Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 08:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить становление, развитие и современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и экономическое содержание предпринимательства в рыночной экономике
- проанализировать современное состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………....3
1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………...5
1.1 Функции и субъекты предпринимательства и бизнеса………………………..5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства…………………...7
2 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА………………………………………………...….11
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане …………………………………………………………………….……11
2.2 Доля вклада субъектов МСБ в ВВП страны и показатели МСБ Казахстана в международных рейтингах ………………………………………………………..14
2.3 Меры финансовой поддержки субъектов МСБ………………………………17
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МСП КАЗАХСТАНА СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Сравнительный анализ развития сектора МСП Казахстана и других стран демонстрирует заметное отставание нашей страны по таким показателям, как вклад МСП в ВВП и занятость населения.
В мировой практике функционирует огромное количество малых и средних компаний и предприятий. так, например, в США, странах европейского союза функционирует свыше 20 млн. фирм, в Китае насчитывается около 40 млн. мелких и средних предприятий, в то время как в Казахстане их в два десятка раз меньше (1,3 млн. зарегистрированных предприятий), однако при сравнении необходимо помнить о наличии объективных специфических особенностей развития частного предпринимательства в разных странах, обусловленных историческими и культурными традициями, уровнем развития экономики, а также законодательными и институциональными условиями поддержки сектора мсп в той или иной стране.
Доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами мсп в сша, странах европейского союза и азии (Китай) составляет от 52% до 67%. в Казахстане же величина данного показателя почти в 2 раза ниже и составляет 27%, еще ниже доля выпуска продукции мсп в россии – 17%.
В зарубежных странах малый и средний бизнес представляют собой главную сферу занятости населения, способствуя развитию инновационного потенциала экономики. Показатель доли занятых в малых и средних компаниях в развитых странах, а также в России составляет около 50–75% экономически активного населения, в Казахстане доля населения, занятого в секторе мсп, в общей занятости также гораздо ниже, чем в развитых странах: в 2012 году этот показатель достиг уровня 30%. в то же время показатель доли предприятий мсп в общей численности всех предприятий в Казахстане составляет 95% и почти достиг среднемирового значения аналогичного показателя, который составляет 98–99%.
Комитет развития предпринимательства в рамках своей деятельности сотрудничает с различными международными организациями, оказывающих поддержку развитию малого и среднего бизнеса такие как Всемирный Банк, Азиатский Банк, JICA, GIZ, ЮСАИД, ОЭСР и другие.
Агентство США по международному развитию
(USAID) предоставляет организационно-
Срок реализации проекта «Поддержка МСБ «Дорожная карта бизнеса 2020»: расширение инструментов Программы Дорожная карта бизнеса-2020» с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2014 года.
В рамках данного проекта планируется: проведение оценки действующей в Казахстане модели бизнес-инкубатора, выработка конкретных рекомендаций по повышению ее эффективности, содействие в создании эффективного модельного Центра по развитию бизнеса, проведение всестороннего анализа существующих финансовых инструментов для начинающих бизнесов, оказание содействия МЭРТ в улучшении их взаимодействия с бизнес – ассоциациями путем предоставления рекомендаций и консультативной поддержки, содействие повышению эффективности программ обучения бизнеса.
Основными задачами является: поиск и привлечение бизнес-тренеров из США для преподавания в учебном центре на территории РК, организация поездок казахстанских предпринимателей по развитию бизнеса в США из числа тех руководящих сотрудников МСБ, которые прошли тренинги в Туран-Профи или в АОО «Назарбаев Университет», оказание технической поддержки по улучшению работы web-сайта фонда «ДАМУ».
Германское общество международного сотрудничества (GIZ) предоставляет организационную поддержку по проведению стажировок в рамках второго этапа проекта «Деловые связи».
Кроме того, Комитет проводит совместное исследование с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по проекту «Повышение региональной конкурентоспособности, направленное на развитие МСБ и повышение конкурентоспособного потенциала регионов страны.
В рамках проекта планируется усиление потенциала регионов посредством привлечения инвестиций в развитие МСБ и укрепление компетенций сотрудников акиматов и соответствующих государственных органов по вопросам, связанными с региональным стратегическим планированием, мониторингом эффективности и контролем качества.
Срок реализации проекта с декабря 2011 года по май 2015 года. Исследование будет проводиться в трех пилотных регионах: Кызылординской, Атырауской и Восточно-Казахстанской областях.
