Сущность финансов и их роль в функционировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансовой системы Российской Федерации. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность финансов;
2. дать анализ развития финансовой системы;
3. рассмотреть влияние финансов в социальной сфере;
4. выявить влияние безопасности в финансовой сфере на развитие экономики всей страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая сущность финансов
1.1. История финансов 4
1.2. Понятие и функции финансов 5
1.3. Управление финансами 7
1.4. Финансовый контроль 9
Глава 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
2.1. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 11
2.2. Направления использования финансов в целях социально-экономического развития 12
Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации
3.1. Основы финансовой системы в Российской Федерации. 14
3.2. Государственный бюджет. 15
3.2.1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014г... 16
3.2.2. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г.... 17
3.3. Финансовая безопасность Российской Федерации 18
Заключение 19
Приложения 20
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Финансовая система.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж)

 Центрального Банка Российской  Федерации

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Финансы, денежное обращение  и кредит»

на тему «Сущность финансов и  их роль в функционировании

экономики»

 

 

 

 

 

Специальность 080108 «Банковское  дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социально-экономическая сущность финансов

1.1. История финансов 4

1.2. Понятие и функции финансов 5

1.3. Управление финансами 7

1.4. Финансовый контроль 9

Глава 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

2.1. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 11

2.2. Направления использования финансов в целях социально-экономического развития 12

Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации

3.1. Основы финансовой системы в Российской Федерации. 14

3.2. Государственный бюджет. 15

3.2.1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014г... 16

3.2.2. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г.... 17

3.3. Финансовая безопасность  Российской Федерации 18

Заключение 19

Приложения 20

Список используемой литературы 27

 

 

 

 

 

Введение

Экономическое развитие России, как и любой другой страны мира, основано на развитие ее финансовой системы и финансовых структур. Главной опорой финансов как нового экономического явления становятся денежные доходы. Формирование, распределение и использование денежных доходов - вот что порождает финансы. Таким образом, можно сказать, что финансы - это движение денежных доходов. Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения между различными собственниками. Субъект экономических отношений должен всегда быть владельцем дохода. Именно распределяя и тратя денежный доход, каждый участник экономических отношений может реализовать свои потребности.

Целью курсовой работы является изучение финансовой системы Российской Федерации. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

        1. определить сущность финансов;
        2. дать анализ развития финансовой системы;
        3. рассмотреть влияние финансов в социальной сфере;
        4. выявить влияние безопасности в финансовой сфере на развитие экономики всей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-экономическая сущность финансов

    1. История финансов

Финансы как историческая категория. Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии, и сначала обозначал любой денежный платеж, а затем употребляется как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. В средневековой латыни термины finis (конец, окончание срока уплаты денег по сделке)  и finansif (доход, наличность) применялись при документировании хозяйственных сделок и погашении долгов. При этом до сих пор по поводу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни утверждают, что он возник в XIII - XV вв. в Италии, другие – что его ввел в оборот Ж. Боден в своей книги «Шесть книг о республике» (1577 г.). В античные времена казна императора именовалась фиском, в XVI – XIX вв. финансы обозначают формирование доходов государства и их использование. В России наука о финансах на рубеже XIX – XX вв. формировалась и преподавалась как правовая дисциплина. С XIX в. Понятие «финансы» применяется к денежным операциям отдельных предприятий, организаций, банков, а не только к государственным доходам и расходам.

Таким образом, можно назвать  следующие предпосылки возникновения  финансов:

  1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
  2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
  3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

 

1.2. Понятие и функции финансов

Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными  отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. К финансам не относятся денежные отношения, возникающие при купли-продажи товаров, услуг, работ.

По  своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются, экономические денежные отношения, связанные с формированием и  использованием фондов денежных средств  государства, аккумулируемых в государственной  бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Это так называемые общегосударственные финансы. Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных фондов предприятий. Это так называемые финансы хозяйствующих субъектов или финансы предприятий.

Совокупность экономических  отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами  и отдельными гражданами в связи  с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Социально-экономическая  сущность финансовых отношений определяется при рассмотрении вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах  использует эти средства.

Финансовые отношения  складываются между:

  1. Государством и юридическими лицами (налоги, инвестиции, сборы, дотации);
  2. Государством и физическими лицами (налоги, льготы (стипендии, пенсии, социальные пособия));
  3. Юридическими лицами (инвестирование);
  4. Государствами (помощи при каких-то обстоятельствах).

Таким образом, финансы – это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондом денежных средств

Основными функциями финансов является:

  1. Распределительная функция, которая проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов;
  2. Контрольная функция, которая проявляется в способности финансах, контролировать распределение ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению;
  3. Стимулирующая функция, которая состоит в том, что система образования денежных фондов должна стимулировать экономический рост, научно-технических прогресс и увеличение эффективности производства.

Движение  финансовых потоков в экономике  России в обобщенном виде отражается в источниках формирования и основных направлениях использования валового внутреннего продукта (ВВП) как основного показателя итогов экономической деятельности государства. Показатель ВВП был введен в нашей стране в 1988 г. в связи с постепенным переводом российской статистики на систему национальных счетов, принятых в международной практике. При распределении и перераспределении стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства ВВП как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.

Процесс перераспределения затрагивает  движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит через:

  1. бюджетную систему:
    1. поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц;
    2. государственные и муниципальные заимствования;
    3. денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.);
  2. финансовый рынок:
    1. привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных средств в соответствующие активы другими субъектами;
    2. поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

Данные  таблицы 1 показывают, что доля ВВП, перераспределяемого через консолидированный бюджет РФ и государственный внебюджетный фонд, за десять последних лет составляла от 28,6% до 40% ВВП.

Таблица 1.

Доля ВВП, аккумулируемая в консолидированном бюджете РФ и государственных внебюджетных фондах (ГВФ).

Показатели

Годы

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2011

ВВП, млрд. руб.

7305,6

10819,2

17027,2

26917,2

41276,8

45166,0

54369,1

Доходы консолидированного бюджета и ГВФ, % к ВВП

28,7

32,5

31,9

39,5

38,8

35,5

 

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

 

1.3. Управление финансами

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Реализация финансовой политики как цель управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений (доходов, налогов, амортизации и др.).

Управление финансами - это  взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильно и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики.

В процессах  управления финансами объектами управления являются виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплением и их использованием. Субъектами управления соответственно выступают организационные структуры, осуществляющие управление: в финансах хозяйствующих субъектов — специальные службы хозяйствующих субъектов; в страховых отношениях — страховые органы; в государственных финансах — финансовые органы и налоговые инспекции.

Процесс управления финансами можно рассматривать  как следующий ряд последовательных процедур:

Информация о работе Сущность финансов и их роль в функционировании экономики