Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 08:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить становление, развитие и современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и экономическое содержание предпринимательства в рыночной экономике
- проанализировать современное состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………....3
1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………...5
1.1 Функции и субъекты предпринимательства и бизнеса………………………..5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства…………………...7
2 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА………………………………………………...….11
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане …………………………………………………………………….……11
2.2 Доля вклада субъектов МСБ в ВВП страны и показатели МСБ Казахстана в международных рейтингах ………………………………………………………..14
2.3 Меры финансовой поддержки субъектов МСБ………………………………17
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МСП КАЗАХСТАНА СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Сравнительный анализ развития сектора МСП в регионах Казахстана позволяет сделать следующие выводы:
- по итогам 2012 года по количеству активных субъектов МСП традиционно лидируют Южно-Казахстанская и Алматинская области, хотя по доле активных субъектов МСП в общем количестве зарегистрироанных субъектов МСП первые позиции заняли Актюбинская и Западно-Казахстанская области.
Традиционно г. Алматы является регионом с наибольшим количеством предприятий МСП, зарегистрированных в форме юридического лица, за счет производительности которых город имеет наибольшие показатели выпуска продукции МСП и численности занятого в нем населения.
Наблюдается заметный прогресс в институциональной составляющей бизнес-среды. Так, Казахстан в последние годы последовательно улучшает бизнес-климат, при этом, опережая страны БРИК и Восточной Европы, в результате чего повышаются позиции страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business (64 – в 2010 году, 63 – в 2011 году, 58 место в 2012 году и 47 – в 2011 году). Более того, в 2012 году Казахстан возглавил список из 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
В рейтинге Doing Business 2011 по таким важнейшим сферам, как открытие бизнеса, регистрация собственности, защита инвесторов, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов и ликвидация предприятия Казахстан вошел в число первых 50 стран.
По индикатору «Защита инвесторов» Казахстан поднялся на 34 позиции (с 44 на 10). Второй год наблюдается значительное увеличение позиции Казахстана по индикатору «Налогообложение» (13 место в рейтинге). Основной фактор повлиявший на улучшение позиций – эффект от введения нового Налогового кодекса.
За 4 года рейтинг Казахстана по двум индикаторам «Международная торговля» и «Получение разрешения на строительство» не улучшился. Среди 183 стран мы занимаем 147 и 176 места, соответственно.
В течение последних семи лет позиция Казахстана по Глобальному индексу конкурентоспособности IMD постепенно снижалась. Согласно результатам Отчёта Казахстан в 2011 году занял 72 место из 142 стран-участников, не изменив позицию по сравнению с прошлым годом.
В 2011 году, несмотря на улучшение позиций по таким важным показателям, как количество процедур для открытия бизнеса (на 23 пункта) и бремя государственного регулирования (на 8 пунктов), Казахстан снизился по фактору «Эффективность бизнеса» на 7 пунктов и занял 36 место.
2.3 Меры финансовой поддержки субъектов МСБ
Комитетом развития предпринимательства совместно с Фондом развития предпринимательства «Даму» ведется реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее - Программа), целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
В ходе реализации Программы с 2010 года
по трем направлениям
к субсидированию было одобрено 1112
проектов на общую сумму 350 456,9 млн. тенге.
К регионам с наибольшим количеством одобренных проектов к субсидированию в рамках трех направлений Программы можно отнести: Карагандинскую, Актюбинскую, Павлодарскую, Алматинскую области и г.Алматы, на их долю приходится около 47,2 % проектов (525 проектов).
В Павлодарской области одобрено к субсидированию 125 проектов (11,2%) на общую сумму 33 032,3 млн. тенге. В Карагандинской области одобрено к субсидированию 124 проекта (11,1%) на общую сумму 36 077,8 млн. тенге. В Актюбинской области одобрено к субсидированию 103 проектов (9,8%) на общую сумму 19 448,1 млн. тенге. В г.Алматы одобрено к субсидированию 90 проектов (8 %) на общую сумму 47 424,2 млн. тенге. В Алматинской области одобрено к субсидированию 83 проекта (7,8 %) на общую сумму 45 614,5 млн. тенге.
