вместе взятые. А именно выпущено продукции: субъектами среднего предпринимательства на сумму 789 999 млн. тенге (57,5%), субъектами малого предпринимательства на сумму 375 098 млн. тенге (27,3%), индивидуальными предпринимателями – 189 991 млн. тенге (13,8%), крестьянскими хозяйствами – 19 844 млн. тенге (1,4%).

 

 

Рис. 4 Доля вклада субъектов МСБ в ВВП в 2007-2012 гг.

 

По сравнению с 2011 годом в 2012 году выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 3,7%.

Динамика выпуска продукции всеми субъектами малого предпринимательства показывает положительную тенденцию роста в 2 раза с 2007 года по 2012 год. Если в 2007 году выпуск продукции составлял 1 234 583 млн. тенге, то уже в 2012 году данный показатель составил 2 514 278 млн. тенге.

В региональном разрезе можно отметить города Алматы и Астаны, на долю которых выпуск продукции всеми субъектами МСБ приходится 25% и 13% соответственно от общего количества выпускаемой продукции по Республике. В данных регионах выпуск продукции всеми субъектами МСБ в январе-марте 2012 года составил 343 003 млн. и 178 718 млн. тенге соответственно. За данными регионами также стоить отметить огромную долю выпуска продукции субъектами среднего предпринимательства. На примере г.Алматы можно отметить, что доля активных субъектов среднего предпринимательства составляет 0,2% от всего количества активных по Республике, а выпуск продукции данными субъектами составляет 15% от всего объема выпускаемой продукции по Республике.

Среди остальных регионов наибольший уровень выпуска продукции обеспечили субъекты МСП Алматинской (533 млрд. тенге), Карагандинской (473 млрд. тенге) и Южно-Казахстанской (467 млрд. тенге) областей наименьшие объемы продукции мспнаблюдаются в Кызылординской (172 млрд. тенге), Жамбылской (186 млрд. тенге) и северо-Казахстанской (252 млрд. тенге) областях.

Информация о работе Становление и современное состояние малого бизнеса в Казахстане