Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:24, реферат
На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран
2. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
3. Современные тенденции развития бюджетов зарубежных стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран |
4 |
2. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия |
9 |
3. Современные тенденции развития бюджетов зарубежных стран |
12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
16 |
ЛИТЕРАТУРА |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Государственные финансы - это
денежные отношения по поводу распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта и национального дохода,
связанные с формированием
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды.
Бюджет является обязательным
условием функционирования любого государства,
которому необходимы денежные ресурсы
для выполнения своих функций. В
докапиталистических формациях
доходы государства имели
В конце XVIII — начале XIX вв.
практически все государства
Европы имели свои бюджеты, в которых
отражались доходы и расходы казны
на текущий год. По размерам бюджета,
его структуре и
Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.
На момент своего возникновения
бюджет представлял собой смету
вероятных доходов и расходов
государства. Для того времени такое
определение было вполне приемлемым,
поскольку бюджет государства возник
и начал действовать как
Государственный бюджет является
главным в системе финансовых
планов любой страны, поскольку объединяет
их в единую систему, определяя на
текущий год финансовые взаимоотношения
государства с различными звеньями
финансовой системы. Признание бюджета
основным финансовым планом характеризует
его важное место в перераспределении
национального дохода, особую роль
в общественном воспроизводстве. Так,
через государственный бюджет перераспределяется
около 50% национального дохода, примерно
3/4 всех денежных средств многих стран.
Это позволяет государству не
только удовлетворять
Экономическое значение бюджета
заключается прежде всего в том,
что он через систему доходов
(налоги), объем и направление
финансовых средств воздействует на
социально-экономическое
По своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
В процессе составления основного финансового плана государства бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет
узнать, насколько своевременно и
полно поступают финансовые ресурсы
в распоряжение государства, как
фактически складываются пропорции
в распределении бюджетных
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов хозяйствующих субъектов, принимающих форму доходов бюджета.
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Материальной основой
доходов бюджета является национальный
доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств,
когда национального дохода не хватает
для покрытия финансовых нужд, государство
привлекает национальное богатство. Это
означает реализацию отдельных видов
государственной собственности, например,
иностранных ценных бумаг, золотого
запаса, государственных предприятий,
других видов имущества, что в
итоге приводит к сокращению материальных
ценностей, принадлежащих государству;
уменьшению золотовалютных резервов,
капиталовложений за границей, а в
отдельных случаях — и
Состав доходов в значительной
мере зависит от методов, с помощью
которых государство
Центральное место в системе
доходов бюджета занимают налог
Каждый налог в
Налоговая структура бюджетов
членов федерации отличается большим
разнообразием в различных
Вторым по своему финансовому
значению доходом бюджета являются госуд
Наряду с внутренними существуют внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита.
Существуют два пути получения
займов: первый — у широких слоев
населения путем свободной
При чрезвычайных обстоятельствах,
когда получение налоговых
Расходы являются одной из
важнейших характеристик
Расходы бюджета
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
Экономическая сущность расходов
государственного бюджета проявляется
в том, что они служат активным
инструментом экономической политики.
С их помощью государство
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Структура расходов государственного
бюджета, их содержание формируются
под воздействием множества факторов.
Важнейшими из них выступают: уровень
социально-экономического развития страны;
административно-
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применяют бюджетную классификацию.
Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.
Для расходов основными видами классификации являются следующие: министериальная, предметная, экономическая и смешанная. При министериалъной (или ведомственной) классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри ведомства (министерства) разносятся по управлением, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов. Например, средства на содержание пограничных войск, береговой охраны, гражданской обороны, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а проходят по различным гражданским ведомствам.