Сущность финансов и их роль в функционировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение финансовой системы Российской Федерации. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность финансов;
2. дать анализ развития финансовой системы;
3. рассмотреть влияние финансов в социальной сфере;
4. выявить влияние безопасности в финансовой сфере на развитие экономики всей страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая сущность финансов
1.1. История финансов 4
1.2. Понятие и функции финансов 5
1.3. Управление финансами 7
1.4. Финансовый контроль 9
Глава 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
2.1. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 11
2.2. Направления использования финансов в целях социально-экономического развития 12
Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации
3.1. Основы финансовой системы в Российской Федерации. 14
3.2. Государственный бюджет. 15
3.2.1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014г... 16
3.2.2. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г.... 17
3.3. Финансовая безопасность Российской Федерации 18
Заключение 19
Приложения 20
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Финансовая система.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

Провозгласив себя социальным государством, согласно действующей Конституции РФ, Россия вкладывает большое количество финансовых ресурсов в развитие социально-экономической политике.

 

 

Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации

    1. Основы финансовой системы в Российской Федерации

Финансовая система определяется как совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

В этой совокупности денежных отношений возникают  многообразные взаимосвязи между государством и экономическими субъектами, между ними и внутри них, которым присуща своя специфика регулирования.

 В Приложении №  3 указывается структура финансовой системы и институты, организующие эту систему в Российской Федерации.

Основное взаимодействие государства с финансовыми учреждениями состоит в:

  1. размещении временно свободных денежных средств на счетах ЦБ РФ и коммерческих банков;
  2. участие в капитале государственных финансовых учреждений;
  3. обслуживании государственных ценных бумаг, размещенных среди финансовых учреждений.

Перед Россией стоит проблема привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической модернизации и долгосрочного экономического роста. Таким образом, одной из ключевых проблем финансовой системы страны остается ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Рассмотрев  Приложение № 5 можно сказать, что  ведущее место по экспорту на 2010 год занимают: Китай, США и Германия.

Рейтинг стран за 2010 год по экспорту:

    1. Китай
    2. США
    3. Германия
    4. Япония
    5. Франция
    6. Нидерланды
    7. Республика Кореи
    8. Италия
    9. Бельгия
    10. Великобритания
    11. Россия.
    1. Государственный бюджет

Государственный бюджет является ведущим звеном системы государственных финансов. В нем объединяются доходы и расходы государства. Сущность государственного бюджета составляют его доходная и расходная статьи.

Структура бюджетной системы  в РФ:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты:
    1. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    2. бюджеты городских и сельских.

Таблица 3.

Исполнение  консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011 год.

 

Доходы

Расходы

Профицит,  
дефицит(-)

2011г.

Январь

1115,9

647,0

468,8

Январь-февраль

2405,0

1949,0

455,9

I квартал

4392,5

3575,4

817,0

Январь-апрель

6326,0

5153,7

1172,4

Январь-май

7992,0

6549,4

1442,6

I полугодие

9885,1

8138,7

1746,4

Январь-июль

11748,6

9665,4

2083,3

Январь-август

13496,1

11138,6

2357,5

Январь-сентябрь

15170,8

12745,4

2425,4

Январь-октябрь

17025,2

14324,5

2700,7

Январь-ноябрь

18669,8

16029,0

2640,8

Год

20853,7

20004,8

848,8




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статистическими данными профицит бюджета за 2011 год составил 848,8 млрд. руб., что свидетельствует о развитии финансовой системы в РФ

 

 

 

 

      1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 гг.

Президент России представил бюджетное послание на 2012-2014 гг. В нем подведены итоги бюджетной политики в 2010 г. и в начале 2011 г., обозначены основные проблемы и вызовы в этой сфере, установлены цели и задачи на ближайшие 3 года.

Федеральный бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. должен обеспечить устойчивое посткризисное развитие, модернизацию экономики, повышение уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, эффективность и прозрачность госуправления. Необходимо снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов и сократить его дефицит.

В числе  предлагаемых мер - внедрение с 2012 г. программных бюджетов на всех уровнях управления, кардинальная перестройка системы госзакупок, приватизация крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях (кроме инфраструктурных и связанных с обеспечением безопасности страны).

В налоговой  сфере планируется ввести консолидированную  отчетность по налогу на прибыль, завершить  подготовку к внедрению местного налога на недвижимость. На 2012-2013 гг. будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: с 34 до 30%, а для малого бизнеса и "упрощенцев" - до 20%. Также планируется усовершенствовать механизмы налогообложения нефтяной и газовой отраслей, табачной и алкогольной продукции, заменить ЕНВД патентной системой.

Определены  приоритеты бюджетных расходов. Должно быть предусмотрено необходимое  финансирование всех принятых обязательств. В их числе - реформирование денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел; повышение пенсий и социальных пособий; модернизация здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется стимулированию инновационного развития страны.

Предусмотрена децентрализация в сфере межбюджетных отношений. В частности, госпрограммы должны определять общие для всех уровней власти направления и приоритеты политики. Их реализация на региональном уровне будет поддерживаться одной субсидией, выделяемой в рамках соответствующей программы.

