Сущность бюджета зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:24, реферат

Описание работы

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран
2. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
3. Современные тенденции развития бюджетов зарубежных стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

сущность бюджета зарубежных стран.docx

— 48.30 Кб (Скачать файл)

При предметной (или отраслевой) классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т.д.). Данная классификация намного реальнее отражает цели расходов. Именно поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.

Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.

Смешанная (или  комбинированная) классификация строится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возможна также группировка бюджетных расходов по предметам, а затем — по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

Помимо вышеназванных  классификаций, в последнее время  в бюджетной практике возник ряд  новых ее видов. Среди них наибольшую известность получили целевая классификация и классификация по функциональным признакам. В первом случае классификация основывается на разбивке расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко охватывает десятки департаментов.

Классификация по функциональным признакам основывается на концепции  государственных финансов, которая  рассматривает государственные  средства как инструмент политики правительства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат (зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.).

Наконец, существует ряд  других видов классификации расходов, в основу которых положены различные  признаки. Например, классификация по финансовым признакам, где расходы подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.

Доходы бюджета в основном классифицируются по источникам: налоги, займы, поступления от государственных  предприятий.

Существуют и другие виды классификации доходов. К ним  относятся: юридическая, финансовая и  экономическая классификации.

Юридическая исходит из признака образования дохода, а именно: используется для этого сила государственной  власти или нет. Например, налоги и  штрафы (используется государственная  власть), плата за услуги (не используется). Финансовая классификация основывается на делении доходов на безвозвратные  или постоянные (налоги) и временные (займы). Экономическая классификация  имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических  последствий в результате получения  доходов.

Наиболее популярна и  чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая бюджетная  классификация. Согласно этой классификации  все расходы бюджета могут  быть разделены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) содержание правоохранительных органов, органов  государственной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финансирование обороны; 6) расходы по внешнеэкономической  деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного долга; 8) создание резервных  фондов.

 

  1. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия

 

Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы  должны быть равны доходам. Превышение доходов над расходами образует излишек, который обычно идет на покрытие государственного долга или другие нужды. В конце XIX — начале XX вв. государственный  бюджет в большинстве случаев  сводился с излишком (или профицитом). Это создавало определенную устойчивость государственных финансов и денежного  обращения, возможность сравнительно постепенно увеличивать налогообложение.

В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих  зарубежных странах наблюдается  хронический дефицит их государственных бюджетов, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами.

В экономической теории различают  структурный и циклический бюджетный  дефицит. Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы (например, базовый уровень безработицы в США в настоящее время составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом называется циклическим бюджетным дефицитом.

В западной экономической  литературе существует несколько точек  зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что  растущий дефицит бюджета вытесняет  частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного  капитала ухудшает условия получения  средств предпринимателями, ведет  к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих  мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.

Другие придерживаются противоположных  взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Для того, чтобы определить воздействие  бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить  качество самого дефицита, которое  может быть весьма различным.

1. Дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов,  а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупные стихийные бедствия  и т.п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам особого  рода.

3. Дефицит может отражать  кризисные явления в экономике,  ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае  он — явление чрезвычай но  тревожное, требующее принятия  не только срочных и действенных  экономических мер, но и соответствующих  политических решений.

Отсюда вытекает, что бюджетный  дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к  разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне  драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в  отрицательное качество, т.е. сумма  полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия  кредитных денег. В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать  предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Среди конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  назвать такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

  • изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;
  • более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;
  • резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;
  • снижение военных расходов;
  • сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
  • запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Помимо этого, в мировой  практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих  привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу  несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для  производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

 

  1. Современные тенденции развития бюджетов зарубежных стран

 

Спустя четыре года после начала финансового кризиса состояние глобальной экономики остается нестабильным. Страны с высокими доходами демонстрируют лишь незначительный рост.

В последнем отчете «Глобальные  экономические перспективы», подготовленном Всемирным банком, говорится, что восстановление мировой экономики не просто идет нестабильно – ее будущее неопределенно.

Один из составителей отчета старший экономист Всемирного банка Аллен Деннис отмечает: «В 2012 году рост мировой экономики составил около 2,3 процента. И это относительно скромные показатели по сравнению с докризисными временами».  

Прогнозы на 2013 год остаются довольно скромными – на уровне около 2,4 процента. То есть мировая экономика находится в ситуации волатильного и подавляемого роста. В некоторой степени это можно объяснить экономическими проблемами, с которыми столкнулись несколько стран с высокими доходами.

Экономические решения, которые  принимают в США и Европе, отражаются на процессе восстановления экономики. Здесь продолжаются споры о государственном  долге и сокращении расходов и  дебаты о том, могут ли сокращения бюджета привести к новой рецессии.

Главным тормозом глобальной экономики на данный момент является еврозона. Речь, в частности, идет о необходимости принятия важных решений о бюджетных корректировках

Однако, считает эксперт, ожесточенные дебаты о том, нужно  ли повышать потолок госдолга США, уже  повлияли на экономический рост в  Соединенных Штатах и развивающихся  странах. Потолок госдолга необходимо поднять, чтобы правительство США  могло платить по своим счетам. Если этого не сделать, США объявят  дефолт, и это нанесет серьезный  удар по их финансовому состоянию  и кредитному рейтингу. Несмотря на это, потолок госдолга является разменной  монетой в бюджетных переговорах.

«Мы предполагаем, что власти придут к какому-то соглашению, –  говорит Деннис.— В рамках наших  базовых прогнозов мы не ожидаем, что в США дело дойдет до серьезных  финансовых корректировок или сокращений. Иными словами, мы думаем, что все  это растянется на длительное время, вместо того, чтобы все сделать  быстро».

Несмотря на слабые темпы  роста в странах с высоким  уровнем дохода, прогноз для развивающихся  стран остается оптимистичным (хотя и на 1-2 процентных пункта ниже, чем  в докризисный период). Для восстановление прежних более быстрых темпов роста развивающимся странам  потребуется  сосредоточить усилия на мерах внутренней политики по повышению производительности, с тем чтобы обеспечить условия для уверенного роста в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Сущность бюджета зарубежных стран