При Комитете развития предпринимательства создан консультативно-совещательный орган, который объединяет данные международные организации, вовлеченные в вопросы развития предпринимательства в Казахстане.
Основными задачами Совета являются: обеспечение взаимодействия и координации деятельности государственных организаций и институтов развития с международными организациями по вопросам предпринимательства выработка предложений по совместным проектам; выработка рекомендаций и предложений по различным направлениям поддержки предпринимательства о Казахстане.
На заседаниях Совета рассматриваются вопросы по развитию предпринимательства: по обеспечению координации и взаимодействия по вопросам разрешительной системы и контрольно-надзорных функций государственных органов, по вопросам финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства.
Комитет развития предпринимательства в рамках своей деятельности сотрудничает с различными международными организациями, оказывающих поддержку развитию малого и среднего бизнеса такие как Всемирный Банк, Азиатский Банк, JICA, GIZ, ЮСАИД, ОЭСР и другие.
Агентство США по международному развитию
(USAID) предоставляет организационно-
Срок реализации проекта «Поддержка МСБ «Дорожная карта бизнеса 2020»: расширение инструментов Программы Дорожная карта бизнеса-2020» с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2013 года.
В рамках данного проекта планируется: проведение оценки действующей в Казахстане модели бизнес-инкубатора, выработка конкретных рекомендаций по повышению ее эффективности, содействие в создании эффективного модельного Центра по развитию бизнеса, проведение всестороннего анализа существующих финансовых инструментов для начинающих бизнесов, оказание содействия МЭРТ в улучшении их взаимодействия с бизнес – ассоциациями путем предоставления рекомендаций и консультативной поддержки, содействие повышению эффективности программ обучения бизнеса.
Основными задачами является: поиск и привлечение бизнес-тренеров из США для преподавания в учебном центре на территории РК, организация поездок казахстанских предпринимателей по развитию бизнеса в США из числа тех руководящих сотрудников МСБ, которые прошли тренинги в Туран-Профи или в АОО «Назарбаев Университет», оказание технической поддержки по улучшению работы web-сайта фонда «ДАМУ».
Германское общество международного сотрудничества (GIZ) предоставляет организационную поддержку по проведению стажировок в рамках второго этапа проекта «Деловые связи».
Кроме того, Комитет проводит совместное исследование с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по проекту «Повышение региональной конкурентоспособности, направленное на развитие МСБ и повышение конкурентоспособного потенциала регионов страны.
В рамках проекта планируется усиление потенциала регионов посредством привлечения инвестиций в развитие МСБ и укрепление компетенций сотрудников акиматов и соответствующих государственных органов по вопросам, связанными с региональным стратегическим планированием, мониторингом эффективности и контролем качества.
Срок реализации проекта с декабря 2011 года по май 2015 года. Исследование будет проводиться в трех пилотных регионах: Кызылординской, Атырауской и Восточно-Казахстанской областях.
При Комитете развития предпринимательства создан консультативно-совещательный орган, который объединяет данные международные организации, вовлеченные в вопросы развития предпринимательства в Казахстане.
Основными задачами Совета являются: обеспечение взаимодействия и координации деятельности государственных организаций и институтов развития с международными организациями по вопросам предпринимательства выработка предложений по совместным проектам; выработка рекомендаций и предложений по различным направлениям поддержки предпринимательства о Казахстане.
На заседаниях Совета рассматриваются вопросы по развитию предпринимательства: по обеспечению координации и взаимодействия по вопросам разрешительной системы и контрольно-надзорных функций государственных органов, по вопросам финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства.
В Казахстане осуществляют свою деятельность и представители институтов развития: АО «ФРП «Даму», «Kazyna Capital Management», АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант», «Национальный управляющий холдинг «КазАгро», АО «Национальный Инновационный Фонд», АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», АО «KazNexInvest» и другие.
Основной деятельностью институтов развития является стимулирование частных инвестиций в несырьевой сектор экономики посредством софинансирования инвестиционных проектов, содействие развитию экспортной способности предприятий, продвижение экспорта казахстанской продукции, а также содействие привлечению иностранных инвестиций, лизинговая деятельность в агропромышленном комплексе, кредитование и оказание финансовых и иных услуг субъектам агропромышленного комплекса и другие.