По «гарантированию» подписано 27 договоров на общую сумму 5 050,4 млн. тенге, из них наибольшее количество в Актюбинской области – 5 проектов на сумму 785,3 млн. тенге и в г. Астане – по 3 проекта на сумму 381 млн. тенге.
Наибольшее количество проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» наблюдается в таких отраслях, как: агропромышленный комплекс – 265 проектов, транспорт и складирование – 223 проектов, легкая промышленность и производство мебели – 160 проектов.
В целом, структура БВУ-кредиторов по проектам, одобренным к субсидированию в рамках Программы характеризуется основными крупными банками страны, такими как АО «БТА» -232 проекта, АО «Банк ЦентрКредит» - 157 проектов, АО «Народный Банк Казахстана» - 152 проекта.
В общем количестве субъектов Программы, получивших государственную поддержку в виде субсидирования, доля индивидуальных предпринимателей составила – 18%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 4%, юридических лиц малого предпринимательства – 30%, юридических лиц среднего предпринимательства – 34%, юридических лиц крупного предпринимательства – 14%.
Социально-экономическими эффектом реализации Программы является то, что к настоящему моменту сохранено – 132 тыс., создано более 35 тыс. рабочих мест.
Наибольшее количество рабочих мест создано в Мангистауской – 4358, Восточно-Казахстанской области – 3322, Актюбинской – 3040, Карагандинской области – 2880, г.Алматы – 2838.
В настоящее время, строительство и реконструкция производственной инфраструктуры осуществляется для 262 предприятий, а именно: реконструировано дорог – 48,5 км, отстроено дорог – 81,83 км, железнодорожных путей – 16,5 км, проведены линии электропередач – 364 км, реконструировано линий электропередач - 10,4 км, подведено водопровода – 70,53 км, канализации – 54,45 км, газопровода – 41,9 км, освещения – 23,4 км, телефонизации – 35,49 км, теплосетей – 9,65 км, установлено трансформаторных подстанций – 26 ед.
Начаты работы по организации индустриальных зон в Алматинской и Южно-Казахстанской областях на базе ранее действовавших крупных предприятий и промышленных зон, в Восточно-Казахстанской области ведется работа по строительству индустриальной зоны развития бизнеса по ул. Машиностроителей в районе Арматурного завода АО «Усть-Каменогорский арматурный завод».
В Программу «Дорожная карта бизнеса 2020» с 2012 года также вводятся финансовые инструменты:
- новая система гарантирования
кредитов, разработанная в целях
улучшения доступа
Предусматривается предоставление следующих видов гарантий:
- индивидуальные гарантии для действующих предпринимателей
в размере до 50% от суммы по кредитам от
60 миллионов тенге до
- экспресс-гарантии для
- экспресс-гарантии для
- поддержка начинающих
Предусматривается предоставление начинающим предпринимателям:
- грантов стоимостью до трех миллионов тенге для покрытия затрат, связанных с проектом;
- предоставление экспресс-
- предоставление сервисной
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в рамках Программы заключается в поддержке начинающих предпринимателей (старт-ап проекты); сервисной поддержке ведения действующего бизнеса; обучении топ-менеджмента малого и среднего бизнеса; реализации проекта «Деловые связи». В рамках проекта Поддержка начинающих предпринимателей (старт-ап проекты) организуются двухдневные экспресс-курсы по обучению основам предпринимательства. Поддержка предоставляется преимущественно населению с предпринимательской инициативой и действующим предпринимателям.
По состоянию на 1 апреля 2012 года было охвачено 219 районов, в которых количество слушателей получивших сертификаты составило 15 654 человек, из них 74% индивидуальных предпринимателей, 10% ТОО, 13% крестьянские хозяйства, 3% физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельности.
Реализация компонента «Оказание специализированных сервисных услуг» закреплена за акиматами. В рамках него представителям малого бизнеса оказываются услуги по составлению бухгалтерской и статистической отчетности, сдаче налоговой отчетности и другие.
