Сущность, функции и виды финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие и сущность финансовых отношений их классификацию, объектов и субъектов. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность финансовых отношений; рассмотреть виды, функции финансовых отношений; проанализировать состояние финансов и финансовых отношений в Российской Федерации. Проанализировать финансовое благосостояние населения России. Наметить перспективы функционирования финансовой системы. Определить пути решения проблем финансовой системы России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции и виды финансовых отношений………………….3
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………...3
1.2 Функции финансовых отношений……………………………………..7
1.3 Виды финансовых отношений………………………………………..11
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов……………………………………………………………………..13
2.1. Анализ финансовой деятельности государства……………………...13
2.2. Анализ состояния доходов населения………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….....29
Список литературы………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

Виды фин.отношений К.Р. зимняя сессия.docx

— 146.31 Кб (Скачать файл)

Регулирующая  функция финансов проявляется через  воздействие государства на экономическое  развитие (поведение хозяйствующих  субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут как сокращать,  так и стимулировать предпринимательскую  деятельность и частное потребление;

2) государственные  расходы, которые побуждают фирмы  или работников производить те  или иные товары и услуги, а  также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование  или контроль, посредством принятия  соответствующих законов, определенных  видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых  из них;

4) установление  предельных цен на некоторые  товары и услуги (главным образом  в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных  капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного  производства.

Выделяя ассигнования на военные цели, государство  предъявляет спрос не только на военную  технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные  исследования.

Финансируя  инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может  ограничить частное потребление  отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами  бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным  и действительно применяемым  в производстве капиталом.

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики  правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929–1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана  с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло  распределение и перераспределение  совокупною продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется входе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как  на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления  бюджета, целевым использованием бюджетных  средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов  по долгам государства и т.п.).

Финансовый  контроль осуществляется и в отношении  хозяйствующих субъектов. Для частных  предприятий он связан с контролем  в части полноты и своевременности  налоговых платежей, правильности отражения  затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования  доходов от предпринимательской  деятельности. Для бюджетной сферы  – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением  сметы расходов. Для частных лиц  контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят  о финансовом контроле со стороны  органов государственной власти, то речь идет прежде всего о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и  полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой  службой, кредитной системой, а также  взаимных расчетов и платежей между  предприятиями и организациями.

Финансовый  контроль нацелен на повышение эффективности  использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской  деятельности, рациональное использование  имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через  деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и  специальными ведомствами. В большинстве  развитых стран существуют также  общественные формы контроля за целевым  использованием бюджетных средств.

 

1.3  Виды финансовых отношений

         Говоря о финансах как о совокупности объективных денежных отношений, что же представляет собой эта совокупность. По своему содержанию финансы представляют конкретные виды денежных отношений, опосредствующих прямое движение стоимости. К ним относятся:

- денежные  отношения предприятий, хозяйственных  организаций с государством (взаимоотношения  с бюджетом, платежи в централизованный  фонд государства);

- денежные  отношения между предприятиями,  организациями внутри одной страны  по поводу применения санкций  и поощрений при выполнении  договорных обязательств;

- денежные  отношения предприятий и хозяйственных  организаций со своими работниками  (оплата труда, выплата дивидендов  по акциям и др.);

- денежные  отношения государства с населением (взимание налогов, получение  займов, выплата выигрышей и др.);

- денежные  отношения предприятий, организаций,  населения со страховыми организациями  (получение страховых взносов,  выплаты страховых пособий и  др.);

- денежные  отношения внутри хозяйственной  единицы, связанные с организацией  внутрихозяйственного расчета (применение  внутренних санкций и поощрений  между бригадами, цехами и т.п.);

- денежные  отношения предприятий, организаций  со своими вышестоящими органами (передача и получение части  доходов);

- денежные  отношения предприятий, организаций  с банками (получение, погашение  ссуд, получение процентов по  вкладам);

- внутригосударственные  денежные отношения (формирование  и распределение централизованного  дохода государства на фонды  целевого назначения, финансирования, народного хозяйства, управления, обороны, резервов);

- денежные  отношения государства с другими  государствами или международными  фондами (оказание и получение  безвозмездной помощи, выдача и  получение ссуд, уплата и получение  процентов за ссуду и др.);

- денежные  отношения предприятий с предприятиями  других стран (применение санкций  и поощрений при выполнении  договорных обязательств);

- денежные  отношения между партнерами совместного  предприятия (формирование уставного  фонда, распределение доходов  и др.);

- денежные  отношения предприятий и населения  (приобретение акций, выплата  и получение дивидендов).

       Перечисленные виды денежных отношений не исчерпывают всего содержания финансов. С развитием рыночных отношений возникают и развиваются новые виды и подвиды, исчезают или модернизируются старые виды финансовых отношений.

 

2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов.

2.1. Анализ финансовой деятельности  государства.

Финансовая  система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему  финансовых органов возглавляет  Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Финансовая  система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.

В целом  финансовая система представлена на рисунке 1.

Финансовая система


Финансы государства

Финансы предприятий, организаций

Страхование

Финансы коммерческих организаций

Финансы коммерческих предприятий

Финансы общественных организаций, фондов

Социальное страхование

Личное страхование

Имущественное страхование

Страхование ответственности

Страхование предприни-мательских рисков

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

Государственный кредит


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема  финансовой системы.

 

Как уже  говорилось, финансы — экономическая  и правовая категория, то есть конкретную форму им придает государство, вырабатывая  конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Государство использует фонды денежных средств  также для погашения своих  задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные  органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная  Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения,  министерства и ведомства, отделы местных  органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием  государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной  деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета, законностью  и своевременностью движения средств  бюджета в Центральном банке  и иных финансово-кредитных учреждениях  РФ. В ее задачу входит определение  эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных  законов. Осуществляя контроль в  процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей  федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом.

В обязанности  Счетной палаты входит регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в РФ, на федеральные  внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль  за состоянием республиканского бюджета  в Российской Федерации и его  исполнением осуществляет созданный  при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и  подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную  Думу Президентом Российской Федерации.

Важную  роль в осуществлении финансового  контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре  аппарата Министерства финансов функционирует  контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным  обеспечением федерального бюджета  финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного  хозяйства, социально-культурные и  иные мероприятия.

Финансовые  органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Российской Федерации, составляют консолидированный  бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Финансовая  деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.

По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов  федерального бюджета в 2011-2013 гг., отражена в таблице 1. (в % к общей сумме доходов):

Таблица 1.

Динамика  доходов федерального бюджета 2011-2013 г.

Информация о работе Сущность, функции и виды финансовых отношений