 

 

      1. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г.

В качестве макроэкономических условий базового сценария использовались «Исходные условия на период до 2023 года» Минэкономразвития России от 8 мая 2008 года. 

Базовый сценарий предполагает:

  1. Начиная с 2010 года приведение эффективной ставки ЕСН к уровню 2005 года и формирование взносов на обязательное страхование со шкалой: для заработных плат до 1100 тыс.рублей в год – 26%, в диапазоне  от 1100 тыс.рублей до 2300 тыс.рублей – 10%, свыше 2300 тыс.рублей – 2%.  
    В 2020 году ставка взносов на обязательное страхование (пенсионное), уплачиваемая работодателями, увеличивается на 3%. 
  2. Введение взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых работниками (после 1968 года рождения включительно) по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в размере до 1100 тыс. рублей в год. 
  3. Часть ЕСН, направляемая в настоящее время в федеральный бюджет и предназначенная для выплаты базовых пенсий, будет направляться в Пенсионный фонд. Половина взносов (3%), уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование текущих пенсий. 
  4. Индексацию ставки НДПИ на газ с 2011 года на индекс потребительских цен. 
  5. Индексацию ставок акцизов на индекс потребительских цен с 2011 года. 
  6. Реформирование нефтегазовых фондов. Начиная с 2010 года снижается целевой (нормативный) объем Резервного фонда с 10% ВВП до 6% ВВП. Средства Фонда национального благосостояния используются начиная с 2010 года для дополнительного финансирования пенсионной системы. Для этого ежегодно выделяется целевой трансферт в размере 0,6% ВВП. 
  7. Увеличение трансфертов в Пенсионный фонд из федерального бюджета. Выделение трансфертов из общих доходов федерального бюджета в ПФР (т.е. сверх трансфертов из Фонда национального благосостояния) призвано довести коэффициент замещения до целевого уровня 30%. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с ревалоризацией пенсионных прав.

 

 

    1.  Финансовая безопасность Российской Федерации

Множество факторов содержат потенциальную угрозу нарушения макроэкономической стабильности и финансовой безопасности страны. К основным искажающим моментам можно отнести следующие:

  1. Сконцентрированность инвестиционных ресурсов в минерально-сырьевом комплексе. Большинство других отраслей, включая высокотехнологичные, испытывают трудности с привлечением инвестиций.
  2. Высокий объем «скрытой», «неформальной» и «нелегальной» экономики. По оценкам экспертов, оборот «теневого» капитала в стране ежегодно составляет 20—25 миллиардов долларов США. Одной из причин роста «теневой экономики» является закрытость и неподконтрольность обществу государственных органов власти и управления.
  3. Низкий уровень прозрачности финансовой отчетности и финансовых потоков, особенно в экспортоориентированных отраслях промышленности, составляющих основу национальной экономики.
  4. Одним из условий функционирования рынка является наличие среднего класса среди населения. Однако разница доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения составляет более 15 раз. При таком уровне благосостояния населения трудно рассчитывать на активизацию процессов по формированию внутреннего платежеспособного спроса, основным носителем которого является средний класс, что является потенциальной угрозой устойчивости экономического роста. В современных условиях возрастает роль государственно-частного партнерства.

Под финансовой безопасностью понимается обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Финансовая безопасность является важнейшим элементом экономической  безопасности, показатели которой приведены в Приложении № 4.

 

 

 

 

 

Заключение

На  сегодняшний день остаются вопросы  в связи с финансовой глобализацией, открытием российской экономики  и ее финансовой системы в процессе интеграции во Всемирную торговую организацию (ВТО). С одной стороны, отстать от хода глобализации, отрезать себя от передовых технологий в финансовой сфере опасно. С другой стороны, безоглядная либерализация потоков через государственные границы не только товаров, а особенно капиталов, допуск филиалов зарубежных банковских и страховых компаний может привести к угрозам финансовой безопасности страны.

Особо стоит перед Россией проблема привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической модернизации и долгосрочного экономического роста. По поводу участия России в международном движении капиталов отмечается, что доля России в мировом торговом обороте в августе 2010 года составила 1434,2 млрд. руб. В 2010 году Россия, увеличив объем экспорта на 41%, заняла среди ведущих мировых экспортеров 11-е место.

А также  стоит отметить, что за последнее  время произошли значительные изменения в отраслевой структуре, удельном весе отдельных отраслей, например, доля промышленности упала почти на 10 процентных пунктов. Доля сельского хозяйства сократилась более, чем в 2 раза, доля строительства сократилась в меньшей степени (на 1/3), что связано в основном с ростом жилищного строительства. Резко возросла доля торговли и услуг. Повышение доли отраслей, производящих услуги объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом цен на товары (что отличает Россию от многих развитых стран сообщества), а также быстрым развитием финансовых услуг и других посреднических услуг, характерных для рыночной экономики.

Таким образом, современное состояние финансов России обусловлено во многом тем, что система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново, и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Одной из ключевых проблем финансовой системы страны остается ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, разрыв между реальным и финансовым секторами экономики.

Информация о работе Сущность финансов и их роль в функционировании экономики