Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие и сущность финансовых отношений их классификацию, объектов и субъектов. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность финансовых отношений; рассмотреть виды, функции финансовых отношений; проанализировать состояние финансов и финансовых отношений в Российской Федерации. Проанализировать финансовое благосостояние населения России. Наметить перспективы функционирования финансовой системы. Определить пути решения проблем финансовой системы России.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции и виды финансовых отношений………………….3
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………...3
1.2 Функции финансовых отношений……………………………………..7
1.3 Виды финансовых отношений………………………………………..11
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов……………………………………………………………………..13
2.1. Анализ финансовой деятельности государства……………………...13
2.2. Анализ состояния доходов населения………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….....29
Список литературы………………………………………………………....31
Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:
1) налоги,
которые могут как сокращать,
так и стимулировать
2) государственные
расходы, которые побуждают
3) регулирование
или контроль, посредством принятия
соответствующих законов,
4) установление
предельных цен на некоторые
товары и услуги (главным образом
в отраслях естественных
Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства.
Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования.
Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.
Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929–1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.
Контрольная
функция финансов тесно связана
с распределительной функцией. Нельзя
сказать, что контроль осуществляется
только после того, как произошло
распределение и
Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т.п.).
Финансовый
контроль осуществляется и в отношении
хозяйствующих субъектов. Для частных
предприятий он связан с контролем
в части полноты и
Когда говорят
о финансовом контроле со стороны
органов государственной
Финансовый
контроль нацелен на повышение эффективности
использования бюджетных
Контрольная
функция финансов проявляется через
деятельность финансовых органов. Контроль
может осуществляться как специальными
финансовыми подразделениями
1.3 Виды финансовых отношений
Говоря о финансах как о совокупности объективных денежных отношений, что же представляет собой эта совокупность. По своему содержанию финансы представляют конкретные виды денежных отношений, опосредствующих прямое движение стоимости. К ним относятся:
- денежные
отношения предприятий,
- денежные
отношения между предприятиями,
- денежные
отношения предприятий и
- денежные
отношения государства с
- денежные
отношения предприятий,
- денежные
отношения внутри
- денежные
отношения предприятий,
- денежные
отношения предприятий,
- внутригосударственные
денежные отношения (
- денежные
отношения государства с
- денежные
отношения предприятий с
- денежные
отношения между партнерами
- денежные
отношения предприятий и
Перечисленные виды денежных отношений не исчерпывают всего содержания финансов. С развитием рыночных отношений возникают и развиваются новые виды и подвиды, исчезают или модернизируются старые виды финансовых отношений.
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов.
2.1. Анализ финансовой
Финансовая
система России как совокупность
государственных органов и
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.
В целом финансовая система представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема финансовой системы.
Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, то есть конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.
Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.
Общегосударственный
финансовый контроль осуществляют законодательные
органы власти — Федеральное Собрание
и его две палаты — Государственная
Дума и Совет Федерации, финансовые,
налоговые, кредитные учреждения,
министерства и ведомства, отделы местных
органов власти. Важнейшей функцией
законодательных органов
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Счетная
палата осуществляет контроль за своевременным
исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета, законностью
и своевременностью движения средств
бюджета в Центральном банке
и иных финансово-кредитных
В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
В структуре
аппарата Министерства финансов функционирует
контрольно-ревизионное
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые
органы разрабатывают проекты
Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета в 2011-2013 гг., отражена в таблице 1. (в % к общей сумме доходов):
Таблица 1.
Динамика доходов федерального бюджета 2011-2013 г.
Информация о работе Сущность, функции и виды финансовых отношений