Структура финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип государства: унитарное – единое и федеративное – союзное. Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации. Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

Содержание работы

Введение стр. 2
Глава 1. Структура финансовой системы России стр.4
Глава 2. Характеристика элементов финансовой системы России стр. 7
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19

Файлы: 1 файл

ФИН.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание:

Введение                                                                                                  стр. 2

Глава 1. Структура финансовой системы России                                        стр.4

Глава 2. Характеристика элементов финансовой системы России       стр. 7

Заключение                                                                                              стр.17

Список использованной литературы                                                      стр.19

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной контрольной работе мною будет рассмотрена структура  финансовой системы России, а также  будет дана характеристика элементов  финансовой системы России.

В  условиях рыночных отношениях финансовая система России отражает общественно-политическую и социально-экономическую  стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она  охватывает финансовые ресурсы в  форме различных по назначению денежных фондов. Денежные  фонды  находятся  в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства: наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредитных учреждениях, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей.

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского  дела, международного денежного оборота  сопровождается адекватными изменениями  в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени  развития финансовых отношений -   финансовых сфер (централизованных и  децентрализованных), отличающихся особыми  формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

Каждая финансовая сфера управляется специальными финансовыми институтами, к которым относится государственный финансовый аппарат (Министерство финансов РФ и его финансовые органы на местах; министерство по налогам и сборам и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и таможни) и финансово-бухгалтерская служба хозяйствующих субъектов.

Надежная финансовая система  является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

В рамках финансовой системы  осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование  и др.

На финансовую систему  оказывает серьезное влияние  тип государства: унитарное –  единое и федеративное – союзное. Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура финансовой системы России.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

На современном этапе  в состав финансовой системы России входят: бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований; внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды; государственное страхование; государственный кредит; финансы предприятий, организаций, учреждений.

Такое содержание финансовой системы наиболее широко распространено среди представителей финансово-правовой науки и считается общепринятым. Все звенья финансовой системы обладают своими специфическими особенностями и постоянно взаимодействуют между собой. Все вышеперечисленные звенья финансовой системы действуют, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Задачей всех звеньев финансовой системы является образование и  использование соответствующих  денежных фондов. Эти фонды могут  быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций и учреждений. Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных в них средств не оговорено какими-либо целями (бюджеты любого уровня). Целевые денежные фонды предназначены для выполнения определенной функции. Их названия, как правило, определяют их назначение (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и т.п.).

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы  Российской Федерации. Путем ее использования  образуются денежные фонды в форме  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных  или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. При этом они являются финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются за счет налоговых и неналоговых источников, возможно привлечение средств на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные государственные  и муниципальные фонды — самое  популярное звено финансовой системы  Российской Федерации 90-х годов. В  отдельные годы существовало до тридцати различных фондов, только на федеральном  уровне, предназначенных для решения  различных задач. Основной функцией внебюджетных фондов является целевое  финансирование социально-значимых проектов и направлений жизнедеятельности  страны. Они создаются представительными  или исполнительными органами государственной  власти и местного самоуправления либо на основе требований законодательства, либо по собственному решению. Большая  часть внебюджетных фондов была ликвидирована  в конце 90-х годов в связи  с невысокой экономической и  социальной эффективностью и для  устранения распыления денежных средств  государства.

В настоящий момент подавляющее  большинство финансовых ресурсов концентрируется  в бюджетах различного уровня, и  количество внебюджетных фондов значительно  сократилось. Можно выделить три  основных внебюджетных фонда, решающих важнейшие социальные задачи, - Пенсионный фонд. Фонд государственного социального  страхования, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. На уровне субъектов  можно выделить Территориальные  фонды обязательного медицинского страхования.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим  лицам стихийными бедствиями, несчастными  случаями и различного рода другими  неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Законодательство предусматривает  случаи страхования за счет средств  государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников правоохранительных органов).

Кредит выражается в привлечении  свободных денежных средств различных  субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам  во временное использование на началах  возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Различают государственный, муниципальный и банковский кредиты.

Финансы предприятий являются исходным звеном, основой всей финансовой системы, поскольку они непосредственно  связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В  своем материальном выражении —  это обособленные денежные фонды  различного назначения, создаваемые  на каждом конкретном предприятии и  используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Помимо финансов предприятий, действующих  в сфере материального производства, функционируют также финансы  других хозяйствующих субъектов, которые  занимаются деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые  компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой и  некоммерческой основе.

Кроме рассмотренных выше звеньев финансовой системы необходимо отметить денежную и валютную системы  страны, рынок ценных бумаг. Они являются связующим звеном всей финансовой системы  РФ. Так, с помощью денежной системы  производятся денежные платежи и  расчеты, как в безналичной и наличной формах, при формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции, государственные ценные бумаги обращаются на соответствующем рынке.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика элементов  финансовой системы России. Государственный бюджет.

Государственный бюджет - главное  звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.                                                Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:                   -  носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит бюджета;                                                                                         - формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

 - перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности,  социальными группами населения;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение финансовой политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств.

В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это  организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов   автономных округов, бюджет автономной Еврейской  области и около 29 тыс.  местных  бюджетов.

Единой правовой базой  бюджетной системы является Конституция  РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РФ” 

Бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней.

Информация о работе Структура финансовой системы России