Страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Страхование — одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества. Главный побудительный мотив страхования — это рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существуют вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, градобития, а также ошибки в результате неосторожного обращения с источником опасности, могут привести к пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить крупный ущерб, нарушить производственный процесс и привести к человеческим жертвам.

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность страхования.docx

— 183.81 Кб (Скачать файл)

Экономическая сущность страхования, его функции

Страхование — одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических  отношений общества. Главный побудительный  мотив страхования  — это рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существуют вероятность риска  разрушительного  воздействия стихийных  сил природы и  нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как  засуха, наводнение, градобития, а также  ошибки в результате неосторожного обращения  с источником опасности, могут привести к  пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить  крупный ущерб, нарушить производственный процесс  и привести к человеческим жертвам. 
 
Мировая практика не выработала более экономичного, рационального и доступного способа защиты экономических интересов товаропроизводителей, чем страхование. 
 
Сущность страхования как экономической категории раскрывается в системе экономических перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий. 
 
Перераспределение средств страховых фондов имеет строго целевое назначение — возместить материальный ущерб, наносимый стихийными бедствиями и различного рода случайностями, для обеспечения непрерывности и бесперебойности расширенного воспроизводства, поддержания необходимого экономичесского уровня страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни. 
 
Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специального фонда денежных средств, что позволяет рассматривать страхование как особую сферу финансовых перераспределительных отношений. Однако страхованию присущ ряд специфических признаков, отличающих его от других финансово-кредитных отношений. 
 
1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб и порождающего необходимость возмещения этого ущерба. 
 
2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками по поводу раскладки суммы ущерба. Подобные перераспределительные отношения основаны на том, что количество пострадавших субъектов от непредсказуемого события всегда меньше числа участников страхования. 
 
3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как в простанстве, так и во времени. Долгосрочность перераспределительных отношений между страхователями порождает необходимость создания страховых 
резервов как регуляторов раскладки ущерба во времени. 
 
4. Выплата страховых возмещений носит вероятностный характер, так как обусловлена случайностью и не 
равномерностью наступления страховых событий. 
 
4. Страховые взносы, мобилизованные в страховой фонд, — возвратные. 
 
Содержание страховых отношений наиболее полно выражают следующие функции: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная. 
 
Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий. 
 
Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда для предотвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и репрессивных мероприятий. 
 
Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачивается страхователю по окончании срока страхования. Однако в условиях инфляции эта функция теряет свою значимость. 
 
Контрольная функция страхования обусловлена строго целевой направленностью в использовании и формировании страховых фондов и резервов. 
 
Экономические отношения по предупреждению разрушительных последствий чрезвычайных страховых событий и возмещению ущерба в совокупности составляют содержание категории страховой защиты. Специфичность этой категории определяется такими признаками, как случайный (вероятностный) характер наступления страховых событий, чрезвычайность нанесенного ущерба и объективная потребность предупреждения и возмещения негативных последствий страхового события. 
 
В страховом риске и защитных мерах от рисков заключается сущность категории страховой защиты. Страховые риски как вероятностное чрезвычайное событие с негативными экономическими последствиями должны обладать четырьмя элементами страхуемости: 
 
1) наступление риска должно быть возможным, иначе отпадает необходимость в страховании; 
 
2) риск должен носить случайный неожиданный характер, когда ни страхователю, ни страховщику заранее неизвестно ни время наступления предполагаемого события, ни сила его разрушительного действия; 
 
3) риск как случайная опасность для данного объекта должен быть доступен статистическому учету применительно к массе однородных объектов, так как без статистических данных, определяющих частоту возникновения опасности, силу ее действия и размер причиняемого ущерба, невозможно установить размер страховых взносов для формирования страхового фонда. 
 
Страховой фонд используется для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных чрезвычайных событий и оказании помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни: временная или постоянная утрата трудоспособности, достижение совершеннолетия, вступление в брак и др. Кроме того, средства страхового фонда используются для целей предотвращения или уменьшения ущерба. Существует две категории принимаемых мер: предупредительные (превентивные), имеющие цель предупредить возможность возникновения бедствия (строительство дамб, огнестойкое и антисейсмическое строительство и т. д.), и подавляющие (репрессивные) — для ограничения разрушительной силы уже наступившего бедствия (тушение пожаров, проведение-спасательных работ). Часть средств страхового фонда в виде временно свободных страховых резервов может инвестироваться в различные отрасли производства или ценные бумаги с целью получения прибыли страховыми компаниями. 
 
Страховой фонд неразрывно связан с общественным воспроизводством, является его обязательным элементом и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. 
 
В условиях рыночной экономики страховой фонд определяется экономической необходимостью, а страхование является обязательным элементом рыночной инфраструктуры, экономическим рычагом стабилизации экономики. 
 
В практике существуют три основные формы создания страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация — фонды риска), централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. 
 
Значение и распространение каждой формы предопределяется конкретными историческими и экономическими условиями и зависит в конечном счете от уровня развития производительных сил общества. 
 
Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда, как правило, в виде натуральных запасов каждым предприятием или хозяйством в отдельности. Особое значение имеют страховые фонды для сельскохозяйственного производства, поскольку оно тесно связано с климатическими и природными условиями и в большей степени, чем промышленность, подвергается воздействию стихийных сил. 

