Структура финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип государства: унитарное – единое и федеративное – союзное. Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации. Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

Содержание работы

Введение стр. 2
Глава 1. Структура финансовой системы России стр.4
Глава 2. Характеристика элементов финансовой системы России стр. 7
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19

Файлы: 1 файл

ФИН.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)

Принципы бюджетного  устройства:  единство, полнота,  реальность, гласность и самостоятельность  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

Свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм,  т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии  с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это  доходы, полностью поступающие в  соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий  для бюджетов РФ и налоги на имущество  физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена  бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий  стихийных бедствий,  катастроф  и других ЧП предоставляются по решению  правительства РФ за счет резервных  фондов правительства, а также целевых  отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возврату.  Возврат осуществляется  в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после  решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых   основным регулятором стал выступать Целевой  фонд финансовой поддержки регионов. На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и  подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на  1 жителя <  95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100 % плановых расходов регионального бюджета.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством  деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.  Эта деятельность  регулируется  Законом  РФ “Об основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации  бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод. Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный  Закон “О Федеральном бюджете  на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен.  В случае отклонения Закона Советом  Федерации создается согласительная комиссия.

В случае  несогласия ГД с  решением СФ закон о бюджете считается  принятым, если за него при  повторном  голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы. Принятый Федеральный Закон в течение 5 дней направляется на подпись президенту.  На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней. Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон   о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

Исполнение бюджета. Это  работа по обеспечению полного и  своевременного поступления  налогов  и других платежей, доходов в целом  и по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в пределах,  утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов  и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ  (ФК) - структуру МФ, которое  осуществляет с единого (главного) счета  Федерального  казначейства все  операции со всеми государственными федеральными ресурсами.  Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат  для транзитного перемещения бюджетных  средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета.  Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

Главное  управление Федерального казначейства МФ РФ:

- организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;

- доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

 - организует распределение  в установленных размерах  доходов между  ФБ и бюджетами субъектов РФ;

- осуществляют управление   доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;

- регулируют финансовые отношения  между ФБ и государственными внебюджетными  фондами;

- организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

Правительство ежемесячно предоставляет  в ГД   информацию о ходе исполнения  ФБ и ежеквартально — отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная  налоговая служба и Государственный  таможенный комитет. Отчет докладывается  Федеральному собранию, которое его   утверждает.

Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.

  Бюджетный дефицит  и его причины. Необходимость  осуществления крупномасштабных  государственных вложений в развитие  экономики, отражающих необходимость  государственного регулирования  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные  стихийные бедствия).

Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под  контролем финансовую ситуацию в стране.

Дефицит может покрываться  работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и  возрастанию инфляционных процессов  и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего,  так и внешнего).

 

 Внебюджетные фонды.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования;

- Фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения;

- Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;

- Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

 Государственный кредит.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций  и населения на началах возвратности для финансирования государственных  расходов.

Государственный кредит –  это форма кредитных отношений, при которых в отношения вступают физические и юридические лица с одной стороны и государство с другой стороны, выступая в роли кредитора, заемщиков или гаранта.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую  государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это  вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний  долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным  по ним процентам.

Внутренний долг состоит  из задолженности прошлых лет  и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Информация о работе Структура финансовой системы России