Сущность финансов и их роль в функционировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансовой системы Российской Федерации. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность финансов;
2. дать анализ развития финансовой системы;
3. рассмотреть влияние финансов в социальной сфере;
4. выявить влияние безопасности в финансовой сфере на развитие экономики всей страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая сущность финансов
1.1. История финансов 4
1.2. Понятие и функции финансов 5
1.3. Управление финансами 7
1.4. Финансовый контроль 9
Глава 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
2.1. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 11
2.2. Направления использования финансов в целях социально-экономического развития 12
Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации
3.1. Основы финансовой системы в Российской Федерации. 14
3.2. Государственный бюджет. 15
3.2.1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014г... 16
3.2.2. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г.... 17
3.3. Финансовая безопасность Российской Федерации 18
Заключение 19
Приложения 20
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Финансовая система.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)
  1. выработка форм финансовых отношений и их совершенствование;
  2. финансовая деятельность, включающая финансовое прогнозирование, составление и исполнение финансовых планов;
  3. изучение, анализ и проверка соблюдения действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования.

Составляющей управления финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

Функции управления и распределения  финансовыми ресурсами федеральными законодательными и исполнительными органами сведены в Приложении № 1.

На региональном уровне управление финансами осуществляют высшие органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Они непосредственно не подчиняются Министерству финансов РФ, но представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Министерство финансов РФ, координируют с ним кадровую и другую работу.

На местном уровне управление финансами осуществляют представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

В коммерческих организациях управление финансами  осуществляется как высшим органом  управления в акционерных обществах — собранием акционеров, — так непосредственно руководством организации в виде совета директоров, генерального директора и созданными финансовыми службами. В небольших организациях функции последних выполняют бухгалтерии.

Количественное воздействие  финансового механизма выражается через объемы и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Так, финансовые потоки, регулируемые государством, в странах с развитой рыночной экономикой составляют от 20 до 50% ВВП (в зависимости от доли социального фактора в экономической политике государств). Наиболее высока доля государства в использовании ВВП в странах с социально ориентированной экономикой. Например, доля государственных расходов (федеральных и местных) в период 1995—2011 гг. возросла в Японии с 20% до 35%, в Германии и Англии — с 36% до 50%, во Франции — с 31% до 54% валового национального продукта этих стран.

 

1.4. Финансовый контроль

Финансовый контроль - это  совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  1. Государственный финансовый контроль (он реализуется через общий государственный, ведомственный контроль и  президентский контроль);
  2. Внутрихозяйственный контроль (осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений, организаций);
  3. Общественный финансовый контроль;
  4. Независимый (аудиторский) финансовый контроль (осуществляют аудиторские фирмы, которые приглашают фирмы).

В зависимости от времени  различают:

  1. Предварительный (составления бюджета) финансовый контроль;
  2. Текущий (контроль за исполнением) финансовый контроль;
  3. Последующий (анализ отчетности) финансовый контроль.

По методам проведения:

  1. Проверки – проводятся на основе отчетной документации балансовых и расходных документов;
  2. Обследования – охватывают более широкий круг финансово-экономических показателей субъекта, в целях определения его финансового состояния и перспектив развития
  3. Анализ финансовой деятельности – предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью обобщения оценки результатов финансовой деятельности;
  4. Ревизия – означает проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

В зависимости от степени  охвата различают:

  1. Полный или комплексный финансовый контроль;
  2. Тематический.

В зависимости от срочности  различают:

  1. Плановый;
  2. Внеплановый.

По характеру материала на основе которого осуществляется финансовый контроль:

  1. Документальные финансовые проверки;
  2. Фактические финансовые проверки.

Основными принципами финансового контроля являются законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций и полномочий.

Государственный финансовый контроль призван обеспечить:

  1. полноту выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (налоговый, таможенный, валютный контроль);
  2. соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований законодательства;
  3. целевое, эффективное и рациональное использование государственных средств;
  4. анализ финансового состояния государственных предприятий и организаций с государственным участием;
  5. контроль за выполнением международных финансовых обязательств государства, эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации, управлением государственными предприятиями и учреждениями.

Контроль  за использованием государственных бюджетных средств осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного и их территориальные подразделения. К основным нарушениям, выявляемым этими органами, относятся:

  1. нецелевое использование средств федерального бюджета;
  2. нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере;
  3. неправомерное использование денежных средств, недопоступление налогов и сборов в бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные фонды и др.