Проект «Деловые связи» реализуется в два этапа совместно с зарубежными партнерами.
На первом этапе проводятся бизнес-тренинги на территории Казахстана, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим навыкам для повышения управленческой компетенции. В процессе обучения участники Проекта разрабатывают бизнес-планы развития своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.
По окончании бизнес-тренингов участники Проекта самостоятельно дорабатывают бизнес-планы, в соответствии с полученными консультациями, и в последующем могут участвовать в конкурсном отборе во втором этапе Проекта, который заключается в организации тематической бизнес-стажировки за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами.
С 2010 года Проект реализуется совместно с Германией (GIZ), с 2012 года также реализуется с США (USAID). Общее количество участников первого этапа Проекта за 2011 год составило 501 человек.
Наибольшее количество участников приходится на группы, сформированные из числа предпринимателей, представляющих отрасли: информация и связь; здравоохранение; металлообработка, производство и ремонт машин и оборудования.
Стажировку в Германии в рамках второго этапа Проекта «Деловые связи» на данный момент прошли 39 человек (в 2011 году 21 человек и за 1 квартал 2012 года 18 человек), из них 12 человек, прошедших обучение в АОО «Назарбаев Университет»,
Также следует отметить, что в данный период предпринимателями были подписаны договора с немецкими компаниями на общую сумму порядка 400 000 Евро. Было создано одно совместное казахстанско-немецкое предприятие.
Таким образом, в определенной степени скромный по сравнению с развитыми странами вклад малых и средних предприятий Казахстана в производство добавленной стоимости и создание рабочих мест объясняется сложившейся отраслевой структурой производства, которая, в свою очередь, определяется наличием природных ресурсов, технологий и масштабами производства. на наш взгляд, сравнительное отставание показателей экономической и социальной эффективности мсп Казахстана от экономически развитых стран свидетельствует о наличии большого потенциала для дальнейшего развития отечественного предпринимательства.
По отраслевой структуре сектор мсп Казахстана также имеет определенные отличия от развитых стран, если субъекты мсп в нашей стране в основном функционируют, как отмечалось ранее, в сфере оптовой и розничной торговли – их доля составляет 41%, и в сельском хозяйстве – 22%, то в экономически развитых странах структура мсп по отраслям экономики выглядит иначе так, в США очевидно преобладание сферы услуг (58%), более 20% субъектов малого бизнеса осуществляет деятельность в сферах строительства и торговли, в то время как в промышленности занято лишь 2% субъектов малого предпринимательства. в странах европейского союза также наибольшее количество субъектов мсп сконцентрировано в сфере услуг – 23%, в тоже время в сфере строительства и торговли – 33%, а в промышленности занято 7%. в россии, также как и в Казахстане, наибольшую долю в отраслевой структуре мсп занимает сфера торговли, в то время как в сельском хозяйстве занято лишь 3% мсп, а в промышленности – 16%.
Таким образом, характерной особенностью отраслевой структуры мсп Казахстана в сравнении с другими странами является ее сервисно-аграрная направленность в связи с этим остается актуальным вопрос диверсификации сектора мсп. следует отметить, что задача увеличения численности занятых в секторе мсп и его доли в ввп страны не может быть решена отдельными точечными мерами, не связанными со структурными преобразованиями экономической системы. требуется глобальное переосмысление всей экономической парадигмы, где главным двигателем экономики был бы определен малый и средний бизнес. соответственно, одной из ключевых задач является создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата. важной составляющей успеха таких реформ является необходимость изменения отношения общества к предпринимательству. на региональном уровне необходимо провести глубокое исследование экономики регионов, выявить их конкурентоспособные ниши и возможности, что многократно повысит эффективность государственных мер поддержки частного предпринимательства. в целях совершенствования инновационной системы Казахстана необходимо сделать основополагающий упор на развитие инноваций, в том числе, посредством формирования государственного заказа на инновационную продукцию и привлечения высококвалифицированных кадров для разработок и внедрения новых идей в различных областях экономики.
В целом, деловой климат в Казахстане в международном сравнении оценивается как умеренный. Учитывая изложенное, можно с уверенностью сказать, что экономическая стабильность и благоприятный бизнес-климат страны являются визитной карточкой Казахстана. Благодаря чему создается прочная и долгосрочная база для взаимовыгодного партнерства.
Информация о работе Становление и современное состояние малого бизнеса в Казахстане