В рамках сервисной поддержки в каждом регионе проводился конкурсный отбор и были заключены договора с сервисными компаниями для оказания сервисных услуг. В целом по республике было оказано свыше 14 000 сервисных услуг. Сервисные услуги предоставляли порядка 66 сервисных компаний.
На сегодняшний день, сервисные услуги в полном объеме были оказаны практически во всех регионах. С начала текущего года в регионах проводятся конкурсы на определение поставщика сервисных услуг и подготовительные работы к оказанию сервисной поддержки в 2012 году.
Больше всего сервисных услуг было оказано в Западно-Казахстанской области, Акмолинской и г. Алматы. Наименьшее количество услуг было оказано в Актюбинской и Кызылординской областях.
«Обучение топ-менеджмента МСБ» закреплено за АО «Назарбаев Университет». В рамках него организовано обучение для руководителей высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса. АО «Назарбаев Университет» совместно с Университетом Дьюк (США) провели обучение 210 руководителей высшего и среднего звена, которое продлилось до сентября 2011 года.
Необходимо отметить, что с 2012 года внедряются новые компоненты: «Старшие сеньоры», «Бизнес-Насихат» и обучение сотрудников банков второго уровня и акиматов.
Реализация компонента «Старшие сеньоры» ориентирована на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов с успешным опытом работы, как в процессе проведения бизнес-тренингов на первом этапе Проекта «Деловые связи» на территории Казахстан, так и для консультирования участников Программы непосредственно на предприятиях по внедрению новых методов управления, технологий производства и оборудования, и обучения персонала.
Компонент «Бизнес-Насихат» направлен на проведение информационно-разъяснительной работы, популяризацию успешных примеров предпринимателей и успешных проектов в рамках Программы, разъяснение законодательства и регулирования в сфере предпринимательства, пропаганду идей предпринимательства, проведение информационных мероприятий и т.д.
По компоненту «Обучение сотрудников банков второго уровня и акиматов» будут проводиться тренинги по условиям реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и практическим навыкам финансового анализа проектов.
Обучение будет проводиться в городах Астана и Алматы. Для сотрудников банков второго уровня предусмотрены курсы по оценке платежеспособности заемщиков, анализу бизнес-планов, а также практические кейсы по анализу проектов, условиям и процедурам реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и т.д. Курсы для сотрудников акиматов также предполагают изучение процедур реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020».
В сфере предпринимательства Управлениями ведется активная работа по следующим направлениям:
- Координация действий местных исполнительных органов по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса;
- Обеспечения реализаций государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- Содействие созданию и развитию в регионе объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
- Реализация государственной политики в области лицензионной деятельности
В настоящее время в каждой области и в городах Астаны и Алматы функционирует Управления со штатной численностью в среднем 30 единиц.
Следует отметить, что загруженность Управлений несопоставима, так как есть отличительные различия по плотности населения определенного региона и по количеству зарегистрированных субъектов предпринимательства, что может повлиять на эффективность работы управления.
Министерству экономического развития и торговли Координационном советом РК по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью №5 от 24.11.2011 года, было рекомендован совместно с аппаратами акимов областей и городов республиканского значения выработать рекомендации по устранению конфликта интересов (совмещение задач по поддержке предпринимательства и выдаче лицензий и разрешительных документов, проведении проверок) в деятельности управлений предпринимательства и промышленности.
Динамика развития малого предпринимательства в Казахстане свидетельствует об оживлении процессов образования новых малых предприятий и увеличении численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны.
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Место и роль сектора МСП в экономике страны определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Частное предпринимательство является краеугольным камнем развития экономических процессов и устойчивого развития в большинстве развитых стран. Особо следует подчеркнуть свойство МСП создавать и внедрять инновации, которые становятся решающим инструментом конкурирования на глобальных рынках, так, например, в странах ЕС, США, Японии доля инновационных предприятий составляет около 40% от общего числа компаний МСП.
Информация о работе Становление и современное состояние малого бизнеса в Казахстане