Структура финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип государства: унитарное – единое и федеративное – союзное. Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации. Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

Содержание работы

Введение стр. 2
Глава 1. Структура финансовой системы России стр.4
Глава 2. Характеристика элементов финансовой системы России стр. 7
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19

Файлы: 1 файл

ФИН.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в  России было построено на началах  государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием  рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют  четкой специализации по направлениям страхования.

 Фонд социального страхования  (ФСС РФ) действует в соответствии  с указом Президента РФ  от 7 августа 1992г. Положение о ФСС  утверждено постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994г.

Основные задачи Фонда - обеспечение  гарантированных государством пособий:

- по временной нетрудоспособности

- по беременности и родам

- единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)

- при рождении ребенка

- по уходу за ребенком до 1.5  лет

- ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет

В отличие от Пенсионного  фонда  плательщик сначала перечисляет  в ФСС 15% начисленной за квартал  суммы, а  85% - используется на предприятии  для выполнения задач фонда .  Недоиспользованные средства в конце года подлежат перечислению в ФСС.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Для реализации политики в области медицинского страхования  в соответствии с  Законом  РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан  РСФСР”  от 28.06.93г. созданы:

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (субъектов РФ);

 На территории России  создаются страховые медицинские  компании, заключающие с медицинскими  учреждениями договора по оказанию  застрахованным в них гражданам  гарантированный объем медицинской  помощи: “скорая помощь”, лечение  острых заболеваний, услуги по  обслуживанию беременных, помощь  детям, пенсионерам, инвалидам  (например, бесплатные лекарства). Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства фондов формируются  за счет:

- страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

- ассигнований из федерального бюджета;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса  финансовых средств;

- добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;

Государственный фонд занятости  населения РФ (ГФЗН). Образован по Закону  РСФСР “О занятости населения  РСФСР (19 апреля 1991г.)". Положение  о ГФЗН утверждено ВС РФ 8 июля 1993г.

Фонд формируется за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей;

- обязательных страховых взносов работающих;

- ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Начисленная сумма страховых  взносов распределяется между Фондами  занятости местных органов,  Федеральным  фондом занятости и фондом занятости  субъектов РФ.

Средства фонда направляются:

- на профессиональное  обучение безработных;

- на создание новых  рабочих мест;

- на компенсации, выплаты  и субсидии;

- на переезд безработных;

- на материальную поддержку  безработных;

- на создание страхового резерва;

Пособие  по безработице  выплачивается 18 месяцев уволенным  и имеющим работу в течение  последних 26 недель и не работающим в настоящее время гражданам.

Первые 3 месяца - 75% среднемесячного  заработка за последние 3 месяца; 4 месяца - 60%; в дальнейшем - 45% , но не ниже минимального размера оплаты труда.

Имеющим стаж работы достаточный  для выхода на пенсию по старости,  но не достигшим возраста для выхода на пенсию,  за счет средств Фонда  занятости может быть оформлена  пенсия по старости.

Управление фондом осуществляет Государственный комитет   РФ по занятости и центры при представительных органах власти. Оперативное управление  - Правление  фонда.

Финансы предприятий.

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

Финансы предприятий –  это совокупность денежных отношений  в рамках предприятия, направленных на удовлетворение его потребностей в финансовых ресурсов для возмещение затрат, а также для выполнения внешних и внутренних финансовых обязательств и удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Классификация видов предприятия:

  • по организационно правовым нормам (ООО, ЗАО, производственные кооперативы, унитарные предприятия, хоз. ведения)
  • по форме собственности (частные, государственные, смешанные)
  • по целям деятельности (коммерческие, некоммерческие)
  • по сферам деятельности (производственные, торговые, сельскохозяйственные, строительные и др.)

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество  и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики  на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и возможности финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические  результаты работы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  теоритические вопросы, связанные  с финансовой системой России. Проведена характеристика элементов финансовой системы России. По результатам работы можно сделать вывод, что финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две  подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне  и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Задачей всех звеньев финансовой системы является образование и  использование соответствующих  денежных фондов. Эти фонды могут  быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций  и учреждений.

Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных  в них средств не оговорено  какими-либо целями (бюджеты любого уровня). Целевые денежные фонды  предназначены для выполнения определенной функции. Их названия, как правило, определяют их назначение (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и т.п.).

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет  государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Кроме рассмотренных выше звеньев финансовой системы необходимо отметить денежную и валютную системы  страны, рынок ценных бумаг. Они являются связующим звеном всей финансовой системы  РФ. Так, с помощью денежной системы  производятся денежные платежи и  расчеты, как в безналичной и  наличной формах, при формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции, государственные  ценные бумаги обращаются на соответствующем  рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Ковалев В.В. «Финансы», Учебник - М. 2007г.
  2. Поляк Г.Б. «Финансы», Учебник - М. 2004г.
  3. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (уч. пособие),  2006г.
  4. Ковалева А.М. Лапуста М.Г. Финансы фирмы. Учебник - М. 2005г.
  5. Финансы. Учебник под ред. Казак А.Ю.,Сергеев Л.И.- С-П. 2006г.
  6. Финансы: Учебник для вузов под ред. В.М. Родионовой – М. 2007г.

 


Информация о работе Структура финансовой системы России