Глава 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

2.1. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

Исходя из главной функции финансовой системы, заключающейся в эффективном распределении финансовых ресурсов, отмечаются базовые функции этой системы:

  1. обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государства и из одних отраслей экономики в другие;
  2. обеспечение способов управления риском;
  3. обеспечение способов осуществления расчетов;
  4. обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях;
  5. снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики;
  6. обеспечение способов решения проблемы стимулирования, когда один из участников сделки владеет информацией, которой не обладает другой.

Центральное место в модели рыночного хозяйства занимает группировка  экономики по секторам с целью анализа финансовых потоков доходов и расходов, активов и пассивов в хозяйствующих субъектах, являющихся юридическими лицами (институциональными единицами). Движение денежных потоков осуществляется последующим секторам экономики:

    1. нефинансовые корпоративные и квази-корпоративные предприятия;
    2. финансовые учреждения;
    3. страховые предприятия;
    4. органы государственного управления;
    5. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
    6. домашние хозяйства.

Финансы оказывают влияние на общественное производство через объемы мобилизации органами власти налоговых и неналоговых доходов, пропорции распределения финансовых ресурсов между сферами и звеньями финансовой системы страны, формирование доходов населения, методы начисления амортизации, объемы государственных закупок, финансирования федеральных, региональных, муниципальных целевых программ, стерилизацию денежной массы и др.

Государственные финансы связаны с перераспределением стоимости ВВП в денежные формы через налоговые и неналоговые методы, о чем свидетельствует доля ВВП, аккумулируемая в бюджетной системе РФ (табл. 1).

Динамика  условий и уровня жизни населения  также напрямую связана с процессами распределения доходов, и характеризуется значительной дифференциацией доходов, низким уровнем прожиточного минимума, минимальной заработной платы, коэффициентом замещения пенсии и др. Качественное воздействие финансов должно обеспечивать доступность финансовых ресурсов, расширение спектра финансовых инструментов и т.п.

 

    1. Направления использования финансов в целях социально-экономического развития

В предшествующей рыночным отношениям планово-командной экономике  проблема взаимодействия финансового  и реального секторов решалась с  помощью централизованного аккумулирования и распределения финансовых ресурсов. С ликвидацией директивного планирования его механизмы должны были заменить децентрализованные институты финансирования, которые еще находятся в стадии становления.

В 2002 г. Всемирный банк присвоил России статус страны с «частично рыночной экономикой», исходя из следующих критериев:

    1. социальное положение населения;
    2. наличие развитых рыночных институтов;
    3. устойчивые темпы экономического роста.

Для их достижения необходимо использование различных инструментов государственного регулирования.

Таблица 2.

Инструменты государственного регулирования экономики

Инструменты

Содержание

Административные

Лицензирование, квотирование, контроль над ценами

Государственно-правовые

Законодательная система

Прямое экономическое  регулирование

Государственные закупки, целевое  финансирование, субсидирование, льготные кредиты

Косвенное экономическое  регулирование

Налоги, кредитно-денежная система, таможенно-тарифное регулирование


Методами государственного финансового регулирования являются бюджетная и налоговая политика, регулирование цен и тарифов естественных монополий, способы начисления амортизации, государственные гарантии, страхование и кредитование, формы поддержки малого бизнеса.

Так, налоговое регулирование в мировой практике включает прогрессивную систему налогообложения доходов граждан, относительно высокие ставки налога на наследуемое имущество, льготы при налогообложении малых предприятий, инноваций, инвестиций. Для предприятий малого бизнеса применяются специальные налоговые режимы. Налоговые льготы устанавливаются для особых экономических зон (по земельному налогу, налогу на имущество и др.).

Методами межбюджетного регулирования выступают регулирующие налоги (доходы), дотации, субвенции, субсидии.

Методами финансового регулирования в социальной сфере являются такие социальные нормативы, как прожиточный минимум, минимальная заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь и др.

Приложение  № 2

Проанализировав Приложение № 2,можно сделать вывод о том, что численность получателей ежемесячной денежной выплаты в 2010 году, по сравнению с 2009годом, сократилась на 0,45% (т.е. сократилась на 73.807 человек); а также численность получателей более одной ежемесячной денежной выплаты сократилась на 1,5% (т.е. сократилась на 4.551 человек). Наибольшее количество получателей по ежемесячной денежной выплате являются граждане категории: «Инвалиды» (в т.ч. Инвалиды 1, 2 и 3 группы), «Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан - всего» и «Ветераны боевых действий».

Информация о работе Сущность финансов и их роль в функционировании экономики