 

 

Законодательное регулирование страховой деятельности в РФ


Понятие страхового права

Страховое право представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.

В государственном праве  закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду  таких правовых документов относится  закон РФ "Об организации страхового дела в РФ". Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" (с последующими изменениями  и дополнениями) регулирует отношения  в области страхования между  страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций  между собой, а также устанавливает  основные принципы государственного регулирования  страховой деятельности. Виды, условия  и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного  страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное  социальное страхование регулируется законом РФ "Об основах обязательного  социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ.

Гражданское право регулирует имущественные обязательства, возникающие  между страховыми организациями  и страхователями. Так, процедура  заключения договора страхования и  последующие взаимоотношения сторон, вытекающие из условий договора, регламентируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации. Страховые  правоотношения между страхователем, страховщиком и выгодоприобретателем являются гражданскими правоотношениями и, следовательно, подчиняются гражданскому законодательству. В случае обнаружения  расхождений между гражданско-правовыми  нормами, содержащимися в законе РФ "Об организации страхового дела в РФ" или любых иных актах, и нормами Гражданского кодекса  следует руководствоваться последними в силу их приоритета.

Страховая деятельность в  области медицинского страхования  регламентируется законом РФ "О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации" от 28.06.1991 г. № 1499-1 (в редакции от 02.04.1993 г. с  последующими изменениями и дополнениями от 28.06.1991 г. № 1499-1), который охватывает особенности организации данного  вида страхования.

Отношения страховых организаций  с органами страхового надзора, лицензирование страховой деятельности, установление показателей и форм учета страховых  операций и отчетности, формирование и размещение страховых резервов, контроль за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков регулирует административное право.

В свою очередь финансовое право регулирует вопросы налогообложения  доходов от страховой деятельности (Налоговый Кодекс РФ).

 

Государственное регулирование и надзор за страховой  деятельностью


Воздействие государства на участников страховых  обязательств проводится по нескольким направлениям:

  • прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
  • законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
  • государственный надзор за страховой деятельностью;
  • защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов обусловливается необходимостью:

  • предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведения обязательного Государственного страхования за счет бюджетных средств;
  • определения основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;
  • предоставления дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
  • создания целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Высокая доля ответственности  страховщика за социальные последствия  его деятельности требует организации  государственного страхового надзора.

При государственной экономике  существовал Госстрах, который был  единственным в России страховщиком, он же осуществлял надзор за страховой  деятельностью.

В июле 1992 г. был создан самостоятельный  орган — Государственный страховой  надзор РФ (Госстрахнадзор), который  в сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору  за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

В 1993 г. в соответствии с  вступившим в силу законом РФ "О  страховании" Федеральная инспекция  была переименована в Федеральную  службу России по надзору за страховой  деятельностью.

В августе 1996 г. Федеральная  служба как самостоятельная структура  была ликвидирована, а ее функции  переданы Департаменту страхового надзора, созданного в составе Минфина  РФ.

В декабре 1997 г. закон РФ "О  страховании" переименован в закон "Об организации страхового дела в РФ", а орган страхового надзора  стал называться Федеральным органом  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Государственный надзор за страховой  деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать:

  • организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь, путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  • создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
  • определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
  • установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т. п.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — орган, регулирующий деятельность страховых организаций, занимающийся лицензированием страховой  деятельности, контролирующий операции страховых компаний на предмет соответствия лицензии и законодательству РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Страховой рынок: место и функции


Страховой рынок — это часть финансового рынка, место, где продаются и покупаются страховые продукты.

Общественная потребность  возмещения материальных потерь определяет необходимость установления экономических отношений между людьми в связи с предупреждением, ограничением и преодолением рисков.

Место страхового рынка в финансовой системе вообще и на финансовом рынке в частности определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к появлению экономического феномена — страхового рынка. С другой − денежная форма организации страхового фондаобеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком (рис. 77).

Рис. 77 Место  страхового рынка в финансовой системе

Страхование — обязательное условие общественного воспроизводства. Поэтому затраты по обеспечению страховой защиты должны входить в издержки производства, что соответствует амортизационной теории страхования. Страховой рынок не только активно воздействует на процесс расширенного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в экономике. Денежная форма организации страховых отношений включает страхование в общую сферу финансового рынка.

Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, госбюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов.

Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы как на партнерских условиях, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурсной борьбы между  различными финансовыми институтами  за свободные денежные средства населения  и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок предлагает страховые  продукты, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т. п.

Функции страхового рынка

Страховой рынок выполняет  ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную  и инвестиционную.

Компенсационная функция страхового рынка выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим лицам в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которые были объектом страхования.

Накопительная функция (сберегательная) обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную сумму.

Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность этой функции — в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования.

Предупредительная функция страхового рынка работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба.

Инвестиционная функция реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т. п.

 

Структура страхового рынка


Страховой рынок — сложная  интегрированная система.

Структура страхового рынка формируется из:

  • страховых организаций;
  • страхователей;
  • страховых продуктов;
  • страховых посредников;
  • профессиональных оценщиков страховых рисков и убытков;
  • объединений страховщиков;
  • объединений страхователей;
  • системы государственного регулирования страхового рынка.

Информация о работе Страхование